Музыкальный понедельник: Баста

Продолжаем нещадно критиковать российских музыкантов. Подошла очередь Василия Вакуленко, а точнее, одного из его амплуа — Басты.

Шеф-редактор портала «Твоя Параллель» Алексей Боровенков:

Совершенно не понимаю, чем Баста заслужил популярность. У него нет особого шарма, необычных текстов, сверхритмичных битов, изюминки.

Стихи — набор шаблонов, неграмотности и несуразностей. «Мелодия двух сердец, минорная терция», — затёртый образ и просто глупость (не бывает минорных терций), «Тайны «Миров» Желязного», — фамилия знаменитого фантаста не склоняется, «Детка, ты просто космос, когда тебя я вижу, по коже мОроз», — ужасная расстановка ударения. И так далее, ошибки и шаблоны можно перечислять бесконечно.

Апофеозом стиля Басты является, конечно, «Моя игра». Понятно, что песня написана в самом начале творческого пути, но за следующие 10 лет уровень рэпера не вырос ни на йоту. Всё тот же сбивчивый ритм, кое как подобранные рифмы, сплошные клише и чересчур навязчивый образ лирического героя. Вы только посчитайте количество личных местоимений:

«Моя игра, моя игра —

Она мне принадлежит и таким же, как и я.

Моя игра, моя игра —

Здесь правила одни и цель одна».

При этом в тексте из 300 слов ни разу не упоминается, что это собственно за игра. Просто его игра, и всё тут.

Самое главное, что Вакуленко умеет делать хороший рэп. Проект «N1NT3ND0» радует чёрными агрессивными текстами и качающими битами. Может быть, лиричный и романтичный Баста — это просто не самое выдающееся амплуа Вакуленко, а люди никак не хотели этого замечать.

Моя игра

 

Моя игра, моя игра,

Она мне принадлежит и таким же, как и я.

Моя игра, моя игра,

Здесь правила одни и цель одна.

 

Со мною всё нормально, ну и что, что кровь из носа,

Со мною всё нормально, просто я стал очень взрослым,

Со мной всё хорошо, просто я забыл как дышать,

Я начал игру, но забыл как играть.

 

Всё нормально, просто стало вдруг темно,

На юге стало холодно, на севере — тепло,

Остался я один, сам по себе, сам за себя,

Остался только бог, который смотрит на меня.

 

Я много раз ошибался, делал что-то не так,

Но я вставал и делал следующий шаг.

Я верил людям, которым верить нельзя,

Они пользовались этим, но, поверьте мне, зря.

 

Были люди, на которых мог я опереться,

С чистым сердцем помогали мне они.

Но мои враги хотели смерти для меня,

Но я разбил их планы, ведь это – моя игра.

 

Улицы несут в себе боль и разочарование,

Минуты страха, минуты отчаяния.

Люди от боли без бога сходят с ума,

Но кто-то скажет равнодушно: «Такова судьба».

 

Кто-то, играя в игру, забывает о правилах

И поздно понимает, что фортуна его оставила.

Кто-то правила игры подстраивает под себя,

Чтобы победителем быть всегда.

 

В игры играют дяди с большими пушками,

Связываться с ними – это не игрушки.

На мушке окажешься ты в один миг,

Чик-чик, до выстрела останется лишь крик.

 

В игры играют дома, там где тепло,

Играют в шашки, шахматы, домино, но…

Я играю в игру – она моя,.

Она мне принадлежит и таким же, как и я.

 

Если хочешь играть – играй,

Если хочешь летать – лети,

Жизнь – это тоже игра,

Если ты упал – встань и иди!

Фотограф Иван Елисеев:

Не слушаю рэп. Вообще эту музыку плохо понимаю. Трудно дать какой-то анализ текстов Басты, просто прочитав их, но с первого взгляда это похоже на бред. Можно было бы, конечно, потратить полчаса на прослушивание, но желания не возникает. Хорошо, что хоть на русском парень читает, за это можно плюсануть, но повторюсь, для меня эта музыка не подходит. Из всех текстов заинтересовал, наверно, только «Урбан», потому что как фотографу тема города и городских жителей мне интересна. Есть тут и тексты про любовь, в стиле «Я люблю тебя, детка», но это всё уже где-то было…

 

Урбан

 

Под гнётом свинцового купола

В центре бессветного Урбана

Дорогой, которая выбрана,

Туда, где встретим последний рассвет:

Sunshine.

Под гнётом свинцового купола

На улицах Урбана

Под песню, что нами придумана,

Туда, где встретим последний рассвет:

Sunshine.

 

Мне многие советуют, браза, пора завязывать,

Мол, в жизни важны маза и материальная база.

У тебя взятая в кредит битая не раз чёрная мазда

И эти аэропорты, вокзалы и трассы.

 

Но каждый знает, если Баста на сцене —

Выкладка на сто процентов для тех, кто ценит.

И если даже погаснет звук, сгорят децибелы,

Я лучше сорву связки, чем тормозну концерт.

 

Плевать где: на окраинах или в центре,

в маленьком клубе или на серьёзной сцене,

Перед сотней человек или перед двумя тысячами —

Исключительно в качестве, независимо от количества.

 

У меня в бричке блинчики с правильным рэпчиком,

У меня в речи много непонятных словечек:

Сведение, мастеринг, компрессия, стерео…

Мама твердит, мол, твои сверстники давно семейные.

 

Здесь — неизлечимый трудоголик, фанатик.

Если по дню не сделал хотя бы биток, то к вечеру ломает.

Тот, кто меня знает, без сомненья скажет:

Он (то есть я) с этим (то есть с рэпом) никогда не завяжет!

 

Rich и beautiful, бутора, надутые губы,

Сутеры с гламурными перенапудреными дурами.

Колумбия тебе придаёт крутости, глупости.

Харэ гнуть пальцы, пупсик, встретимся на улице.

 

Мне говорят, мол, надо завязывать,

Я убиваю глаза в Playstation на большой плазме,

Месяцами зависаю в студии на Газе,

Она мне названивает, мол, давай домой, завязывай.

 

По жизни много соблазна, возможность быть обласканным властью,

Стать бесхребетной мразью,

Петь на праздниках прокисшей солянки

И приземляться за звания, титулы и ранги.

 

Мне говорят, братка, время завязывать,

Нужно зарабатывать, копить, вкладывать,

Нужно быть терпимее, научиться сглаживать углы.

И если вдруг стану таким — буду вынужден уйти.

 

Вон этот завязывал с рэпом дважды — не вышло.

Мама верит, что завяжет однажды.

Мне 29 и для меня остаётся важным

Быть первым и реально первым небодяженным.

 

Мутить с типами текста в совместные песни,

Независимо от крепости жести оставаться вместе

Всё, что у меня есть, ставить на карту.

Знайте, я со всем этим завяжу, но вряд ли…

Психолог Отделения экстренной психологической помощи населению Виктория Кирьянова:

В творчестве Басты присутствуют различные темы. Большая часть отдана отношениям с женщиной, причём эти отношения конфликтны. В песнях «Чувства» и «Детка, ты просто космос» любимая девушка представляется импульсивной натурой:

«Нет, ты не жестокая, ты просто спятила.

Сейчас смеёшься, а минуту назад плакала…».

В отношениях происходит борьба за власть:

«Ты как королева Англии всегда права.

Хочешь быть у руля, быть без короля».

Авторитет мужчины оспаривается, допускаются оскорбления, в отношениях нет стабильности и уверенности:

«Когда-нибудь убью её или сам вскроюсь к чёртовой матери!

Странная любовь на сердце шрамами.

Что же будет дальше с нами?

Не знаю…»

Присутствует яркость образов, последовательность изложения, в нескольких песнях присутствует одна и та же женщина или очень близкая по стилю, по поведению, что наталкивает на мысли о реальности подобных отношений, либо переживаемых сейчас, либо пережитых в прошлом. Кроме того, в песнях также описаны отношения с собственной матерью, которая является значимым лицом для автора. Он переживает за неё, испытывает чувство вины. Также (в меньшей, конечно, степени) представлены ценностные приоритеты, выбор своей жизненной или политической позиции:

«По жизни много соблазна,

Возможность быть обласканным властью,

Стать бесхребетной мразью…».

Однако, повторюсь, любовным сложным отношениям с женщиной посвящена большая часть творчества.

Осень

 

Болит душа от потерь.

Верю я, ты тоже верь:

Наступит день, уйдёт печаль,

Придёт весна, уйдёт февраль.

И мне не жаль, ничего не жаль,

Полный газ и в пол педаль.

Время стоп, стоп печаль,

Улетай.

 

Осень ворвалась безумными ветрами,

Проливными дождями, холодными днями, бессонными ночами,

Жёлтыми листьями, странными мыслями,

В поисках истины вопросы как выстрелы.

Я в одиночестве, свободы так хочется.

Лишь только небо одно пусть обо мне заботится.

Рушить — не строить, пусть со мной никто не спорит,

Через смерть к жизни ты меня не остановишь.

На меня смотришь, а в глазах холод,

Со мною быть хочешь, но тебя держит город,

И ищешь повод, но меня не удержать.

Я свободен как птица, я рождён летать.

Меня трудно понять, меня трудно забыть,

Меня трудно терять, меня трудно любить,

Я теряю тебя опять и опять,

За тебя, за любовь я готов всё на свете отдать.

 

Может быть, мне кто-нибудь скажет о том, что я не прав,

О том, что я живу в иллюзиях, живу в снах,

Преодолевая страх, преодолевая боль,

Еле дышу, еле живу, сердце бьётся в ноль.

Стой! Подожди меня немного.

Стой! Спой мне, дальняя дорога,

О том, как трудно будет, о том, как ветер дует.

Пусть будет то, что будет, пусть меня небо судит.

И я вернусь к тебе с мелодией заката,

И я вернусь, не возвращаясь, как это ни странно.

Мой путь домой освещают звёзды.

Знай, никогда не рано, знай, никогда не поздно.

Льются слёзы, плачет небо.

Если надо подождать, я подожду — есть время.

Знай, я тебя не тороплю

Сказать три самых главных слова: «Я тебя люблю».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.