28 апреля прошло заседание коллегии Министерства образования Республики Коми. Руководитель ведомства Владимир Шарков отчитался перед коллегами об итогах деятельности в 2014 году и обозначил главные направления на 2015.
Расстановка приоритетов
В приветственной речи министр отметил, что «в конце апреля ставить задачи уже поздновато». Тем не менее, учитывая, что учебный год близится к завершению, а новый начнется только в сентябре, именно сейчас стоит говорить о целях на будущее.
Министерство достаточно четко расставило приоритеты на 2015 год: обеспечить доступность образовательных услуг, улучшить их качество и обеспечить поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
— Сегодня республика делает новый шаг к формированию нового уровня образования на основе информационных технологий, — заявил Владимир Шарков.

Этот «шаг» подразумевает под собой запущенный в прошлом году эксперимент по созданию образовательной среды через использование инновационного учебного и учебно-лабораторного оборудования: цифровые лаборатории, электронные учебники, комплекты робототехники. Звучит заманчиво: улучшается материально-техническая база, облегчается образовательный процесс, ученики активнее вовлекаются в работу. Пока апробация прошла только в некоторых школах — №40 Воркуты, №10 Ухты, №21 Сыктывкара. Тем не менее, такая программа требует не только финансовых затрат, но и соответствующей подготовки кадров.
С января этого года в силу вступили новые профессиональные стандарты педагога (http://tvoyaparallel.ru/news/job/novyie-standartyi-dlya-uchiteley.htm). Планка требований возросла в геометрической прогрессии, но нововведения постепенно проникают в систему. Первым этапом стало внедрение портфолио и нового Порядка проведения аттестации педагогических работников.

Слово «новое» в речи Владимира Шаркова звучало очень часто. Что же «старое» осталось с прошлого года? Только тезис: повышение заработной платы должно сопровождаться повышением качества труда.
— При проведении проверок Рособрнадзора в некоторых регионах России было замечено большое количество работников с высшей квалификационной категорией, но при этом качество образования оставляет желать лучшего, — прокомментировал министр.
Как и в случае преподавателей, в этом году продолжится пилотная реализация ФГОСов на всех образовательных ступенях.
Горячий вопрос
В прошлом году Министерству было поручено проработать вопрос организации горячего питания для 5-11 классов. Расчеты показали, что на один класс в год потребуется около 10 млн. рублей. Поднять такую сумму не представляется возможным. Объемы бюджета и отсутствие дополнительных источников доходов не позволяют обеспечить школьников среднего и старшего звена постоянными обедами. Поручение снято с контроля, но вопрос открыт для обсуждения.

Дополнительное образование
Внеурочное время должно тратиться с умом. В 2014 список услуг дополнительного образования расширен и углублен по разным целевым группам детей. Тем не менее, как отметил Владимир Шарков, для системы дополнительного образования республики необходима разработка новых методик учёта детей. Смысл новой системы в создании реестра регистрации школьников по дополнительным общеобразовательным программам. В результате появится возможность уйти от двойного и тройного учёта детей, это даст реальные цифры вовлеченности во внеучебную деятельность.
— Мы должны обратить внимание на детей группы риска. Чаще всего программы, которые мы создаем в рамках реализации образовательных планов, ориентированы на талантливых, одаренных детей, которые готовы сами идти в секции и кружки. Дети, поставленные на учет, оказываются за бортом нашего дополнительного образования. Мы должны серьезно пересмотреть подходы, выяснить, что интересно этой группе, и сделать упор на то, чтобы вовлекать как можно больше ребят группы риска, — подчеркнул министр.

Без барьеров — любых
В 2014 году для программы «Доступная среда» Коми была предоставлена субсидия в сумме 21,8 млн. рублей. На эти деньги 41 образовательная площадка в республике была обеспечена специальным оборудованием для инклюзивного образования. В 2015 году количество таких объектов планируется увеличить до 78.
Барьеры существуют не только для людей с ограниченными возможностями. Один из таких – очереди в детские сады. На январь в них числилось 238 малышей от 3 до 7 лет. За счет строительства, реконструкции и капитального ремонта в детских садах введены 2064 новых места. Помимо этого внедрена система «Электронное образование». Она дает возможность подать заявление в дошкольное учреждение в электронной форме. Процесс приема значительно упростится, но к решению проблемы ведет не только это. Благодаря участию индивидуальных предпринимателей организована деятельность по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми.
— В 2015 году в целях ликвидации очередности в детские сады планируется завершить строительство и реконструкцию еще 11 объектов дошкольного образования. Это детские сады Сыктывдинского, Сысольского, Удорского, Прилузского, Усинского, Корткеросского районов, Ухты и Сыктывкара. Кроме того, планируется начать строительство 3 школ.
Но к ним надо еще иметь возможность добраться – +1 к барьерам. Особенно этот вопрос актуален для районов. В 2015 году в связи истечением срока эксплуатации необходима замена 9 школьных автобусов. Это одна из задач, как и участие в федеральном проекте по ремонту школьных спортзалов.

Необходимая поддержка
Одно из приоритетных направлений – поддержка детей, оставшихся без родителей. Проект по профилизации учебных заведений для сирот по видам деятельности был осуществлен только в Детском доме №3 (военно-патриотический профиль) и Школе-интернате №2 (спортивный профиль). Министерство образования собирается продолжить это начинание, как и совершенствование деятельности по устройству воспитанников в семьи.

Отдельно обсудили организацию проживания детей по принципам семейного воспитания. Группы будут размещаться в помещения, созданные по квартирному типу. В том числе планируется создание квартир социальной адаптации. Всё это призвано уменьшить количество детей-сирот и обеспечить их дальнейшую социализацию.
В завершении своего доклада Владимир Шарков призвал все учреждения подготовиться к подписанию соглашения по переходу к односменному образованию. Проект стартует в 2016 году, реализация планируется на три года.
Елизавета Морохина
Фото Ивана Федосеева