Что ждёт школьников Коми в будущем?

28 апреля прошло заседание коллегии Министерства образования Республики Коми. Руководитель ведомства Владимир Шарков отчитался перед коллегами об итогах деятельности в 2014 году и обозначил главные направления на 2015.

Расстановка приоритетов

В приветственной речи министр отметил, что «в конце апреля ставить задачи уже поздновато». Тем не менее, учитывая, что учебный год близится к завершению, а новый начнется только в сентябре, именно сейчас стоит говорить о целях на будущее.

Министерство достаточно четко расставило приоритеты на 2015 год: обеспечить доступность образовательных услуг, улучшить их качество и обеспечить поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

— Сегодня республика делает новый шаг к формированию нового уровня образования на основе информационных технологий, — заявил Владимир Шарков.

sharkv (10)

Этот «шаг» подразумевает под собой запущенный в прошлом году эксперимент по созданию образовательной среды через использование инновационного учебного и учебно-лабораторного оборудования: цифровые лаборатории, электронные учебники, комплекты робототехники. Звучит заманчиво: улучшается материально-техническая база, облегчается образовательный процесс, ученики активнее вовлекаются в работу. Пока апробация прошла только в некоторых школах — №40 Воркуты, №10 Ухты, №21 Сыктывкара. Тем не менее, такая программа требует не только финансовых затрат, но и соответствующей подготовки кадров.

С января этого года в силу вступили новые профессиональные стандарты педагога (http://tvoyaparallel.ru/news/job/novyie-standartyi-dlya-uchiteley.htm). Планка требований возросла в геометрической прогрессии, но нововведения постепенно проникают в систему. Первым этапом стало внедрение портфолио и нового Порядка проведения аттестации педагогических работников.

sharkv (4)

Слово «новое» в речи Владимира Шаркова звучало очень часто. Что же «старое» осталось с прошлого года? Только тезис: повышение заработной платы должно сопровождаться повышением качества труда.

— При проведении проверок Рособрнадзора в некоторых регионах России было замечено большое количество работников с высшей квалификационной категорией, но при этом качество образования оставляет желать лучшего, — прокомментировал министр.

Как и в случае преподавателей, в этом году продолжится пилотная реализация ФГОСов на всех образовательных ступенях.

Горячий вопрос

В прошлом году Министерству было поручено проработать вопрос организации горячего питания для 5-11 классов. Расчеты показали, что на один класс в год потребуется около 10 млн. рублей. Поднять такую сумму не представляется возможным. Объемы бюджета и отсутствие дополнительных источников доходов не позволяют обеспечить школьников среднего и старшего звена постоянными обедами. Поручение снято с контроля, но вопрос открыт для обсуждения.

sharkv (2)

Дополнительное образование

Внеурочное время должно тратиться с умом. В 2014 список услуг дополнительного образования расширен и углублен по разным целевым группам детей. Тем не менее, как отметил Владимир Шарков, для системы дополнительного образования республики необходима разработка новых методик учёта детей. Смысл новой системы в создании реестра регистрации школьников по дополнительным общеобразовательным программам. В результате появится возможность уйти от двойного и тройного учёта детей, это даст реальные цифры вовлеченности во внеучебную деятельность.

— Мы должны обратить внимание на детей группы риска. Чаще всего программы, которые мы создаем в рамках реализации образовательных планов, ориентированы на талантливых, одаренных детей, которые готовы сами идти в секции и кружки. Дети, поставленные на учет, оказываются за бортом нашего дополнительного образования. Мы должны серьезно пересмотреть подходы, выяснить, что интересно этой группе, и сделать упор на то, чтобы вовлекать как можно больше ребят группы риска, — подчеркнул министр.

sharkv (5)

Без барьеров — любых

В 2014 году для программы «Доступная среда» Коми была предоставлена субсидия в сумме 21,8 млн. рублей. На эти деньги 41 образовательная площадка в республике была обеспечена специальным оборудованием для инклюзивного образования. В 2015 году количество таких объектов планируется увеличить до 78.

Барьеры существуют не только для людей с ограниченными возможностями. Один из таких – очереди в детские сады. На январь в них числилось 238 малышей от 3 до 7 лет. За счет строительства, реконструкции и капитального ремонта в детских садах введены 2064 новых места. Помимо этого внедрена система «Электронное образование». Она дает возможность подать заявление в дошкольное учреждение в электронной форме. Процесс приема значительно упростится, но к решению проблемы ведет не только это. Благодаря участию индивидуальных предпринимателей организована деятельность по предоставлению услуг присмотра и ухода за детьми.

— В 2015 году в целях ликвидации очередности в детские сады планируется завершить строительство и реконструкцию еще 11 объектов дошкольного образования. Это детские сады Сыктывдинского, Сысольского, Удорского, Прилузского, Усинского, Корткеросского районов, Ухты и Сыктывкара. Кроме того, планируется начать строительство 3 школ.

Но к ним надо еще иметь возможность добраться – +1 к барьерам. Особенно этот вопрос актуален для районов. В 2015 году в связи истечением срока эксплуатации необходима замена 9 школьных автобусов. Это одна из задач, как и участие в федеральном проекте по ремонту школьных спортзалов.

sharkv (3)

Необходимая поддержка

Одно из приоритетных направлений – поддержка детей, оставшихся без родителей. Проект по профилизации учебных заведений для сирот по видам деятельности был осуществлен только в Детском доме №3 (военно-патриотический профиль) и Школе-интернате №2 (спортивный профиль). Министерство образования собирается продолжить это начинание, как и совершенствование деятельности по устройству воспитанников в семьи.

sharkv (8)

Отдельно обсудили организацию проживания детей по принципам семейного воспитания. Группы будут размещаться в помещения, созданные по квартирному типу. В том числе планируется создание квартир социальной адаптации. Всё это призвано уменьшить количество детей-сирот и обеспечить их дальнейшую социализацию.

В завершении своего доклада Владимир Шарков призвал все учреждения подготовиться к подписанию соглашения по переходу к односменному образованию. Проект стартует в 2016 году, реализация планируется на три года.

Елизавета Морохина

Фото Ивана Федосеева

  1. Всем здравствуйте! Сильно возмущена тем,что у государства нет денег на горячее питание школьников.Как же так!Дети с 7 утра на ногах и до 15-16 часов в школе плюс муз.школа и секции,факультативы,проекты и т.д.Это же больше,чем рабочий день взрослого человека!Мы просто ЛИШАЕМ детей ДЕТСТВА.
    Зато кормят преступников в тюрьмах…,строят новые тюрьмы,просто нет слов.У нас в России привычно все платно!Учеба,медицина,даже пенсию сам себе должен копить…О чем тут можно говорить…господа чиновники!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  2. При 36 недельном учебном году, при кол-ве учеников в классе равным 30 — стоимость обеда составляет 1543 руб. Интересно это чем же должны кормить школьников чтобы обед выходил в полтары тысячи рублей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *