Литературные вечера начинающих поэтов, живые концерты от музыкантов известных и не очень, выставки любителей рисовать или фотографировать… С появлением антикафе в Сыктывкаре молодым стало гораздо легче делиться талантами с обществом. На днях в таймкафе «Трамвай» состоялся II творческий вечер.
Программа, размещённая во встрече «ВКонтакте», обещала поэтов, музыкантов, художников. Пролистывая список заявленных поэтов, нашла несколько знакомых имён недурных авторов. Значит, будет интересно. Помимо этого, организаторы заинтриговали публику звёздным участником. Единственное, что удивило, так это пятичасовая программа — с 16.00 до 21.00. Может, опечатка какая-то? Как бы там ни было, 11 мая ровно к указанному времени я была в «Трамвае».

В кафе все ещё бегают и суетятся – подготовка в самом разгаре. Публики в зале становится всё больше. «Скоро начнём», — вскользь говорит организатор Никита Раскольников, убегая куда-то. Он никогда не задерживается на одном месте надолго. На часах 16.08. Зрители всё ещё рассаживаются на диванчики, кто-то пьёт чай с печеньем, кого-то врасплох застало вдохновение, и он в творческом порыве делает наброски на альбомном листе. «Хей! Привет всем. Мы, по ходу, начинаем», — неуверенно открывает вечер Никита.

Первая часть вечера — поэтическая. На сцену выходит Стениэл ЛиС Миро (в жизни просто Стас). «Вчера я сидел в ванной. Мне было очень плохо. Я взял бритву и (пауза) побрил подмышки», – такими словами встречает зал молодой поэт. Он хочет то ли развеселить публику, то ли объяснить отсутствие новых сочинений, то ли похвастаться гладко выбритыми подмышками.
Следом за ним выступает Полина Тимченко. Её стихотворения послушать не удаётся. Неожиданно всем хочется налить воды, сварить кофе, высушить руки, обсудить проблемы. Тихий голосок Полины теряется где-то в этом шуме. Следом идут дебютантки: стеснительная МаШа Миц, отказавшаяся от аплодисментов, и Алина Малых – позитивный человек с грустными стихотворениями.
Организаторы вечера, супруги Никита и Елена Раскольниковы, делятся мыслями в стихотворной форме. Елена сокрушается, что «гениев всё меньше, меньше, меньше», а Никита рассказывает об утренних ощущениях алкоголика. К этому времени, слушателей, как и гениев, становится все меньше. Они перемещаются по залу, абсолютно не обращают внимание на выступающих и бегают на перекуры. И здесь я задержусь на пять часов…
Среди хаоса выделяется Сергей Цигляев. После одинаковых стихотворений о любви (по большей части, неразделённой), смерти, смысле жизни врываются произведения Цигляева. Серьёзные темы: политика, война, тяжёлая работа — все сюжеты взяты из реальной жизни. Он выделяется не только творчеством, но и внешностью. Среди ярких, раскрашенных тинейджеров, мужчину средних лет не заметить невозможно. Но публика так не считает. Не доросла ещё, наверно, до солидного творчества.

Уже прошло около двух часов. Внимание абсолютно рассеялось.
Группа поэтов пополняется опоздавшей Анастасией Бествитской и ещё больше опоздавшим Петром Rey’ем Семенченко. Этим ребята задержка простительна – они уже довольно известны в поэтической среде. Бествитская как всегда радует слушателей, немного смущая их интимными стихотворениями. «Пошло!», — выкрикивает какой-то «смельчак» из зала. Анастасия гордо отвечает: «Пошло, пошло. Я такая». Также она пробует новый жанр – мини-рассказы, которые правда не вызывают одобрения у аудитории.
Rey хотя и не радует новым репертуаром, виртуозно оживляет уже подуставшую публику. Человек, мысли которого буквально рвутся наружу, никого не оставляет равнодушным, за что получает шикарную порцию аплодисментов.
Наконец-то перерыв! Весь зал выбегает на улицу курить. Прошло уже три часа. И честно сказать, я с нетерпением жду окончания. Но любопытство (в программе ведь был заявлен звёздный гость) не позволяет уйти.
Начинается вторая часть – свободный микрофон. Любой человек может подойти и высказать всё, что захочет. На сцену выходит Дмитрий Маклаков. Его стихотворение тоже мало отличается от предыдущих. Далее Никита Раскольников предлагает немного отдохнуть и «поржать». На сцене появляется Анатолий Голубев. Он выступает в стиле, всё более набирающем популярность, — standup. Но назвать его стендапером язык не повернётся. Сумбурный рассказ без основной смысловой линии и с выставлением на показ интимных подробностей больше похож на исповедь жалеющего себя человека. Второй стендапер, Никита Кожухарь, которого «вчера чуть не сбила машина, но он всё же решил выступить», смог рассмешить зрителей. Он рассказывает о банальной проблеме отношений между парнем и девушкой, но делает это в новых тонах. Кроме того Никита не боится признавать ошибки: «Выступил, облажался – выступлю ещё раз».
К этому времени в зале часть слушателей уже начинает засыпать, «залипать» в телефоны. Я успеваю прочитать две главы новой книги.

Настало время третьей части — музыкальной. Честно, даже не подозревала о существованиях стольких групп в нашем городе. Больше расстраивает тот факт, что все они специализируются на каверах. Группа «Больше лажи», оправдывающая своё название, перепевает песни NoizeMC. Ребята очень самокритичны и признают, что у них много недоработок. «Кровь с молоком» в составе из одного человека (может, так и должно быть?) поёт какие-то песни, разобрать которые я не в силах, ведь в зале опять поднимается шум. На местах людей почти не остаётся. Все переместились в другие залы, или вышли на улицу и давно заняты другими делами.


Прошло около четырёх с половиной часов. Хочется движения и воздуха. Прохожусь возле кафе. Из открытого окна доносятся звуки гитары. Слышу, что на сцену вышел дуэт «Bad». Солист дуэта — уже знакомый Дмитрий Маклаков.


Невыносимую череду каверов разбавили собственными песнями Елена Раскольникова и Rey.


Возвращаюсь. На сцене какие-то люди, чьи имена и фамилии я не знаю. Стрелка часов уже давно находится за пределами 21.00. Я ухожу, потому что это слишком тяжёлое испытание. Я могла спросить, чем окончился этот вечер у знакомых, но особого интереса нет. Мероприятие слишком затянуто, аудитория подчас не имеет никакого уважения к выступающим. К тому же, на литературном (!) вечере, где авторы сплошь и рядом «ложат» и перемешивают речь с нецензурной лексикой, как-то не хочется оставаться. Да, и заявленного в программе «звёздного гостя» я так и не увидела.
Даша Аниканова
Фото Ивана Федосеева