Каждый из пользователей Сети сталкивался с мемами. Какие-то живут один день, другие годами; одни вызывают симпатию, иные — раздражение. Но мало кто знает, откуда у них растут ноги. Зато Агния Огонёк всегда готова рассказать нам истории их появления! Её интернет-шоу «История мемов» получило огромное признание среди зрителей, а канал набрал полмиллиона подписчиков. «Твоя Параллель» обсудила с Агнией вопросы имиджа, судьбы подражателей и лучшие стимулы для творчества.
— Твоя анонимность — это имидж или же некий страх перед популярностью?
— Ну, не то что бы я боюсь популярности, просто не шибко-то её хочу, не люблю повышенное внимание к своей скромной персоне (улыбается). Хотя, с другой стороны, это внимание наоборот зашкаливает из-за интриги, загадки… Если бы можно было отмотать всё назад, я бы, наверное, не скрывалась. Когда про человека всё известно, никто особо и не пытается узнать про него ещё больше, не пробует бесконечно взламывать его странички в соцсетях и так далее. Но поскольку я всё же стала анонимом, то да — это уже имидж. Ведь очень забавно, когда я могу рассказать про кого-то или что-то всё, что угодно, а про меня никто и ничего! (улыбается)
Также Агния Огонёк — это псевдоним, который выбрался в общем-то бездумно, как и у многих видеоблогеров, которые изначально и подумать не могли, что прославятся на весь Ютьюб. Однако когда успех приходит, то менять имя и название канала уже нельзя, ибо как минимум половина подписчиков этого не оценит (улыбается).

— Нравится ли твоим близким то, что ты делаешь?
— Да им абсолютно всё равно, если честно! (улыбается) Друзья в курсе, кто я и чем занимаюсь, но я знаю, что они почти никогда не смотрят мои видео. И при нашем дружеском общении эта тема довольно редко поднимается.
Родителям мой канал интересен ещё меньше. Хотя сначала они переживали, не занимаюсь ли я чем-то незаконным «там, в своём Интернете»? (улыбается) Для них было большой новостью, что, делая разные непонятные видеоролики, я зарабатываю какие-то деньги. Не иначе тут замешаны хакерство, мошенничество и прочие тёмные делишки! (улыбается)
— Какой город России является центром блогерской активности?
— С одной стороны, видеоблогинг — это такая сфера, где город вообще не важен, ведь творит блогер, как правило, у себя дома. Но с другой, если понаблюдать, то можно заметить, что большинство популярных российских видеоблогеров проживает всё-таки в Питере: Андрей Нифёдов, Юрий Хованский, ЛизТВ, Снейлкик, Вджобыватели, Ракамакафо и ещё много других. В Москве тоже достаточно известных. Но мне кажется, что столицы лидируют в основном из-за того, что люди там в целом более смелые. Ппродвинутые, что ли…
А так совершенно не важно, где вы живёте. Сейчас, к примеру, очень поднялся канал Nemagia — это ребята из Сибири. И место положения не мешает им делать весьма качественные видео.
— В одном из твоих роликов рассказывается о тенденциях 2007 года. А чем этот год ознаменовался для тебя?
— Вопреки тенденции, эмо я не была. Я тогда сама косо на них смотрела и тихо посмеивалась, ведь ничего о них особо не знала, кроме всем известных стереотипов про изрезанные вены и плакательные дневники (улыбается).
Если говорить о субкультурах, то мне всегда готы больше нравились, хотя я никогда не зачисляла себя в ряды настоящих готов. Мне нравится готический стиль в целом, их музыка и тому подобное. Они, кстати, тоже в 2007 были довольно популярны, но я конкретно этот год не могу считать для себя особенным.
Более значимым был 2006, но если я начну рассказывать про события того года, то моя анонимность несколько пошатнется, чего пока допускать никак нельзя! (улыбается) 2012 также очень важен, поскольку в этом году я создала свой канал. Мировоззрение значительно поменялось, когда стала заниматься видеоблогингом. Изменилось отношение к творческим людям (да и в целом к людям тоже), к критике, к Интернету…

— Что есть лучший стимул для творчества?
— Наверное, всё-таки зрительская отдача. Если ты что-то долго и старательно делаешь, а результат никому не нравится, то руки всегда опускаются. И даже если ты испытывал кайф от своей деятельности, но полученное произведение не оценили, будет грустно. Ну, а если зрителям всё нравится и они требуют ещё и ещё, то как же не продолжать?! (улыбается) Бывает, иной раз устанешь или настроения нет, а тут бац! приходит на почту письмо с благодарностями и респектами! И сразу хочется творить ещё, развиваться дальше, делать свой контент лучше!
— А не боишься ли ты сама стать в один момент интернет-мемом?
— Нет, не боюсь, чего тут такого? Мем — это любая единица информации, способная распространяться в массах. Это станет признаком самого настоящего успеха! Про меня ведь уже даже снимали ролики в моём же стиле. Правда, у авторов мало информации, поэтому получается не совсем то. Пародии тоже видела, «разоблачения»… Некоторые интернет-шерлоки, наверное, до сих уверены, что раскрыли великую тайну! А я лишь недоумеваю: «Кто все эти девушки в этих видео? Где они их берут?» (улыбается).
— Как ты относишься к подражателям, и могут ли они добиться реального успеха?
— Если это именно подражатели (не пародисты), то их шансы к успеху стремятся к нулю, и это уже много раз проверено. Другое дело, если взять какую-то программу и адаптировать её немного. С зарубежными ютьюб-каналами это, например, хорошо работает. Впрочем, именно так в русском ютьюбе всё и работает! (улыбается) Почти все популярные шоу российских видеоблогеров — это адаптации творчества зарубежных коллег.
Возвращаясь к подражателям, могу сказать только то, что они обречены на вечные обвинения в плагиате. Как-то, кстати, появился канал, очень похожий на мой, где ведущий в той же манере рассказывал истории про тех же персонажей, что и я. Я туда заходила (интересно всё-таки!), и видела в топах только комменты вида: «Спёр идею у Агнии! Удаляй канал!». Не знаю, существует ли этот канал сейчас, но это было ярким примером того, что подражание — плохой вариант. Даже если предположить, что такой человек прославится больше, люди всё равно будут помнить именно «первопроходца» и всегда будут сравнивать подражателя с ним.
— Как думаешь, твой проект сможет войти в историю российского видеоблогинга?
— Я думаю, нет. Я не меняю историю, не вершу переворотов на ютьюбе, не ввязываюсь в видеоблогерские войны и так далее, я всего лишь наблюдатель. Хотя, как знать, может я в один прекрасный момент решу создать другой канал на другую тему и внесу что-то совершенное новое в российский видеоблогинг… НО ЭТО УЖЕ БУДЕТ НЕ АГНИЯ ОГОНЁК, а совсем другая история, которую Агния Огонёк, может быть, когда-нибудь и расскажет!

Беседовал Александр Мигурский
Фото предоставлено Агнией Огонёк