Екатерина Цуммер: «Я начала писать стихи, когда купила компьютер»

8 ноября в Сыктывкаре выйдет сборник городской современной поэзии «Pro Город Сыктывкар: POETRY 2015». В него, кроме прочих, войдут стихи поэтессы Екатерины Цуммер.

Екатерина Цуммер — член Союза писателей Республики Коми. 19 сентября поэтесса стала одной из пяти обладателей литературной премии «Наследие» за 2015 год. Её она получила из рук Её Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны. Кроме того, Екатерина Цуммер была награждена правом на издание книги за счёт оргкомитета конкурса, статуэткой в форме золотого пера на пьедестале из лазурита и медалью «400-летие преодоления смуты». Всего жюри конкурса выбирало лауреатов из 39 финалистов.

«Твоя Параллель» встретилась с Екатериной и узнала, где искать вдохновение и каким должен быть идеальный читатель.

Как Вы пришли в поэзию?

— Писать я пробовала ещё в детстве. Но тогда всё закончилось одним-единственным стихотворением. Я написала стих, посвящённый юбилею города Микунь (Екатерина Цуммер родилась и провела детство в Микуни прим. автора). Мне он показался гениальным, иначе быть не могло. Учителя из школы тоже посчитали его интересным, и направили его в «Пионерскую правду». Время шло, ни привета, ни ответа я не получила. И я обиделась на всех, сказала, что больше ничего писать не буду.

Потом случилось чудо — в 2007 году я купила компьютер. Это год, когда я начала писать стихи. Стала с друзьями общаться по Интернету, и они сбросили мне ссылку на сайт Самиздата, сказали «Зайди, почитай там один забавный стишок». Стишок действительно оказался забавным, написал его человек под ником «Даун». Я посмеялась и написала на него пародию. Мы стали общаться с этим автором, я продолжила писать пародии на него, пока он не сказал мне: «Слушай, а напиши сама, чтобы я мог написать на тебя пародию». Фактически, он меня «взял на слабо». Так я начала писать стихи.

Что служит источником вдохновения в вашем творчестве?

— Меня вдохновляет всё подряд. Вот я брожу по улице, а передо мной падает лист. Падает так красиво, кружась. В этот момент в голову приходит строчка. Её сразу же надо записать — зацепить за хвостик, чтобы потом не забыть. Бывает, что возникают какие-то ассоциации на прочитанные стихи, и это уже становится источником вдохновения для своих мыслей.

Вы не только пишите стихи, но ещё и поёте. Чем отличается процесс написания стихотворения от создания песни?

— Когда появляется песенный стих, то сначала звучит музыка. Я слышу мелодию. Она может изменяться в процессе, но первой приходит именно мелодия, и только потом стих.

Сейчас есть у меня недопесни. Песни, которые ещё недоделаны. Мелодию на них я сразу услышала со словами припева. А вот слова куплета как-то не идут, не укладываются.

Есть ли темы, на которые любите писать больше всего?

— Вообще, я пишу на разные темы. Начинала с юмористической лирики, со временем появились более серьёзные вещи. Люблю писать о политике, о социальной жизни. Мне кажется, такое задевает. На днях написала стихотворение об упавшем самолёте.

Екатерина, Вы работаете в правовой сфере. А работа не мешает творческому процессу?

— Наоборот, она иногда тоже даёт темы для творчества. Но это скорее печальные темы, остросоциальные. Я пишу не только поэзию, но и прозу. И некоторые вещи написаны по материалам тех дел, с которыми я сталкивалась.

Но всё же работу я стараюсь оставлять на работе. Я выхожу из кабинета, закрываю за собой дверь, и всё. Иначе жить было бы очень тяжело.

Мы поняли, что личный опыт помогает в творчестве. А как вы считаете, необходимо ли поэту филологическое образование?

— Для того чтобы стать поэтом, филологическое образование не нужно. Нас таких, пишущих, много. Но не могу не отметить, что, сколько я читаю, работу филолога видно сразу. Такой подготовленный поэт отличается хорошей работой со словом, знанием и пониманием его фонетики. Поэты-филологи всегда думают, что хотят вложить в ту или иную фразу, знают, с чего надо начинать и чем закончить. Умеют выстроить стих так, чтобы выдержать эмоциональный накал.

Поэты-самоучки ничего этого не знают. К ним такое приходит только с опытом.

У кого учились Вы? Расскажите о своих любимых авторах.

— Это и классики литературы, и те, кто живёт и творит сейчас. Со многими я познакомилась на сайте Самиздата и поддерживаю хорошие отношения. Мне очень нравится московская поэтесса Татьяна Половинкина. Её стихи насыщены поэтическими образами, написаны таким красивым языком и с таким ритмом, что иногда думаешь: «Как? Ну как она к этому пришла?» Буквально каждая строчечка на своём месте, и, кажется, что не к чему придраться.

Из классиков очень люблю Цветаеву и Блока. На вручении премии «Наследие» мне тоже задавали такой вопрос. Там была одна женщина, литературный критик, он наморщила бровки, сказала: «По вашим стихам не скажешь». А потом подумала ещё и добавила: «Ну и хорошо».

GEDC0136

А кого бы Вы выделили из молодых сыктывкарских поэтов?

— Мне очень нравится творчество Ивана Кучеренко. В его стихах есть какая-то идея, к которой он приходит. Это не просто красивая фраза, не просто словоблудие. Это всегда история и мысль.

Очень хорошие стихи у Анастасии Бествитской. У неё интересный взгляд на многие вещи. Но главное, её стихи трогают мою душу.

Ещё есть Александр Борисов. Его стихи наполнены очень глубокими переживаниями. Мне нравится, что у него очень много личного. Это выглядит как откровение.

Вы уже упомянули о литературной премии «Наследие». Что для Вас значит стать лауреатом такой престижной награды?

— На самом деле, я уже не в первый раз пытаюсь там публиковаться. Поэтому была такая цель. Но это не столько желание самореализоваться, сколько желание пообщаться с творческими людьми и получить грамотный разбор своих стихов. Вообще, участие в таких конкурсах даёт очень много. Например, в 2010 году на фестивале «Чеховская осень» мы с другими поэтами собирались вечерами за круглым столом и читали друг другу стихи. И это была огромная работа. Такое количество новой информации, разбор произведений. Считайте, что первый курс филологического факультета.

Каким Вы видите идеального читателя?

— В первую очередь, это должен быть умный человек. Я вообще считаю, что Россия предлагает очень серьёзную школу жизни, а потому у нас умные и мудрые люди.

Идеальный читатель — это человек, который умеет мыслить нестандартно. Я люблю поэзию 3D, многоплановость, когда в одном стихотворении зашифровано второе. Например, моё недавнее стихотворение о Мастере и Маргарите. В нём я попыталась описать любовь обычного мужчины и обычной женщины, и, в то же время, вложить краткий пересказ этого романа, своё впечатление от него.

Хочется думать, что меня не читают как плоские вещи. Я не люблю плоских образов. Я ищу многоплановость в творчестве других и сама пытаюсь предлагать это же. Надеюсь, что читатель ищет что-то своё в стихах, кроме первого плоского.

Напоследок традиционный совет: что бы Вы сказали молодым авторам, которые боятся показать свои произведения публике?

— Надо публиковаться и выходить на сцену. Литературные вечера хороши тем, что там всегда есть свободный микрофон. Ты можешь выйти и просто попробовать себя. В первый раз не всё получится, зато ты узнаешь, как звучишь.

Я своё стихотворение впервые читала вслух на литературном вечере в Киеве, куда меня пригласили знакомые поэты. У меня тогда, по-моему, поднялась температура. Мне было реально плохо. Не знаю, понял ли кто-нибудь, что я читала. Но слушать было невозможно: я всё терялась, запиналась.

На самом деле, когда ты читаешь своё стихотворение вслух, в нём можно найти очень много огрехов. А стих должен быть не только читаем, но и звучен.

Беседовала Нелли Горбаченко

Фото Александры Кравчук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *