В октябре мы писали о том, что знаменитый би-бой из Инты a.k.a Maestro выложил в Сеть новое видео. Уже тогда родилась идея записать интервью с человеком, последние 30 лет поддерживающим брейкданс в Инте. И вот Станислав Коваль (именно так зовут Маэстро) рассказал о своём творческом пути, успехах и победах.

Примерно в 1984 году под Новый год я увидел по телевизору, как лабают три негра. Тогда занавес потихоньку приоткрывался, и это было ноу-хау. Я даже не знал названия танца, думал, что америкосы придумали что-то новое. Оказалось, совсем не новое: брейкданс зародился в 70-х.
Учился я по газетным вырезкам. Тогда, естественно, Интернета не было, видик был один на посёлок. Выходил журнал «Юность», в котором частенько попадались статейки с картинками и чёрно-белыми фотографиями. Вырезал, читал, пробовал, додумывал движения.
Поначалу друзья смеялись. Потихоньку, помаленьку я начал собирать круги на дискотеках, вовлекать людей. Иногда даже просили обучить движениям. Примерно в 1986 году начался повальный интерес на брейкданс, и научиться танцевать хотел чуть ли не каждый второй. Но я не брал ни копейки, всё ради идеи.
Когда был в учебке в армии, в моду входил КВН. Ребята, которые им занимались, позвали танцевать на сцене. Уже во время службы в Польше участвовал в выступлениях разных. Иногда просто в казарме танцевал. Так что брейкданс в армии не забросил.
После армии в стране началась мода на рэп. Я был в составе рэп-группы, играл на ударных.
Я никогда не танцевал ничего кроме брейкданса. Когда начинал, тело было не слишком послушным, но я старался и выжимал всего себя. Тогда неправильным было всё: постановка, движения, а учиться было негде и не у кого.
Я человек первой волны. Где-то с конца 90-х в России началась вторая. Уже перед армией мне говорили, что всё, брейк отошёл и не вернётся. Я же никак не мог с этим смириться.
Почти 20 лет я не выступал, танцевал только для себя. Почему вернулся? Один раз попросили выступить, и понеслось. В 2005 году образовалась группа Folly Flock crew, и мы стали по местным кабакам, ресторанам зарабатывать деньги.
У Folly Flock crew, когда я к ним присоединился, уже был сильный состав. Ребята толковые, силовуху долбили — дай Бог. Я в шоке был, когда увидел. Сейчас из того состава остался всего один человек.
В 2005 году ребята из Folly Flock crew показывали мне записи разных элементов. Тогда я понял, что уровень брейкданса вырос просто неимоверно: увеличились и скорость, и сложность. Я пробовал повторить некоторые элементы, но это было очень тяжело. Даже не из-за возраста, сам брейк усложнился процентов на сто.

Само собой, брейкданс связан с подъездами и дворами. И выпивали люди тоже. Но упор-то делался на спорт, ведь брейкданс — это спортивные танцы под музыку. Люди просто хотели показать свои умения.
В 2007 году ездил в Казань на крупные международные соревнования. Я просто ходил с открытым ртом, это было мегакруто. Тогда я дошёл до полуфинала. Извините, но для Коми — это нереальный результат. Судьи были в шоке, после моего выступления американский би-бой подошёл, сделал знак ok пальцами и сказал: «Yes dance». Это было лучше всяких оценок.
В 2011 году я участвовал в онлайн-батле и занял второе место по России и странам ближнего зарубежья. Всего было два этапа: отборочный и финальный. На оба надо было прислать видео, и оба я снял с первого дубля. Причём на отборочном я даже не слышал музыку, которую потом наложили на танец знакомые. На второй тур организаторы присылали уже свой трек. Причём по правилам не было ограничений по дублям, мне самому было интересно, что получится с первого раза.
Проиграл я парнишке из Казахстана. Есть такой танцор — Атай Омурзаков, так вот мой соперник один в один похож на него. Он показал чуть больше фиксации, чем я. Но мне без разницы, выиграл я или нет, ведь организаторы просто привлекают молодёжь к этому. А я хочу помогать.
Каждый танцор, более-менее долго этим занимающийся, по-своему хорош. Если взять интинскую и сыктывкарскую школы брейкданса, они будут абсолютно разными. Постановка рук, кистей, повороты, фиксация — всё совершенно разное и даже близко не похоже. Человек незнающий, наверное, не ощутит этого, а профессионалы сразу замечают такие вещи.
Возможность заработать брейкдансом есть. Но для этого надо делать шоу и хотя бы раз в месяц полностью менять программу. Полностью себя обеспечивать, по крайней мере на нашем Севере, нельзя. Хотя… даже здесь можно неплохо существовать, но для этого нужен специальный человек, который бы всё пробивал, узнавал. Заниматься тренировками и менеджментом одновременно очень сложно.
На улице люди узнают. Даже люди, которых я знать не знаю. Станцевать просили только один раз: мальчишка в Сыктывкаре видел раньше, как я танцевал, и попросил повторить. Я не отказал.
Мне всегда хватало известности у себя в городе и посёлке. Я никогда не стремился уехать куда-то, стать известным.
Я не знаю, что для меня брейкданс… Просто живу этим. Буду танчить, пока будут носить ноги. Не ржавеем!

Беседовал Алексей Боровенков
Фото предоставлено Станиславом Ковалем