Владелец яхты Василий Морохин: «Красивый корабль только на конфетных фантиках»

5 июля отмечается День работников морского и речного флота. В Коми только реки и небольшие озера, но это не мешает грезить о долгих путешествиях по большой воде. О том, как приблизить такую мечту собственными руками, рассказывает сыктывкарец, владелец яхты Василий Морохин.

SAMSUNG

SAMSUNG

— Как давно у вас появилась тяга к путешествиям по рекам и морям?

— С 1961 года – с самого детства. Мне захотелось – была необъяснимая тяга к морю. Я не могу назвать точную причину, но это толкнуло меня пойти в речное училище. Там я проучился три года. Помимо общеобразовательных дисциплин там давали судостроение, теорию корабля, судовождение, самое необходимое. После училища я хотел пойти на флот, но меня взяли в пограничные войска – иронично.

— Довелось ли все-таки служить на флоте?

Да, два года – до армии, три – после. Я был мотористом  сначала на реке, потом в море – Северное морское пароходство, сухогруз грузоподъемностью 5 тыс. тонн. Я проходил через Атлантику – от Белого моря, Баренцева, Северного, Балтийского до Атлантического океана. В то время была такая поговорка: «Красивый корабль только на конфетных фантиках». Везде есть свои трудности и сложности – шторма, качка, тяжелая работа, отрыв от дома. С другой стороны – красоты берегов, самого моря, другие страны и разные люди. Больше всего мне запомнилось Саргассово море в Атлантическом океане, оно со всех сторон ограничено течениями – Гольфстримом, Северо-Атлантическим, Канарским, Северным Пассатным. Но больше всего мне нравилось, что там плавают «саргассики». Это уменьшительно-ласкательное от «саргасс», названия водорослей на поверхности океана. Они светло-зеленые, а их плоды похожи на зеленый виноград.

DSC03083

— Как вы пришли к идее построить собственную яхту?

— Здесь так же, как с тягой к морю – я хотел это сделать. Купить можно только то, что тебе предлагают. Построить же можно то, что ты хочешь. Я начал строительство в 1994 году, а закончил через пять лет. У меня был готовый проект, который я взял за основу, но в значительной степени переделал его по своему усмотрению, не трогая технические характеристики. Часть ниже палубы осталась, а верх и внутренние помещения я подстраивал под себя. Получился тип парусного вооружения «Тендер», класс судна швертбот, тип «Таранга» — парусно-моторная  яхта «Мария».  Может ходить как под парусами, так и под мотором.  Длина – 9,6 м, ширина – 3 м. Может выдержать 12 человек.  Максимальная скорость – 8 узлов (прим. автора 1 узел – 1.852 км/ч). Судно тихое, но мне не нужна большая скорость на воде. Я строил его ради походов, а не гонок.

— Можете немного рассказать о процессе строительства?

— Корабли небольших размеров для облегчения работы строятся вверх дном. На стапеле, это место, где строится корабль, устанавливаются сперва шпангоуты, своеобразный «каркас», потом это все связывается килем и стрингерами, начинается обшивка и обработка, оклейка стеклотканью и грунтовка. Корпус после все этого ставится на ровный киль, то есть переворачивается, и начинается работа над внутренними помещениями, закрывается палуба.

DSC02863

— Сколько материалов у вас ушло?

— Около 3 м3 пиломатериалов – леса. Еще металл, стеклоткань, боксидная смола. Мотор пришлось покупать.

— Дорого ли вам обошлась яхта?

Тогда были другие цены, обошлось сравнительно недолго. По нынешним деньгам ее строительство влетело бы в копеечку. За яхтой еще надо ухаживать, чтобы все было в порядке. Ежегодно – техобслуживание.

— У вас есть собственная команда?

— Да, это те люди, с которыми я строил яхту. Вместе с ними же я частично работал над проектом «Скат», это небольшая лодка  в 7 м для спортивных гонок.

— На яхте есть все необходимое для комфортной жизни?

— Всего необходимого никогда не будет, но минимум есть. Там можно остаться на все лето, только закупить провиант. Есть две каюты, носовая и кормовая, небольшая кухня, водоснабжение.  Я стараюсь летом чаще выходить на реку, по Сысоле труднее идти, она меньше. По Вычегде проще, это зависит от уровня рек. По Печоре я спускался на «Скатах», но чтобы попасть на нее, надо выходить в море – сначала в Белое, потом в Баренцево.

— Как далеко на яхте вы уходили от Сыктывкара?

— Вверх по Вычегде до Усть-Кулома и вниз по Северной Двине. Как раз по Двине я доходил до Архангельской области.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Возможно ли на вашей яхте выйти в море?

— Можно. Если взять достаточное количество провианта и топлива можно и целое лето в море провести. Под парусами можно уйти очень далеко. Двигатель предназначен для работы в морской воде, поэтому проблем с этим возникнуть не должно. Я не называю «Марию» яхтой, предпочитаю кораблем ил пароходом. Пароход – дань традиции, потому что настоящих пароходов давно нет. Это как называть человека по отчеству, с уважением.

Елизавета Морохина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *