30 марта 1867 года состоялось подписание договора о передаче Аляски американцам. До сих пор не стихают споры о том, был ли это договор о временном владении или намеренная продажа отдаленной и уязвимой для России территории. Может быть, настало время её вернуть?
Аляска, открытая в 1732 году русской экспедицией под руководством М. С. Гво́здева и И. Фёдорова, была владением Российской империи в Северной Америке.
Площадь территории составляла 586 412 квадратных миль (1 518 800 км²) и была практически не обжита — население всей русской Аляски и Алеутских островов составляло около 2,5 тыс. русских и примерно до 60 тыс. индейцев и эскимосов.
В начале XIX века Аляска приносила доходы за счёт торговли пушниной, однако к середине века стало представляться, что расходы на содержание и защиту этой неудобной с геополитической точки зрения того времени территории будут перевешивать потенциальную прибыль.
В марте 1867 года состоялись переговоры между государственным секретарем США Уильямом Сьюардом и российским посланником в Вашингтоне бароном Эдуардом Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7,2 миллиона долларов.
Между прочим, на сайте Белого дома США опубликована петиция под названием «Вернуть Аляску России», которая собрала почти 30 тыс. подписей. Для того, чтобы Белый дом официально рассмотрел обращение, оно должно собрать не менее 100 тыс. подписей до 20 апреля.
«Твоя Параллель» узнала у сыктывкарцев: считают ли они, что пора вернуть Аляску?
Екатерина Антонова, студентка:

— Я понимаю, что когда-то Аляска принадлежала России. Но прежде чем начинать «захватывать» земли, может, для начала стоит позаботиться, о том, что уже имеется? Россия — огромная страна, столько территорий, которые еще находятся в запустении, столько мест, где надо решать проблемы, вкладывать деньги. Я бы не стала поддерживать эту идею. Может быть, когда-нибудь и настанет время для Аляски, но, по-моему, пока оно не пришло.
Наташа Кройтор, студентка:

— Так как Аляска находится в зоне крайнего севера, она имеет ограниченное транспортное сообщение с внешним миром. Насколько я знаю, аэродромы там почти в каждом штате. На основании этого, как мне кажется, начали бы больше вкладывать в развитие каких-то других транспортных путей. Налоги, возможно, стали бы у нас повышать, чтобы туда вкладывать. В общем, все в ущерб нынешнему положению дел и лишние затраты.
Павел Габов, студент:

— Не пора. Продажа Аляски — своевременное и взвешенное решение, совершенное в соответствии с законодательством. Кроме того, в Анкоридже (столица штата Аляска — прим. ред.) и других городах живёт уже n-ное поколение англоязычных жителей. Если уж и говорить о бреде, то можно и на Калифорнию претензию заявить. А Аляску мы бы все равно удержать не смогли, а так хоть денег получили.
Геннадий Говоров, выпускник Института истории и права СыктГУ:

— Не вижу смысла касаться этой темы. Аляска была официально продана и с выгодой для России. Чтобы продать Аляску русские еще кучу денег на взятки американцам потратили. Аляска и вся русская Америка были обузой для империи.
Денис Иванов, сварщик:

— Я, на самом деле, давно за присоединение. Потому что наши территории должны увеличиваться, плюс там ресурсы: нефть в Анкоридже, например. Ну и плюс, что исторически наши предки побывали там первые.
Подготовила Ксения Кочешева
Фото из личных архивов респондентов