Сквозь тьму веков — Масленица

Испокон веков славянские народы чтили традиции предков. И, разумеется, не забывали про праздники, всегда отмечая их с большим размахом, совершая ритуалы во славу богов, дабы почтить их и попросить о милости, достатке и покровительстве. Масленица, пережившая нападки иной веры, — один из таких малочисленных праздников, что сохранился до наших дней.

Как праздновали Новый год славяне до прихода христианства

До наших дней сохранилось совсем немного языческих обрядов, праздников, традиций. Один из самых древних обрядов, Масленица, — тот редкий случай, когда языческая культура не была уничтожена ни современностью, ни религией. Масленица – это обряд, посвященный проводам зимы и встрече весны. Это была своеобразная встреча Нового года, только не зимой, как принято сейчас, а в начале весны (1 марта, или 23 марта — до XVв.)

В разных регионах и у разных народов празднование Масленицы проводилось со своими культурными особенностями, однако общая концепция была неизменна. Сегодняшний формат празднования сильно отличается от изначальных традиций, но основная концепция ушла не сильно далеко вперед от традиционного празднования. Доминирующее место занимает развлекательная сторона обряда, включающая в себя всевозможные пляски, танцы, хороводы, походы по гостям, сжигание чучел и костров, а также огромное количество блинов.

Из истории нам известно, что до принятия христианской веры люди, жившие на территории современной России, были язычниками и поклонялись множеству богов и богинь, одним из которых был бог солнца Ярило, который отвечал за плодородие и мужскую “силу”. Именно в честь этого бога было принято печь блины, которые и по форме, и по цвету были похожи на солнце, что являлось выказыванием благодарности к солнечному богу за жизнь на земле.

С приходом ортодоксальных религий язычники либо ассимилировались и отказывались от “лжебогов”, либо подвергались гонениям. Деревянные статуи языческих божков сжигали или разрубали, а традиционные обряды порицались и осуждались православной церковью как “бесовское веселье”. Однако в XVIII веке преследование ослабело, чем в немалой степени способствовал тот факт, что царские особы и сами были не против отметить Масленицу с особенным размахом, что в конце концов привело к тому, что этот языческий праздник был принят церковью и регламентирован с учетом ее интересов. Сегодня Масленица считается православным праздничным циклом, который играет особенную роль в подготовке христиан к Великому посту.

Как изменилась Масленица с приходом Христианства

Но с приходом иной веры праздник был под угрозой запрета. После Крещения Руси многие языческие ритуалы и праздники были искоренены, но Масленица каким-то чудом осталась. Каждую весну честной народ забывал о заповедях и отдавался чревоугодию, пьянству и разврату празднества. А языческие ритуалы пробуждались от долгого сна. И казалось, что древние боги вновь ступали на землю. Православная церковь веками боролась с этими нападками, пытаясь избавится от древних традиций и запретить праздник. Патриарх Адриан в 17 веке предложил идею запрета, но добился лишь того, что сократил празднования до восьми дней. Так Масленица перекочевала на ранний период и стала предзнаменовать приход Великого поста. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения. Соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. После указа церкви людям пришлось приспособиться, отбросив неугодные традиции. Тем не менее, сожжение чучела, как символ перерождения, никуда не делся.

Каждый день недели имел своё название. А сама Масленица поделилась на две части: узкую и широкую. Узкая — первые три дня. В эти дни ещё можно было заниматься хозяйственными работами. А в широкую, остальные четыре дня, это строго запрещалось. Первый, день встречи, был самым ответственным. В этот день обговаривались место и время гуляний, состав гостей. Достраивались снежные горки. Создавали символ праздника — чучело, которое должно было простоять всю неделю, празднуя вместе с народом. Чучело катали в санях по всей округе, чтобы каждый смог увидеть его до сожжения и повеселится вместе с ним. Начинали печь блины. Обязательным было то, что самый первый блин отдавался малоимущему, бродяге или же клался на подоконник. Назывался такой блин — заупокойный. Раньше чтили души предков, думая, что те находятся не только в ином мире, но и в земле. Тем самым простой народ показывал, что потомки их помнят и просят, чтобы те благословили земли на хороший урожай.

Всю последующую неделю люди праздновали. Ходили друг к другу в гости. Водили хороводы и пели песни. Угощали блинами, которые в каждой семье пекли по особому рецепту, передаваемому от матери к дочери. Проводили кулачные бои. Катались со снежных горок. Прыгали через костры, показывая свою ловкость и смелость.

Всё заканчивалось в воскресенье, в проводы Масленицы или же «Прощенное воскресенье». В этот день близкие люди просили прощения за все поступки, совершённые за последний год. Ходили на кладбища к усопшим. Отмывались в банях. Нельзя было оставлять еду, вся она сжигалась на кострах, а посуда тщательно отмывалась от жира. В целом, люди уничтожали все следы празднования. Тем самым готовясь к Великому посту, а также провожая зиму и старый год и встречая долгожданную весну, что должна будет растопить промёрзшие земли. Кульминацией являлось сжигание масленичного чучела. Пепел же потом рассыпали по полям, чтобы урожай был хорошим.

Как отпраздновали Масленицу сыктывкарцы

Жители столицы Республики Коми с размахом отпраздновали традиционный праздник Масленицы. На Стефановской площади с раннего утра готовились всевозможные развлечения, как для молодежи, так и для взрослой части населения города: торговые ряды с вкусной выпечкой и прочие обязательные атрибуты этого праздника, такие как сжигание чучел Масленицы, спортивные состязания, карусели, поездки на санях в лошадиной упряжке и многое другое. В центре площади проходило костюмированное выступление — Блин Блинович и Масленица, персонажи праздника, развлекали сыктывкарцев забавными диалогами, танцами и песнями. Не обошлось и без внесения в праздник современной культуры. Например, главные лица праздника исполнили перепевку песни Тимати “Ты че такая дерзкая” на тему праздника.

В обед каждый желающий смог попробовать свои силы в еще одном неизменном атрибуте Масленицы – в центре площади установили длинный шест, на вершине которого были привязаны различные подарки. Для детей и подростков были установлены аттракционы попроще — различные карусели и качели, а также работала группа аниматоров в костюмах зверей, которые весело танцевали и гуляли среди народа, давая возможность сфотографироваться с ними.

Вдоль дороги были установлены чучела Масленицы, подготовленные специально для праздника и участвовавшие в конкурсе чучел проводимый организаторами праздника. В районе трех часов подводились итоги и начиналось главное представление Масленицы – сжигание чучела. На протяжении всего праздника на площади работали торговые ряды с традиционными угощениями — блины, лепешки, пирожки, сырники и различные сладости, вроде ватрушек, меда и пирожных.

В день окончания Масленицы мы решили спросить у жителей Сыктывкара, как они проводят этот праздник.

“Мы обычно не празднуем Масленицу, хотя у нас дома блины — это частое угощение, но только не на Масленицу, не знаю почему, но всегда получается именно так”, — призналась студентка Сыктывкарского государственного университета Инесса Шпарвассер.

“На Бун Барекендан (армянская масленица) мы всегда собираемся всей семьей, приглашаем гостей и готовим праздничный обед, а потом выходим гулять в город. Из обязательного атрибута обеденного стола — плов с изюмом и маслом”, — рассказал Агамир Агдалян.

«У нас этот праздник почти ничем не отличается. Корни ведь одни. Едим блины да вареники, традиционная пища в эти дни. Зовём гостей. На городской площади открывается большая ярмарка, куда стекается почти весь город. В конце сжигаем чучело. Вот, вроде, и всё», — ответила уроженка Украины Элина Бойко.

«У нас в Койгородке устраивают на площади народные гуляния. Там люди песни поют в русских народных костюмах, народные танцы, конкурсы разные. Каждый желающий может залезть на столб и оторвать табличку, на которой название приза написано. Потом на сцену поднимается, и ему его вручают. Распиливают бревна на скорость. Ещё есть соревнование, кто больше раз поднимет гирю. В общем, много конкурсов, все не помню. Ну и в конце чучело сжигают. Много народу приходит», — рассказал студент Сыктывкарского государственного университета Артём Голдобин.

Артур Турубанов, Эльвина Волкова

 




Сквозь тьму веков — Масленица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.