Виктор Тельнов: «Задача Агентства по делам молодёжи — дать возможность самореализации»

На днях стало известно, что создаваемое Агентство Республики Коми по делам молодёжи возглавит Виктор Тельнов, до последнего времени работавший заместителем мэры Ухты. Логично, но от этого не менее приятно, что своё первое интервью в новой должности Виктор Николаевич дал молодёжному порталу «Твоя Параллель».

— Почему возникла необходимость создания Агентства по делам молодёжи?

— Вопрос больше не ко мне, а к Правительству и Главе Коми, потому что они приняли это решение. Мне сделали предложение, от которого я не мог отказаться. Создание Агентства – это подтверждение на самом высоком уровне, что работа с молодёжью гораздо важнее, чем представляется на первый взгляд. Это не только какие-то формальные мероприятия, но ещё и идеология, которой нам не хватает. Можно сколько угодно говорить, что мы свободная страна, все вольны заниматься чем хотят и как хотят, но отрицать, что есть интересы различных структур, государств и партий и течений  внутри нашего государства, – это глупо. Раз эти интересы есть, все они будут перетаскивать молодёжь на свою сторону.

IMG_13 (1)

— Почему этот пост предложили именно Вам?

— Я не могу сказать, почему предложили именно мне. Я не самый лучший специалист, не самый талантливый. Просто я все эти годы делал то, что умею, старался делать всё на совесть. Некоторые задачи республиканского масштаба, которые ставились перед нами, несмотря на то, что мы находились в Ухте, мы выполняли. Военно-патриотическая работа у нас в Ухте поставлена на достаточно высокий уровень, добровольчество развито.

Может быть, так совпало, но где бы я ни работал, я имел отношение к молодёжи. Первая моя должность – Председатель студенческого профсоюза. Когда я был проректором УГТУ по воспитательной работе, акцент сделал не на формальную часть, а на живую работу с молодёжью. Выход в общежитие к людям с их проблемами гораздо важнее какого-нибудь официозного концерта с цветами и шариками. После проректорства я приехал в филиал УГТУ в Усинске, где опять же сделал акцент на работе с молодёжью, и благодарность ребят не заставила себя ждать. Они развернули такую деятельность, такой широкий масштаб и подход, что даже если бы я нанял высококлассных специалистов, такого бы не получилось. Я не раз говорил, что молодёжь у нас талантливая, образованная и высоконравственная. Надо только направить их энергию в нужное русло.

— О назначении вам стало известно ещё в сентябре. Вы всё это время присматривались, бывали на разных молодёжных мероприятиях. Что удалось подглядеть?

— Я не ставил задачу что-то подглядывать. Я и так прекрасно знаю, что происходит в республике, мы в тесном контакте работали и с Сыктывкаром, и с другими городами. Сейчас молодежные советы, представители молодёжных организаций мне уже написали, позвонили, договорились о встрече, потому что чувствовали, что это было важно и нужно. Пожалуй, самое большое поле, которое предстоит освоить, это контакты с ребятами на республиканском уровне. Потому что каждый в своём соку варится, работает, как умеет. А свести и показать, чем Воркута отличается от Троицко-Печорска, какие преимущества и недостатки в Усинске, Ухте, сложно. Для этого нужен орган, который бы занимался молодёжью.

IMG_13 (3)

— Чем будет заниматься Агентство? Каков его функционал?

— Главная задача Агентства – дать возможность самореализации. Все говорят, что мы должны дать молодёжи самореализоваться, помочь открыть таланты, но как это сделать, знают не все. Не говорю, что я обладатель какого-то суперзнания. Просто в тех точках, где я работал, мои методы срабатывали. Главный принцип управления, которого я придерживаюсь и который мне привил мой учитель Николай Денисович Цхадая, — не мешать хорошим людям работать. А всё остальное появится само по себе. Поэтому ребят нужно найти. Они даже найдут тебя сами, потому что, судя по работе в ухтинской администрации, где я курировал совсем другие вопросы, ребята всё равно на меня выходили. И здесь уже всё зависит от совести чиновника. Ты можешь сказать: «Это не мой вопрос, идите туда». Или можешь дойти до того, чей это вопрос, передать ему и проследить, чтобы он не задвинул его под сукно. Самое главное – работа вживую, напрямую, в тесном контакте. Думаю, мы это должны реализовать. И людей я подбираю не по формальным признакам. Здесь нужно гореть, а не «наступило 17.00, давайте, до свиданья». Я думаю, мы сможем это сделать. Учитывая, что глава республики самим созданием Агентства подчеркнул важность и значимость молодёжи, думаю, у нас всё получится.

— Будут ли через Агентство распределяться гранты на молодёжные инициативы?

— Обязательно будут. Хотя среди высоких руководителей есть поговорка: «С деньгами любой дурак сделает». Но без ресурсов будет очень сложно. Конечно, недопустимо потребительское отношение: «Республика, дай мне денег, я всё сделаю красиво». А гранты будут. И федеральные, и другие ресурсы. Буквально на днях мне позвонили ребята из Ухты, проект, который мы готовили, получил подтверждение Фонда молодёжной дипломатии Горчакова, они получат около 800 тысяч на его реализацию. Ресурсы надо привлекать. Естественно, будут привлекаться и республиканские и муниципальные средства.

— Должна ли молодёжь сама выбирать свой жизненный путь или её надо вести за руку?

— Попытки вести молодёжь за руку проваливались уже столько раз, что уже слепой видит, что это невозможно. Наша задача – максимально дать объективную информацию. Меня часто упрекают, что я рьяный борец за трезвость. Но я не говорю «не пейте», я не говорю «вы свою жизнь погубите». Я пытаюсь дать ту информацию, которую, так сказать, сторонники культурного пития не дают. Когда говорят, что из республики надо срочно сваливать, потому что тут нет перспектив, и любому перспективному (в кавычках) понятно, что тут ловить нечего. Но вторую сторону откройте: сколько из тех, кто уехали, вернулись. Какие затраты вы возлагаете на плечи своих родителей, потому что учиться в Москве на бюджете дороже, чем у нас на контракте. Наконец, вот вы закончили не самый престижный вуз в крупном городе, вышли на конкурентное поле рынка труда, где таких, как вы, десятки тысяч. У нас республика маленькая, практически большая семья, мы замечаем каждого перспективного молодого человека. Здесь проще самореализоваться, найти свою площадку для старта. У нас большое количество молодых руководителей, в том числе и в нефтегазовой отрасли.

IMG_13 (4)

— Как относитесь к идее возродить пионерскую и комсомольскую организации, чтобы туда школьники вступали в добровольно-принудительном порядке?

— Не хочу сказать, что нужен новый комсомол, хотя потеря комсомола и октябрятского движения – это большой ущерб для государства. Понятно, что возродить это в том виде, в каком оно было в СССР, нереально. Нет той государственной идеологии, на которой базировались эти организации. Но никто не мешает обозначить нам свою идею, к этой идее двигаться, её развивать и в её русле выстраивать молодёжные организации. Возможно, это будет крайне дорого. Сложно придумать организацию, которая объединила бы всех. Но небольшие наброски, как организовать связующие звенья, у нас уже есть.

Мы не сможем связать зоозащитников и волонтёров, которые помогают пожилым людям, тех, кто ходит в детские дома, и занимающихся военно-патриотической работой, кто ходит в поле с автоматом. Попытки собрать их в одну кучу всегда проваливались. Но мы можем сделать иерархию внутри организации. Образно говоря, значок первого уровня тому, кто периодически принимает участие в акциях, значок второго уровня тому, кто это делает постоянно. Дальше куратор проекта и тот, кто имеет на своём счету реализованные проекты. Эти значки могут быть в любой организации, не зависимо от того, чем человек занимается. Это будет доказывать, что зоозащитники такие же или лучше тех, кто занимается стрелковой подготовкой или ходит в детские дома. Они должны понимать, что их работа одинаково важна.

— Поколения, чья юность пришлась на 1990-е, некоторые называют потерянным. Вы с этим согласны?

— Моя юность прошла в 90-е. В 1993 году я закончил школу. Вакханалия была страшная. Год после школы, до армии, я работал на заводе крупнопанельного домостроения. Зарплату я получал два раза. До сих пор помню, как на Новый год мы получили зарплату тушёнкой. И я был одним из самых успешных людей в посёлке, потому что другие и этого не получили. Была и наркомания, и проституция, и алкоголизм. Часть людей мы потеряли. Но сказать, что целое поколение потеряно, нельзя. Так можно сказать про любое поколение. Давно известно, что люди старшего возраста скептически относятся к молодёжи, мол «в наше время было лучше». Да в ваше время было то же самое. Просто были другие угрозы, другие плюсы и соблазны. Но в целом система не меняется.

IMG_13 (5)

— Как можно охарактеризовать нынешнее поколение молодёжи?

— Оно неоднородно. Есть группа людей, про которых бабушки говорят: «Ой, этим дурням лишь бы в компьютере сидеть». Да, есть те, которые этим злоупотребляют. Но есть их сверстники, которые занимаются паркуром, воркаутом. Есть их сверстники, которые в военно-патриотических клубах готовятся не просто к тому, чтобы пойти в армию, а сразу в спецназ. Поколение неоднородно. И сказать, что эти от 14 до 20 лет, потому что… Это неправильно. И зависит это не от мифического поколения, а от конкретных семей, от того, чем занимались родители, когда проходил период взросления и становления ребёнка. Если они занимались ребёнком, это будет видно. Но если только зарабатыванием денег, и они думали, что тем самым они все свои родительские обязанности выполнили, это тоже будет видно. Поэтому зачёркивать поколение или ставить его на пьедестал — глупо. Единственное поколение, которое можно поставить на пьедестал — это ветераны Великой Отечественной войны. Сейчас говорят о потерянном поколении. Но, может быть, это поколение и спасёт Россию.

— Вы знаете, что нужно молодёжи?

— Я думаю, то, что нужно молодёжи, знает только сама молодёжь. Этим нужно одно, другим — другое. Но есть одно общее — свобода развития. Это то, что нужно каждому молодому человеку, независимо от того, прыгают ли они через препятствия, таскает ли он гири в спортзале или поёт на сцене.

Беседовал Илья Баканов

Фото Ивана Федосеева

  1. Человек много обещает, а на деле просто забивает! Склонен говорить не правду, жаль, а мы думали что он всё-таки радеет за молодежь, пробивает их проекты, а это обычный чиновник выполняет госзаказ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *