26 июня в Центре культурных инициатив «Югор» прошел спектакль-перфоманс «Игра в шахматы». В Сыктывкаре такая постановка организована впервые: единственный герой спектакля – неназванная молодая девушка в исполнении Ирины Кечаевой. Грань между зрителем и сценой размывалась, и каждый мог почувствовать себя частью пьесы.
Суть перформанса заключается в приобщении присутствующих к происходящему театральному действию. Жанр запечатлевает момент, краткий миг из происходящего. Ирина Кечаева объяснила, что подобные театральные эксперименты изменили представление о сценическом пространстве: не всегда становится понятно, когда читается заученный текст, а когда идет импровизация.

Пьеса «Игра в шахматы» была написана в 90-ые годы драматургом Алексеем Шипенко специально для Ирины Кечаевой. Сыктывкарцы же увидели ее реконструкцию.
Для всех зрителей был обязателен черно-белый дресс-код, который сделал их частью перфоманса. В зале отсутствовали привычные декорации, только стулья – опять же черные и белые, и картонные шахматные фигуры разных размеров.

Главная героиня – хрупкая, нервная, неловкая и неусидчивая. Первые минуты она молчит, потом вскипает и начинает говорить без умолку, рассказывая о себе. Героиня называет себя «жертвой перфоманса»: ее пригласили просто помолчать на сцене, не объяснив ни цели, ни причины. Рассказ пересекается с рассуждениями о современном театре и в частности о жанре перфоманса: человек в постановке становится фигурой, муляжом, подчеркивается то, что зритель не всегда понимает происходящее.

— Единственное, что интересно на сцене – это ткань жизни. Эта пьеса может быть актуальной: где заканчивается настоящая жизнь, а где игра, неважно, сцена это или нет. «Весь мир театр, а люди в нем актеры», — как сказал Шекспир. Эта пьеса позволяет расширить рамки общепринятых ролей, — комментирует Ирина Кечаева.

Весь монолог – попытка понять идею перфоманса. Зрителя ввела в ступор необычная подача идеи, поэтому аплодисменты зазвучали запоздало, а уже потом пошли по нарастанию.
Елизавета Морохина