«Твоя Параллель» предлагает всем окунуться в атмосферу российской армии. 5 лет назад наш журналист, будучи срочником, отслужил на Северном флоте, а затем написал цикл материалов «Мой Северный флот», который мы и публикуем.
Рагнарок
Древние скандинавы верили, что концу Света будет предшествовать лютая трехлетняя зима и Рагнарок – битва богов и великанов. У матросов Заполярья битва со снежными великанами – каждый год. Работа на свежем воздухе, с которой справилась бы единица уборочной техники, скрашивает будни срочников-муравьев. Этой зимой «на снег» начали поднимать в 5 утра, то есть за час до подъема по распорядку дня. Командир части по пути на службу должен видеть чистоту и порядок.
В вечерние и ночные часы у матросов другое развлечение – работа на продовольственных складах. Разгрузить четыре фуры вдесятером – не предел. Хорошо, если все ограничится мешками с мукой или коробками с консервами. Приключения начинаются, когда завозят «динозавров» (замороженные коровьи туши).
Днем весь личный состав роты либо готовится к заступлению, либо находится в нарядах. Самый нелюбимый из них – дежурно-вахтенная служба: минимум сна, постоянный риск досрочного снятия, ответственность за оружейную комнату. Настоящий героизм проявляют контролеры КПП. И в мороз, и в дождь они обеспечивают пропускной режим. Сравнительно легко приходится тем, кто стоит в карауле и охраняет… свою вышку.
А как же боевая подготовка, обучение воинской специальности и прочие уставные небылицы? В основном они остаются на бумаге. На что не жалеют времени, так это на строевые. И, надо признаться, не зря. Только после изнурительных тренировок понимаешь, что ходить строевым шагом – это искусство.
Один, а если повезет, то и два раза в месяц проводятся учебные стрельбы, тактическая подготовка, антитеррористические учения. Добраться до гарнизонного полигона, забираясь на сопки по колено в снегу, – настоящая проверка своих сил и выносливости. То, ради чего, собственно, и нужно служить в Вооруженных Силах. Ночные подрывы уже, как правило, не практикуются. Всего один раз под конец службы нас подняли по тревоге в 3 часа утра по инициативе нагрянувшей из Москвы проверки. Масштабные учения затронули не только береговые подразделения, но и дивизии подводных лодок.
В рамках перехода армии к «новому облику» для выполнения несвойственных военным работ стали активно привлекать гражданских лиц. По инициативе флота взялись за физподготовку всего личного состава. Матросы должны учиться военному делу, а не чистить картошку.
Смешно ли в цирке после армии?
Солдату думать не нужно, за него это делает командир. А чтобы солдатская голова не напрягалась, должны быть напряжены его руки. Исходя из этой логики, весь день срочника проходит в выполнении различных, порой, бредовых распоряжений. Круглое носим, квадратное катаем.
Начинается утро с физической зарядки. Бег спросонья на холоде ничего, кроме стресса, организму не приносит. Затем следуют примитивные и бесполезные упражнения: сгибание рук, наклоны в стороны, приседания и т.д. И напоследок, выполнение комплексов рукопашного боя, то есть повторение однообразных движений, скорее, для вида, чем для подготовки к реальной схватке.
Выравнивание полос на одеялах по нитке – тема всем известная. Чем бы дитя ни тешилось…
В любой роте на стендах можно найти боевые листки – сочинения на тему: «Как рота провела прошедшую неделю». Бедолаге, которому поручено такое написать, обеспечен вынос мозга. Жизнь изо дня в день не меняется, и поневоле превращаешься в автомат, раз за разом выдавая один и тот же текст.
Самое веселье было, когда в гарнизон с «неожиданной» проверкой должен был нагрянуть настоящий генерал. Траву, правда, трогать не стали, а вот камни на клумбе перекрасили под цвет белого бордюра. До такого могут додуматься только люди, которые не понимают и не ценят красоты природы.
Книга для полковников
Штабная шутка. В чем разница между полковником и генералом? Полковник знает, куда ставить подпись, а генералу еще нужно показывать.
Про генералитет и говорить нечего. Эти небожители слишком далеки от народа и обитают в мире липовых отчетов и образцовых частей. А что со старшими офицерами? Знают ли они, чем живет солдат и что творится в его голове?
За блеском парадных мундиров мы видим обычных людей со своими проблемами и недостатками. Характер и стиль работы у каждого свой. Встречаются откровенные штабные самодуры, но есть и такие, кто всегда идет навстречу.
Каким предстает перед нами офицер флота в кино и книгах? Подтянутый, вежливый, никогда не поднимет на матроса голос, в общем, – само благородство. Весьма неприятно наблюдать, как большой военачальник, капитан 2 ранга (подполковник) с военной академией за плечами, в обычном разговоре вставляет мат через каждое слово. Об офицерах со звездами поменьше и говорить нечего.
Среди прочих выделяются офицеры-воспитатели. Это такие массовики-затейники, которые дни и ночи напролет думают о том, как бы устроить культурный досуг солдата. Субботний вечер – то редкое время, когда у срочника есть возможность отдохнуть и расслабиться. Телефонный звонок перечеркивает все планы. Новая вводная: дискотека тысячелетия (концерт, поэтический вечер). Веселитесь, мать вашу! В сумерках по мокрому снегу бредем в город, наматываем километры – убит еще один драгоценный час. Хорошо, если покажут кино, ведь в темноте можно и поспать, вот только сиденья неудобные. Чем выше звание офицера-воспитателя, тем серьезнее он подходит к своему делу. Такому не скажешь, и сам он не догадается: «Я хочу, чтобы в выходной меня просто оставили в покое!»
Высокие военные чины считают нужным «лечить» срочников, наставлять их на путь истинный. К чему? В армии каждый – на своем месте. Солдатский коллектив способен к самоорганизации и вполне обходится без советов «сверху». Однажды штабной начальник потребовал от меня добросовестно относиться к выполнению возложенных обязанностей (кстати, совсем не матросских), взывая к моему чувству долга. Тогда я вспомнил про свою зарплату в 400 рублей и подумал: «Не учи жить, дай денег». Всю ответственную работу должны выполнять военнослужащие-контрактники, ведь им есть, что терять. Но контракт предлагают заключить только ближе к концу службы, то есть когда ты уже год отработал на государство даром. На срочника смотрят, как на бесплатную и бестолковую рабочую силу. Дошло до того, что один «товарищ» переживал за бумагу больше, чем за судьбы матросов.
Если завтра война, поднимется ли полк по команде полковника? В мирное время забывают, что авторитет среди солдат и здоровая моральная обстановка – залог жизни командира. Будь такая возможность, я бы написал на эту тему первую в мире шпаргалку для всех старших офицеров армии и флота, которую так бы и назвал – «Книга для полковников» (данную статью прошу считать черновым наброском).
Ярмарка тщеславия
Контрактники – это особая тема. Среди них попадаются как трудовые пчелы, так и бесполезные трутни с весьма высоким самомнением. На контракт остаются либо ценители военного дела, либо от безысходности. Заработок военного не слишком высок, поэтому «контрабасы», по возможности, подрабатывают частным извозом. Прошлым летом командование было по-настоящему озабочено случаями передозировки наркотиками с летальным исходом среди контрактников.
Яблоком раздора среди военных являются премиальные деньги. Материальное поощрение получают не все и не поровну. В конце каждого квартала и перед большими праздниками контрактники злословят и выясняют отношения, словно пауки в банке.
С кем по-настоящему интересно служить, так это с прапорщиками. В каждом из них узнаешь то ли Задова-Шматко, то ли одного из гоголевских персонажей. Они как раз такие, какими их изображает современный фольклор.
Два Шамиля
На днях один человек в некорректной форме задал мне вопрос: «Как в армии ситуация с «нерусскими»?» Свой ответ привожу дословно:
«Служил со мной дагестанец Шамиль. Рад этому, потому что более благородного, честного, верного сослуживца трудно найти. Он не давал себя в обиду и других не обижал. Когда пришли молодые, стал для них авторитетом, всегда помогал, чем мог. Не отбирал телефоны, деньги, ни с кого не снимал новые берцы (этим промышляли «белые братья»). Не доставлял проблем и командирам».
Отвечая, я хотел осадить ослепленного ненавистью националиста, и я не рассказал продолжение истории. После одного Шамиля пришел другой – полная противоположность первому. Для безвольного командования части он стал настоящей проблемой. Грубые дисциплинарные проступки продолжились и после беседы с военным прокурором. Шамиль был отправлен в бессменный наряд на один из объектов, что лишь на время сняло напряжение. В конце концов ко всеобщему облегчению ситуация разрешилась сама собой. Непокорный «джигит» сломал руку на соревнованиях по армрестлингу и надолго отправился в госпиталь.
Что объединяет двух таких разных людей? Их бойцовский менталитет, взаимная поддержка и неподчинение традициям дедовщины. Они пришли в армию, чтобы учиться воевать и развиваться. Служить, а не прислуживать.
Матрос запаса
Продолжение следует