29 августа в Саде скульптур Национальной галереи Коми впервые прошел фестиваль современного искусства «Темные аллеи». Атмосфера нуарных фильмов окрасила в черно-белый как гостей, так и участников.
«Темные аллеи» — первый опыт Национальной галереи в создании широкомасштабного фестиваля. Идеологами стали молодые сотрудники музея, которые предложили объединить несколько разных творческих направлений под одной тематикой. Сад скульптуры, который сам по себе представляет уникальное выставочное пространство, стал одновременно сценой и декорациями. Деревья и кусты Сада были украшены белыми отпечатками, испачканными кровью, ближе к зданию была меловая отметка тела «убитого» при таинственном происшествии. На небольшой площадке в течение всего вечера выступали сыктывкарские музыкальные группы «Оприход» и «Один на кухне», свои перфомансы представил поэт Гена Сорокин, отдельный сет представил DJ KUBUK — готические романсы, печальный пост-панк, сумрачный дабстеп. И музыка, и антураж были подобраны так, чтобы каждый из гостей мог поучаствовать себя участником нуар-фильма.

Чтобы стать зрителем, нужно было просто зайти в один из залов галереи. Совсем недавно после покупки необходимого оборудования его превратили в настоящий кинотеатр, где можно показывать 3D. Всего было несколько сеансов: впервые переведенный на русский фильм «Деменция. Дочь ужаса», классические образцы жанра «Жилец» и «Люди-призраки». Предваряло все это «темное» великолепие лекция от кандидата культурологии, преподавателя СГУ им. Питирима Сорокина, киноведа Николая Вокуева о нуаре и его развитии.

С помощью квеста некоторые полностью погрузились в атмосферу детектива. На входе заинтересовавшиеся могли получить специальные бумажки, которые давали начало игре. По всей галерее перемешались люди в длинных черных мантиях, лица которых были скрыты масками. Они передавали участникам подсказки, направляли и следили за их действиями. В Саду и в самом здании располагались различные загадки, которые необходимо было отгадать. Ограничений по времени не было, но это не мешало игрокам бегать по лестницам и залам, нарушая привычную тишину галереи. Победители, помимо острых ощущений, получили еще и подарки от спонсоров вечера.
Для любителей созерцательного отдыха Сад скульптур превратили в Сад инсталляций. Нижние окна здания галереи были украшены черно-белыми абстрактными рисунками размером с постер – «Призрачными окнами». Более объемную, но от этого не менее мистическую картину создали нуарные фотографии из серии «Синдром запоминания».


Между деревьями расположился ловец снов, который для случайных сонь мог стать мухоловкой, таких больших размеров он был. Авторы инсталляция предлагали зрителям заглянуть не только в мир художника, но и в их собственный. Работа «Загляни в себя» представляла себой черный холст, заключенный в раму, который как будто кто-то прорвал изнутри. Еще более экстравагантную картину представлял «Падший ангел»: к стулу были прикреплены бумажные белые крылья, а сама конструкция была подвешена на тонких нитях. При долгом всматривании эти инсталляции навевали жуткие ощущения присутствия кого-то третьего.


— Вся организация фестиваля легла на наших молодых сотрудников. Они же предложили тематику нуар. Музеи – это консервативная конституция. Люди привыкли к тому, что это выставочные залы, тишина, общение с произведениями искусства, на самом деле мы можем проводить разные формы работы. Если все пройдет так, как задумывалось, то мы планируем сделать не одно такое мероприятие. Я вижу, что молодежи это интересно, — поделилась директор галереи Ольга Талянина.
Елизавета Морохина
Фото Елены Окуловой