С сеговской трилогией Strike наверняка знаком каждый обладатель приставки. «Твоя Параллель» решила вспомнить, как геймеры 1990-х летали на вертолёте, мочили террористов и спасали мирных жителей. Вашему вниманию обзоры Desert Strike, Jungle Strike и Urban Strike.
Моя любовь к сюжетному реализму в играх началась с боевых заданий бравого американского вертолётчика, без устали спасающего Соединённые Штаты Америки (ну и мир заодно) от посягательств всяких облачённых властью террористов. Ведь до этого на Сеге я играл только в непонятную фигню-трансформер, который стрелял в такие же непонятные фигни и собирал какие-то непонятные фигни. И были черепашки-ниндзя, в чьё существование 12-летний ребёнок категорически отказывался верить. А здесь сюжет, который мог бы случиться в реальном мире.
В пустыне (Desert Strike)

Заставка Desert Strike, в которой некий генерал Килбаба, подозрительно похожий на Саддама Хусейна, опускает какого-то чувака в чан с кислотой. Начало интригующее. Ведь именно этому злодею, готовящему ядерный удар по США, нам предстоит противостоять.
И вот мы, получив на брифинге задание, на вертолёте «Апач» взлетаем с крейсера и отправляемся мочить в сортире пустыне террористов. Тем более, что мочить есть чем. В нашем распоряжении несколько крутых ракет, снаряды и пулемёт. Запасы вооружения можно пополнять, собирая зелёные ящики, раскиданные по всей локации и иногда появляющиеся на месте взорванной вражеской техники или дома. Надо следить и за уровнем топлива и брони, соответствующие бочки и ящики также можно взять на борт, зависнув над ними и прихватив крюком. Также можно найти зелёный ящик, обвязанный красной подарочной лентой. Это дополнительная жизнь.

Изданный в 1992 году Desert Strike – это не просто мочилово солдатиков, танчиков, БТРчиков и прочих стреляющих и нестреляющих машинок. Иногда надо спасать заложников, забирая их с помощью спускающейся лестницы, или захватывать врагов. В пятой, последней, миссии дело происходит ночью, количество спасительных ящичков ничтожно мало, и они не отмечены на карте, а техника врагов особенно тяжело вооружена и бронирована. И вот мы добрались до последней миссии, где генерал Килбаба пытается скрыться на самолёте под прикрытием стреляющих в тебя танков. Задача – уничтожить самолёт, предварительно пробив в нём дыру, чтобы через неё мог вылезти захваченный в заложники твой второй пилот. И успеть это сделать до того, как он уйдёт за рамки локации. Умелое маневрирование, пара-тройка расстрелянных боекомплектов, и вот на лужайке Белого дома тебя поздравляют Президент, подозрительно похожий на Джорджа Буша-старшего, президентская жена, похожая на Барбару Буш, и президентская собака, похожая на спрингер-спаниеля Милли. Если досмотреть титры до конца, то в финале собака поднимает лапу, чтобы сотворить что-то нехорошее с платьем первой леди.
В джунглях (Jungle Strike)

JungleStrike 1993 года, однозначно, моя любимая часть сеговской трилогии. Именно с неё началось моё знакомство с серией про пилотов, спасающих мир от III мировой. Наслаждаться сюжетом не мешало даже то, что я являлся счастливым обладателем настоящего японского картриджа. Соответственно, почти все титры, сюжет и описание заданий и техники, состояли из иероглифов. Но главные слова, destroy и capture, были на английском.
Заставка с обезьянкой, мирно расположившейся на лиане на каком-то острове “Somewhere in Pacific ocean”, и ядерный гриб, который возникает на месте этого острова, до сих пор у меня в голове. Как и бодрая музыка, побуждающая быстрее схватиться за джойстик, чтобы противостоять Ибн Килбабе aka Madman, сыну того самого Саддама из первой части, и его соратнику по злодейским делам Карлосу Ортеге, самому крутому наркомафиози на Земле.
Выбираем себе второго пилота (пока их количество ограничено, но в следующих этапах мы будем спасать и брать в напарники новых боевых товарищей, которые обеспечат нас повышенной скорострельностью и точностью стрельбы), садимся за штурвал «Команча» и взлетаем с вертолётной площадки Белого дома. Разумеется, первым же делом бомбим резиденцию американского президента и получаем грозный приказ “Returntobase”, миссия провалена. Что, вы так не делали? Я один такой маньяк? Зато за разрушение здания налоговой службы (IRS) вам присудят очки. Всё-таки есть у разработчиков чувство юмора.

На самом деле цель первого этапа – очистить Вашингтон от террористов и сопроводить лимузин президента, похожего на Билла Клинтона, к резиденции. А уж там он нам говорит (наверное, так, я точно не знаю, ведь текстовка у меня была на японском), что надо защитить мир от Килбабы и отправиться, судя по очертаниям общей боевой карты, в Южную Америку, чтобы нанести удар по базам Мэдмена и Ортеги.
Уже на втором этапе нас ожидает приятное нововведение. В Jungle Strike мы управляем не только вертолётом, но и другими средствами передвижения: амфибией, мотороллером и даже самолётом «Стелс». В течение игры мы плаваем среди островов в поисках контрабандного плутония, летаем над пустыней, чтобы забрать ядерный реактор, пытаемся разглядеть в кромешной тьме джунглей захваченных учёных и вражеские аэродромы, спасаем миротворцев ООН и с помощью вышеупомянутого мотороллера закладываем мины перед броневиками в каком-то старинном городке, ищем спрятавшиеся под снегом фабрики по производству ядерных ракет…

Задания всё сложнее. Вот мы взлетаем на «Стелсе» и бомбим наркополя и вражеские «Патриоты». На самом деле, самолёт необходим только для одной миссии, но ведь на нём интереснее. Да, врезаться в какой-нибудь памятник древних индейцев и потерять жизнь проще простого. Но мы ведь взяли четыре жизни, спрятанные в пирамидках справа от базы. Поэтому все задания только на нём. Особенно сложное – последнее. Сколько заходов на посадку вы совершали? Это вам не тупо жать на гашетку. Это высший пилотаж!

И вот мы разбомбили шикарную виллу Ортеги, бункер Килбабы, захватили пытающихся скрыться злодеев, нас поздравляют на той же лужайке Белого дома. Но оставшиеся в живых приспешники нарколорда захватывают Вашингтон и освобождают своих боссов. И вновь начинается бой. Только пленных уже не берём.
В городе (Urban Strike)

Изданная в 1994-м Urban Strike разочаровывает уже заставкой. Радующий уши хэви-метал с хоть и псевдо-, но электрогитарами заменили какой-то электронщиной, действие происходит в далёком на тот момент 2001 году. То есть уже отрыв от реальности.
Некий кандидат в президенты США Мэлоун наращивает армию сторонников. ЦРУ понимает, что-то тут нечисто, и отправляет к бизнесмену-политику своего агента Эго, летавшего с нами на «Команче» в Jungle Strike. Мэлоун понимает, что «казачок-то засланный» и подкладывает бомбу в его машину. Таким образом, как говорит наш герой: “It makes it personal”.
Теперь нам предстоит выводить Мэлоуна на чистую воду. Нас выдёргивают из отпуска на Гавайях, тем более что первый уровень как раз на этих райских островах. И снова вертолёт, на этот раз «Могиканин», с которого можно пересесть на менее боеспособный, зато более вместительный «Чёрный ястреб», ведь нам ещё людей спасать, а в «Могиканина» могут влезть только шесть человек. Итогом первого этапа станет спасение пластического хирурга, который расскажет, что Мэлоун – это никто иной как Карлос Ортега, которому наш добрый доктор переделал внешность.

Постепенно становятся понятны злодейские планы Ортеги. Он строит некое супероружие, с помощью которого собирается (как оригинально!) захватить мир. И мы ему должны помешать. Мешаем в Мексике, мешаем в Сан-Франциско, мешаем в Нью-Йорке (кстати, там мы спасаем людей из разрушенных террористами башен-близнецов, и действие игры, напомню, происходит в 2001-м), мешаем в Лас-Вегасе. Поэтому серия и называется «Городской удар». Всё также бомбим, захватываем, спасаем. Но есть одно большое «но». Три раза в течение игры нам предстоит выбираться из винтокрылой машины и побегать, вооружившись автоматом с подствольным гранатомётом.

В предпоследней миссии мы на своих двоих проникаем в казино Лас-Вегаса, ведь только оттуда можно добраться до огромного подземного бункера Ортеги. Делаем всё, что надо, садимся в вагонетку и видим, что наш боевой вертолёт каким-то волшебным способом оказался в суперсекретной зоне и ждёт, когда же мы на него сядем. Если вы ещё не проходили эту игру, как правильно выполнить последнюю миссию рассказывать не буду, сами помучайтесь.
Позднее, уже на более крутых платформах, выходили Soviet Strike и Nuclear Strike. Но, начав в них играть, я понял, что удовольствия никакого не получаю. Поэтому и рассказывать о них мне нечего.
Илья Баканов