На нашей сцене мало настолько противоречивых и неоднозначных групп, как «Король и шут». Именно поэтому они попали в очередной выпуск «Музыкального понедельника».
Шеф-редактор портала «Твоя Параллель» Алексей Боровенков:
«Король и шут» создали уникальное направление в российской музыке. Это смесь фольклора и панк-рока, которые достаточно гармонично переплетаются друг с другом. Лешие, домовые, ведьмы под барабанный бой и грязные гитарные ритмы оказались интересны нашему слушателю.
Другой вопрос, почему они оказались интересны? КиШы обратились к традиционной русской мифологии, а мифы, как известно, имеют очень сильное влияние на человеческую психику (почитайте, например, «Морфологию сказки» Проппа). Слушатель во время «Лесника» погружается в сказочную атмосферу, а ритмичная музыка только способствует вхождению в транс.
Намеренно или нет, но «Король и шут» навсегда вписали свои имена в историю российской музыки, ведь теперь любой коллектив, желающий обратиться к такой тематике не избежит сравнения. Самобытные коллективы, заслужившие всеобщего признания, очень редки. Мне на память приходит только «Эпидемия», которой пришлось создавать собственную фэнтези-вселенную. А это ой как непросто.
Проклятый Старый Дом
В заросшем парке
Стоит старинный дом:
Забиты окна
И мрак царит извечно в нём.
Сказать я пытался:
«Чудовищ нет на земле».
Hо тут же раздался
Ужасный голос во мгле,
Голос во мгле…
Мне больно видеть белый свет,
Мне лучше в полной темноте,
Я очень много-много лет
Мечтаю только о еде,
Мне слишком тесно взаперти,
И я мечтаю об одном:
Скорей свободу обрести,
Прогрызть свой ветхий старый дом,
Проклятый старый дом!..
Был дед да помер
Слепой и жутко злой.
Hикто не вспомнил
О нём с зимы холодной той.
Соседи не стали
Его тогда хоронить.
Лишь доски достали,
Решили заколотить
Двери и окна…
И это место стороной
Обходит сельский люд,
И суеверные твердят:
Там призраки живут…
Литературовед Алексей Бешкарев:
О стихотворном творчестве этой группы сказать особенно нечего. Лирика слишком примитивна, даже если сделать скидку на то обстоятельство, что это панк-рок, который вроде бы особой сложности не требует (тем не менее, в русском, да и зарубежном, панке достаточно текстовиков, которых можно смело называть поэтами). Словарный запас автора крайне скуден, никаких литературных приёмов он, похоже, не знает. Тексты напоминают манеру, в которой школьники пересказывают друг другу боевики: «Тот ему по голове раз – и кровь течёт…» Всё это у «Короля и шута» кое-как зарифмовано и примерно подогнано под стихотворные размеры. Сильно портят впечатление стилистические ляпы: «В сундуке в подвале свой стерёг алмаз». Где, простите, стерёг? «Чьих невольница ты идей» — инверсия на инверсии. «Всё же в тот же час» – много же «же». «Трупов не убить» — слово «трупы» в русском языке является неодушевлённым, поэтому винительный падеж может быть только «трупы» — и так до бесконечности.
Мёртвый Анархист
Ослепший старый маг
Ночью по лесу бродил.
На кладбище разлил
Он волшебный элексир
И лишь проговорил:
«Что ж я, старый, натворил…»
Трупы оживали, землю разрывали,
Всюду выползали, дико бушевали,
Глотки драли, всё вокруг ломали,
Рвали свою плоть…
Это место люди не любили,
Потому что здесь гадов хоронили.
Все они водку пили,
Проклятыми были.
Среди ублюдков шёл артист
В кожаном плаще, мёртвый анархист,
Крикнул он: «Хой!», челюсть долой,
Трупов вёл он за собой.
Бешено в деревню мёртвые ворвались,
В свете фонарей их рожи показались,
Дрались и по полной отрывались,
Шли дома громить.
Взяли люди топоры и вилы
Мертвецов загнать в свои могилы,
Но на это не хватило силы —
Трупов не убить!
Что за наваждение! Без предупреждения
На отрока напали, сильно напугали,
Смеялись и толкали, парнишку заставляли
Пого танцевать.
Что есть мочи женщины визжали,
И крестьяне в панике бежали,
Трупы дохли, снова оживали,
Ржали людям вслед.
В жизни артист весёлым был,
И нажраться он всегда любил.
Утро крестьянам помогло —
Солнце трупы за полчаса сожгло.
Но в тишине ночной в подвале кто-то рявкнул:
«ХОЙ!!!»
Психолог Отделения экстренной психологической помощи населению Виктория Кирьянова:
Все песни группы «Король и шут» написаны по принципу сказки. В сказках всегда есть герои и злодеи, это классика жанра. Сказки «Короля и шута», наверно, близки по стилю к сказкам Андерсена — трагичная концовка, жестокость образов. Стиль написания, идеи песен выдают у авторов богатое воображение, изрядную толику природной агрессивности. Каждая песня имеет завершённую идею и историю, в них живут и действуют все существа потустороннего или волшебного мира (тролли, хоббиты, вампиры, призраки и так далее). Смысл сказок практически всегда намекает на инстинктивную природу человека, демонстрирует, что не всегда нужно руководствоваться инстинктами и тем более преступными желаниями. В каждом тексте герой, принявший решение присвоить чужое или предать, получает кару. Люди представлены слабыми, влекомыми страстями, желающими завладеть чужой собственностью, обмануть в своих целях. Прослеживается тема контроля, если он отсутствует – это приводит к разрушению, гибели. Потому песни «Короля и Шута» следует рассматривать как истинную справедливую сказку, где зло в итоге наказывается.
Кукла Колдуна
Тёмный мрачный коридор.
Я на цыпочках, как вор,
Пробираюсь, чуть дыша,
Чтобы не спугнуть
Тех, кто спит уже давно,
Тех, кому не всё равно,
В чью я комнату тайком
Желаю заглянуть,
Чтобы увидеть…
Как бессонница в час ночной
Меняет, нелюдимая, облик твой.
Чьих невольница ты идей?
Зачем тебе охотиться на людей?
Крестик на моей груди —
На него ты погляди,
Что в тебе способен он
Резко изменить?
Много книжек я читал,
Много фокусов видал
Свою тайну от меня не пытайся скрыть!
Я это видел!
Очень жаль, что ты тогда мне поверить не смогла
В то, что новый твой приятель — не такой как все.
Ты осталась с ним вдвоём, не зная ничего о нём,
Что для всех опасен он наплевать тебе.
И ты попала!
К настоящему колдуну,
Он загубил таких, как ты,
Не одну!
Словно куклой в час ночной
Теперь он может управлять тобой!
Всё происходит будто в страшном сне,
И находиться здесь опасно мне!