Бывает, что, вроде, слушаешь музыку, и нравится она, а понять ничего не можешь. Какая-то кровь-любовь, да и только. Мы решили выяснить, о чём и зачем поют звёзды нашей эстрады. На прошлой неделе мы щадили твои уши, но сегодня только хардкор. О чём поёт Нюша?
Выбор редакции:
Я выше
Я спрячу свои крылья, чтобы не пугать тебя,
Я буду такой сильной, чтобы защитить тебя,
Я спрячу свои страхи, чтобы ты никогда о них не узнал,
Я буду такой сильной, чтобы ты любил меня.
Я хочу лететь ещё выше, чтобы не задеть города крыши,
Я хочу быть ещё ближе, и выше, и выше,
И выше.
Ты — скорость моих мыслей, мне не догнать тебя,
Ты рядом, ты так близко, но не достать тебя,
Ты спрятал, ты похитил сердце моё уже навсегда,
Я буду к тебе ближе, я научусь летать.
Я хочу лететь ещё выше, чтобы не задеть города крыши,
Я хочу быть ещё ближе, и выше, и выше,
Я хочу лететь ещё выше, чтобы не задеть города крыши,
Я хочу быть ещё ближе, и выше, и выше,
И выше.
Я хочу лететь ещё выше, чтобы не задеть города крыши,
Я хочу быть ещё ближе, и выше, и выше,
И выше.
Психолог Отделения экстренной психологической помощи населению Виктория Кирьянова:
Все приведенные тексты о любви. В понимании Нюши, любовь окрашена драматическими тонами, трагична – совместное счастье невозможно, лирический герой и объект любви или уже расстались, или их отношения не могут продолжаться в силу каких-либо причин. Может быть, имеет место какой-либо шлейф реальных отношений, которые пришлось разорвать, это было болезненно, а завершаются они через творческий процесс. В целом, тексты более ориентированы на женскую аудиторию, насыщены эмоциями, ощущениями, чувствами. Могут срезонировать у тех девушек, которые также переживали или проживают трагическую любовь.
Зайчик
Просто я придумала тебя.
Это я писала эти сказки,
Это мы под снегом января
Так просто верили, мечтали, мы любили, начинали с ноля.
Но кто же сделал это с нами, кто сложил всё оригами не так?
Это я придумала тебя.
Облака смывают с неба краски,
И весь мир под снегом января
Так одиноко остывает, под ногами замерзает земля.
Я не могу, но оставляю, сердце плачет, забывая тебя.
А помнишь, мелом на асфальте рисовал:
«Я люблю тебя, мой зайчик». Где-то там,
Может, всё богами между нами решено.
Но моё сердце будет биться лишь для тебя одного,
Но моё сердце будет биться лишь для тебя одного.
Литературовед Алексей Бешкарев:
Тема песен типична для массовой культуры любого её периода: любовные страдания. Причем столь же типичны и идущие от низового фольклора параллели между внутренним миром лирического героя и природой (типа «Ой, цветёт калина в поле у ручья, парня молодого полюбила я…» Для сравнения у Нюши: «под ногами замерзает земля, я не могу, но оставляю, сердце плачет, забывая тебя»). Автор текстов явно стремится к некоей поэтической недосказанности, отсюда разорванность, импрессионистичность образов. Однако чаще всего это ведёт к смысловой сумятице, когда мы уже перестаем понимать, кто к кому и зачем обращается. Например: «Луна, что ты молчишь? Ты же всюду твердишь, что нуждаюсь я в нём…» Если всё это обращено к Луне, то как она может одновременно «молчать» и что-то «всюду твердить»?
Лирика Нюши особенно страдает от избитых рифм: крыши-выше, верь-дверь, улыбки-ошибки, ночь-прочь, осень-очень. Самая частая — тебя-тебя, попросту тавтологична. Там, где рифмы не столь шаблонны, они страдают от неточности: тишину-наяву, земли-сны.
Конечно, такое творчество нельзя считать высокой поэзией, но даже в массовой песне недопустимы языковые просчёты, которые в песнях Нюши встречаются: «только лишь» — плеоназм (оба слова выражают один и тот же смысл), «больно для меня» (правильно «больно мне»), «Ты если подождёшь немного, и не потеряй то, что нахожу…» (по правилам, «если…, то…»).
Чудо
Выбирать своё…
Убегай, возьми меня,
Я хочу туда, где ты дышишь…
Это мокрая зима, и сквозь дождь ты меня не слышишь.
Я обманывала день, я купалась в облаках…
И впрочем, если ты моя тень, то куда же убегаешь ночью?
Так… так…
Можно терпеть силу,
Можно пить текилу,
Можешь ждать утро,
А я и дальше буду выбирать своё солнце,
Поднимать свои веки,
Да, я и дальше буду выбирать своё чудо!
Да, я и дальше буду выбирать своё чудо!
Ты забрал моё тепло
И оставшийся во мне воздух…
Только плакать в тишине
Было б слишком для меня просто…
Я обратно не вернусь!
Ты же знаешь, не даёт мне гордость!
Будет так, как я хочу, может это для тебя и новость!
Так… так…
Поэт Егор Ильченко:
Музыку подобного жанра не особо понимаю. Да — девушка красивая, да — голос приятный, но не более. Тем не менее, ознакомившись с некоторыми текстами, в тысячный раз убедился, что в попсе отношение к словам не изменилось — набор случайных рифм, фраз и так далее. Хотя, кто знает, быть может, автор этих шедевров и не хотел доносить до публики проблемы вселенского масштаба или ему одному понятной концепции, поэтому всё это довольно-таки мило слушается и читается, тем более поёт такая красавица. Ну вот, к примеру:
«Дом, тихо-тихо в нём.
Я открою дверь,
Больше мне не верь,
Больше мне не верь».
Смысла нет, да и ладно, зато Нюша в клипе подвигается как надо, и всё сразу встанет на свои места. Да и чего требовать от нашей попсы, когда лет 10 назад девушки из группы «Фабрика» пели: «А у неба нету дна, как билетов нет в кино»? Не думаю, что они сами поняли, о чем речь. Слова есть, подобие мелодии есть — всё, песня готова. Поэтому тут и разбирать особо нечего, ибо можно заблудиться среди коридоров всевозможных ассоциаций в надежде найти смысл в песнях российского шоу-биза.
Дом на стёклах
Дом, тихо-тихо в нём.
Я открою дверь,
Больше мне не верь,
Больше мне не верь.
Я строю этот мост,
Чтобы не упасть
Ни тебе, ни мне,
И не унесла
Тихая вода.
Танцы на стёклах —
Танцы не для слабых,
Танцы без правил.
Ты так не смогла бы.
Танцы на стёклах
Я бы не исправил.
Я ухожу, и нет
Ни меня ни нас.
И обычный свет
Успокоил нас,
Как ни, я ни ты.
Крик где-то в тишине.
Не зови меня,
Я не повернусь.
И прости меня,
Больше не вернусь…
Подготовил Алексей Боровенков