«Практикант». У каждого фотоаппарата своё звучание

В витринах сыктывкарского фотоателье на Советской, 26 выставлены фотоаппараты прошлых эпох. Порог входной двери украшают кассеты фотопленок. Оказываясь внутри помещения, на мгновение теряюсь под объективами камер всех марок и модификаций, мерцающих своими «глазами» из каждого уголочка. Пораженно выдыхаю: «Это фотоателье или музей?»

Раннее утро. Но в холле уже несколько посетителей – работа фотографов в самом разгаре. Меня встречает Александр Книщук – директор фотоателье.

Александр Книщук

— Ваше ателье одно из старейших в городе. Как оно появилось?

— Когда было построено это здание, началась и история нашего фотоателье. С 1954 года мы ведём нашу фотолетопись. В 1950-60-е годы было время всеобщей паспортизации. Кстати, отсюда и заблуждение, что фотоателье – это только фото для документов. Просто тогда акцент, в первую очередь, ставился на фотографии именно такого типа.

ул. Советская из архива фотоателье (2)

— Я могу ошибаться, но мне кажется, что фотоателье не воспринимают всерьёз. Почему так?

— Вы знаете, общество меняется, но мало эстетического воспитания. Я сейчас имею в виду не только фотографию, но и многие другие области культуры. Те же самые художники и скульптуры упираются в одно и то же – непонимание и недооцененность в своем творчестве.

Посмотрите на наш город в плане его оформления. Всё вокруг до безобразия увешано баннерами и рекламой. В большей части мира такого рода продукция уже давно запрещена. Вместо этого, например, в Литве, я видел, как на рекламных стойках в виде художественных мольбертов выставляются фотокопии картин местных художников. Человек видит это и что-то в подсознании у него откладывается, формируется художественный вкус.

Следующий момент. Огромный поток изображений окружает нас, пестрит, обволакивает ежедневно. Выхватить и зацепить истинное, доброе, трогающее наше сознание и донести до зрителя — вот цель художника.

— Как думаете, новые технологии послужили дальнейшему развитию фотографии, или просто сделали её доступной каждому и упростили донельзя сам процесс фотосъёмки?

— Я как человек, родившийся в прошлом веке, работал с классическими фотоматериалами, плёнкой. У нас все работники помнят эти времена. Массовый выпуск фотокамер типа «мыльниц», на самом деле, лишил фотографию таинства. Ведь если человек не видит, как фотография появляется в темноте при красном свете в ванночке с раствором, он не понимает всю магию и волшебство фотопроцесса!

Когда я служил на флоте, матросы часто просили сделать фотографии. За ночь можно было отпечатать до 400-600 снимков, и все равно мне это не надоедало. Каждая фотография индивидуальна по-своему, у каждой своя изюминка.

— Фотоателье работает только в определенных жанрах?

— Наша фотостудия служит классическому жанру. Портрет – это, прежде всего, ЧЕЛОВЕК. Его лицо, руки, тело, язык жестов…. Задача мастера — найти компромисс с клиентом. Я не могу навязывать (или могу, но очень деликатно) что-то человеку за его деньги. Как правило, мы спрашиваем, что хочет посетитель, как он себе это представляет. Так и создаётся работа – в доверии и понимании.

— Каким качеством нужно обладать для работы в фотоателье?

— Увлеченность (улыбается)! Все кто работают в нашем ателье – не случайные люди. Они целенаправленно шли к фотографии. Некоторым любовь к фотографии и всё, с ней связанное, передаётся по наследству. У нас работают целыми династиями, и я считаю – это прекрасно! Любое проявление творчества и искусства – чудесно, особенно, когда это ещё и семейная традиция.

— К слову, о традициях. У наших дедушек и бабушек, мам и пап визиты в фотоателье для семейных портретов и других памятных моментов тоже были особой традицией, даже, можно сказать, маленьким праздником. Сохранилось ли это в наше время?

— Настоящая скрипка не может быть сделана из пластмассы или железа. Это классическая деревянная скрипка, и ее звук не меняется веками. Мне кажется, в фотографии тоже есть незыблемые каноны, которые не потеряют своей актуальности. Например, семейный портрет может быть снят по-разному, но он остаётся семейным портретом. У нас много семей, особенно многодетных, которые специально раз в год приходят для создания снимков в семейный архив. Студийная съёмка предполагает свою особую атмосферу, и даже дети ведут себя по-другому, более спокойно и дисциплинированно. Тот результат, что вы не сможете получить в домашних условиях, мы помогаем осуществить в нашем ателье.

— Кто является посетителями вашего фотосалона?

— Смело могу сказать, что мы работаем со всеми категориями граждан и с разными поколениями. Вот, пожалуйста (в салоне появляется бабушка, совсем старенькая), — приходит к нам раз в неделю, постоянный посетитель (смеётся). Она немного глухая, нужно терпение и деликатный подход. Кроме того, бабушка очень внимательна к деталям, сегодня пришла попросить переделать фон. Для кого-то мелочь, а она так чувствует и видит. Мы стараемся учесть все пожелания. Время от времени помогаем в оформлении книг писателям, афиш для артистов.

Особенно часто просят помочь с восстановлением фотографий. Это трудоемкая работа. Состояние снимков различно. Время стирает изображения, разрушает их. Наши мастера скрупулезно восстанавливают снимки. Бывает, процесс занимает несколько дней. Порой приходится объяснять клиенту, что «историю» снимка не нужно изменять. «Следы времени» — царапинки, пятнышки, потертости и прочее иногда лучше оставить.

— Можете объяснить, почему у старых фотографий цветовая палитра имеет порой красный или желтый оттенки?

— Все просто, различные сорта фотобумаги. Классическим вариантом являлся тип «Унибром» – черно-белый. Постепенно возникли и другие цветовые вариации фотобумаг. Сама приставка «бром» означала коричневый оттенок фотобумаги «Бромпортрет».

Разнообразие оттенков цветов было огромно, были даже переменные – в зависимости от времени обработки меняли оттенок цвета изображения. Фотографию печатали на черно-белой бумаге. Затем, не доводя до сушки, подготавливали отбеливающий и тонирующий растворы и опускали в них на некоторое время. Результат был восхитительным!

—  Вы ещё используете в работе пленку?

— Нет, пленку мы не используем. Материалы редкие и недешёвые. Сейчас нет потребности в фотографиях такого типа. Нет и самой лаборатории, но при желании, её легко организовать. У нас сохранился глянцеватель – специально для сушки фотобумаги, несколько фотоувеличителей и прочее оборудование для проявки фотопленок и печати фотографий классическим «мокрым» способом.

Технологии поменялись, ничто не стоит на месте. Кстати, не верьте тем, кто ругает цифровое фото. На самом деле, в Россию доходит мало качественных технологий, большая часть – начального уровня. Плохое качество изображения, чаще всего, связано с печатным оборудованием.

— Допускаете ли Вы, что услуги фотоателье — вымирающий процесс?

— Признаюсь, одно время мы с коллегами опасались, что наша работа будет не востребованной. К счастью, современным людям нужны отличные, профессионально сделанные фотографии. Упадок возможен, но мы не верим в худшее и по-прежнему увлеченно занимаемся любимым делом, радуем посетителей новыми фотоиллюстрациями их жизни. Всё циклично! Что-то уходит, и на его место приходит новое. Востребованность качественной фотографии сохраняется.

Во время интервью Александр частично ознакомил меня с обширной коллекцией фотоаппаратов:

«Зоркий» и ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский – главный чекист зарождавшегося СССР, в честь которого был назван завод по производству фотоаппаратов) – это начало прошлого века, довоенные и послевоенные образцы, прототипы знаменитой немецкой камеры Leica. До сих пор в Германии и Австрии существуют магазины, которые специализируются на продаже таких камер. Они востребованы и продаются как коллекционные модели.

Зоркий

Классическая ФКД (фотокамера дорожная). С таким фотоаппаратом ездили по деревням и городам России. Возили эту конструкцию на повозке, в которой делался специальный ящик, где разводились растворы и там же делали фотографии.

ФКД (фотокамера дорожная)

Киев-88 – эта пленочная камера — аналог шведского Hasselblad — имеет очень индивидуальный подход. Дело в том, что для её создания специально берётся слепок руки фотографа. Камера среднеформатная, снимает на широкую плёнку. Главное достоинство — надёжность. Эта камера на Луну летала! Всё, кто снимал различного рода шоу и представления, работал в рекламе, обязательно имели эту модель фотоаппарата в своем арсенале.

Киев-88

Смена-8М – единственная камера, которая во времена СССР пользовалась огромным успехом за рубежом и экспортировалась в Англию. Секрет популярности в неприхотливости фотоаппарата. Это чистая механика, без всяких батареек. Такой камерой снимали и в Арктике, и в пустыне.

Смена-8М

Киев 30 – знаменитая шпионская камера. Каждый уважающий себя разведчик имел такой фотоаппарат. Снималось все на специальную узкую пленку, всего 8 мм. С её помощью можно было даже делать микрофильмы.

Киев 30

Спутник — знаменитый отечественный фотоаппарат. Два объектива основных, верхний вспомогательный – для наводки резкости. Такими камерами делали стереопары. Помните, раньше были диафильмы – стереопары имели такой же принцип, только получалось стереоизображение. Своего рода, прообраз 3D. Камера и сейчас в рабочем состоянии, заряжайте пленку и фотографируйте.

Спутник

Nikon FM2 – фотографы безоговорочно признали её лучшей камерой прошлого столетия. Неубиваемая механика и надежность! Каждый профессиональный фотограф имел такую камеру как основную или запасную.

Nikon FM2

КИЕВ 6С – как и большинство советских фотоаппаратов – аналог западных. Из-за особенности строения эта модель имеет «шахтный» видоискатель. Такая камера удобна для архитектурной съёмки, фотосъемки групп людей и художественных замыслов.

КИЕВ 6С

Студийная камера ФКП (форматная камера павильонная). Сейчас она является центром экспозиции фотосалона, находится на заслуженном и почетном месте. Именно ею были сделаны фотографии наших горожан, бабушек, дедушек и НАС с ВАМИ!

Камера ФКП

— А можно ли определить по снимку, каким фотоаппаратом он был сделан?

— Зачастую люди приходят ко мне посоветоваться, какую камеру лучше купить. Я объясняю, что современная внутренняя «начинка» фотоаппарата, можно сказать, на одном и том же заводе сделана. Просто внешний корпус отличается, а также матрица, разрешение и т.п. На основной массе камер стоят стандартные объективы. Они создадут удовлетворительную картинку, но не более. Это среднестатистическое качество, которое устраивает основных потребителей.

Человек неподготовленный не сможет отличить, каким оборудованием было сделано фото. Но, в действительности, у каждого фотоаппарата свое звучание. Каждый объектив имеет свой характер, рисунок, мягкость или жесткость. Всё это – область, более интересная и понятная увлеченным фотографам.

Александра Ярмолюк

Фото автора и с сайта http://www.photohistory.ru




«Практикант». У каждого фотоаппарата своё звучание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.