29 октября в 15 часов в отделе истории Национального музея Республики Коми состоится презентация виртуальной выставки «От Москвы до Воркуты. Строительство железной дороги Котлас-Воркута».
Выставочный мультимедийный проект ставит своей задачей проследить весь путь строительства Северо–Печорской железной дороги, показать его масштабность, оценить его вклад в экономическое развитие российского Севера.
В основу виртуальной выставки легли фотографии, документы, воспоминания участников строительства дороги из фондов Национального музея Республики Коми, Национального архива РК, музея истории МВД по Республике Коми, материалов фонда «Покаяние» (Сыктывкар) и частных коллекций.
Формирование сети железных дорог на северном направлении Российской империи началось во 2-й половине XIX в.
В начале ХХ в. возникают проекты строительства Восточно–Уральско-–Беломорской железной дороги, которая должна была соединить будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морскими портами в Мурманске или Архангельске. В ряде проектов звучали названия населенных пунктов Вологодской губернии: Троицко–Печорск, Ухтинский прииск, Усть–Нем, Усть–Кулом, Усть–Сысольск…
С началом I Мировой войны от реализации проектов пришлось отказаться.
К задаче строительства железной дороги на Европейском Северо–Востоке вернулись в 1920-е гг., и значительную роль здесь должны были сыграть формировавшиеся исправительно-трудовые лагеря системы ГУЛАГ.
«Первенцем» лагерной индустрии СССР стало строительство железной дороги Пинюг – Усть–Сысольск протяженностью 296 км, вошедшая в историю страны как «мертвая» дорога.
Осенью 1937 г. началось строительство Северо–Печорской железнодорожной магистрали через населенные пункты Коноша – Вельск – Котлас – Княжпогост – Чибью – Кожва – Воркута.
Уникальность этого проекта ГУЛАГа трудно переоценить. Ему не было равных по замыслам, темпам строительства и срокам реализации. Строительство дороги преследовало экономические и военно-стратегические цели, важные не только для Коми АССР, но и всей страны.
По сообщению Национального музея РК