16 мая в Сыктывкаре прошла «Ночь музеев». Коми присоединилась к международной акции еще в 2005 году, поэтому сейчас она уже стала традиционной. Общегородская программа «Ночи» была достаточно обширной, и вряд ли кто-то успел побывать на абсолютно всех площадках. «Твоя Параллель» собрала для своих читателей самые лучшие моменты.
Первая «Ночь»
«Ночь музеев» имеет долгую историю. Впервые в вечерние часы музеи открыли свои двери для всех желающих в Берлине в 1997 году. Акция быстро распространялась по миру, и уже к 2002 году к ней присоединилась Россия. Как ни странно, сделано это было не в Москве или Санкт-Петербурге – их обогнал Красноярск. В первое время посетителям просто предлагалось бесплатно осмотреть выставочные залы. Чуть позже добавились различные инсталляции и перфомансы.

Сыктывкарскую «Ночь музеев» правильно было бы назвать «Сумерками музеев». В среднем площадки работали до 22 часов, только Национальная галерея оставалась открытой до полуночи. Связано это, в первую очередь, с комендантским часом, который действует на территории России и запрещает несовершеннолетним появляться после одиннадцати вечера без сопровождения. Большинство участников акции как раз попадают под эту категорию, поэтому музеям приходится выкручиваться и переносить часть программы на более ранние часы.

Старое и новое в Национальном музее
Национальный музей – это целых шесть площадок, разбросанных по городу. Разнообразие мероприятий не только радовало взгляд, но и несколько сбивало с толку. Из такого количества привлекательных акций и игр выбирать приходилось что-то одно, жертвуя всем остальным.

В каждом отделе — истории, природы, этнографии, литературы – проводились свои мастер-классы, так или иначе связанные со специализацией отделения: создание кукол-оберегов, пластилиновых фигур, «Секреты коми народных инструментов».
Известный в республике этнофутурист Юрий Лисовский не в первый раз участвует в «Ночи музеев», как он сам отмечает — «в разных ипостасях». В этом году его мастер-класс назывался «СоТВОРЕНИЕ мира»: всем желающим предлагалось попробовать себя в плоскостной графике и нарисовать при помощи трафаретов рыбу и птицу.

— Рыба – это материальный мир, а птица – духовный. Может ли человек жить без духовного и материального? — спрашивал Лисовский. Возражений не было.

Плоскостная графика напоминает детские предельно простые рисунки, тем не менее, именно такой способ творить, как рассказывает этнофутурист, позволяет полностью раскрыть потенциал человека.

«Ночь» позволяла не только открыть в себе нечто новое, но и вспомнить хорошее старое. На первом этаже отдела истории, где находится постоянная экспозиция, посвященная Советскому Союзу, расположилась интерактивная площадка «Мы – внучата Ильича». Сотрудники музея посвящали маленьких детей в октябрят, а людей постарше – в пионеров.

— Я, вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза, — так звучит клятва пионеров. Значки в виде красной звезды с изображением Ленина в центре, которые вручали всем новообращенным, были настоящими – чудом сохранившиеся в архивах музея.
Вступить в пионерские ряды стремились в основном молодые люди, которые только слышали о красных галстуках, но никогда их не носили.

— В наше время было два галстука – один шелковый, для торжественных мероприятий, и один обычный – на каждый день. Я свой в кармане носил, — поделился воспоминаниями один из посетителей музея.
Те же, кто не хотел думать о прошлом, двигались в настоящее и будущее. В соседнем отделе природы зал заняла выставка молодых художников «365 мыслей», а на улице прошел хэппининг «Я люблю Коми», где карту республики можно было украсить журавликами-оригами.

Слово «молодой» часто мелькало в анонсах «Ночи»: выставка, арт-терапия с участием молодых художников, презентация молодежной газеты «Ы». Как и библиотеки, музеи в последние годы начали активно привлекать молодежь: внедряют новые цифровые технологии, организуют интерактивные игры. За этот год в Сыктывкаре прошло больше десятка выставок начинающих художников и декораторов – все больше дорог для свободного творчества открывают именно музеи и галереи.

Сад живых скульптур и музыки
Национальная галерея в своей программе сделала упор именно на старшеклассников и студентов, пригласив сыктывкарские группы и талантливых новичков-художников.
Сад скульптуры, обычно закрытый для посетителей, так и остался закрытым – вход на площадку был платным. Те, кто не поскупился на билет для участия в официально заявленной бесплатной акции, смогли насладиться потрясающим зрелищем. Культура стоит недешево.

«Костюмы» были очень популярны на «Ночи музеев»: небольшую коллекцию «Этника Севера» представили модели в образах диких птиц, у входа в галерею расположились «живые статуи». Девушка и юноша, разукрашенные серебряной краской в необычных костюмах в стиле стимпанк, гуляли по тропинкам, а иногда застывали на пять-десять минут для позирования. Разговаривать «статуи» не могли, поэтому «на пальцах» объяснили, что макияж вместе с одеждой занял у них около 40 минут, а наряды шились вручную.

Среди множества арт-объектов прятались ландшафтные выставки: фото и картины развешивались прямо на деревьях. В центре Сада на траве была построена сцена. Известные группы «Оприход», «Гости Гаррисона», «Инсайт» и многие другие до самой ночи радовали своей музыкой посетителей галереи.

В открытом доступе были все экспозиции галереи, в том числе недавно открывшаяся «Россия. 20 век в фотографиях. 1941-1945 гг». Цифровые отпечатки известных фотографий даже спустя 70 лет после Победы способны вызывать восхищение, страх и печаль.

Последние ноты
В этом году к акции присоединился и Центр культурных инициатив «ЮГОР». В рамках «Ночи» прошло открытие выставки народного художественного творчества «Зарни кияс» («Золотые руки»). Свои работы представили учащиеся художественных отделений учебных заведений, школ искусств, центров дополнительного образования. Ремесленные техники с выставки плавно перетекли в мастер-классы по валянию, росписи и набойке на ткани. Участвовать в них предлагалось как взрослым, так и детям.
Заключительной нотой акции «Ночь музеев» стал сольный концерт сыктывкарской инди-рок группы «The Kite Runners», представившей свой альбом «Chasing the edge ofgrand illusions».

На протяжении часового концерта музыка держала в приятном напряжении. Все песни из альбома были на английском языке, и только один сингл «Полюшко» был на русском. Исполнение народной песни была весьма своеобразным и удивило слушателей. Концерт собрал небольшую аудиторию, но она дружно поддерживала выступающих. «The Kite Runners» существует уже семь лет и успела обрести фанатов. Среди гостей концерта была и народная артистка Республики Коми Ольга Сосновская.
— Я сотрудничаю со студией звукозаписи «Manaraga», которая организовала концерт, и они пригласили меня. Я не пожалела, что пришла. Ребята мне понравились, очень хороший вокалист. Интересно, как сложится их судьба дальше, — высказалась Ольга Сосновская после концерта.

«Ночь музеев» ежегодно приносит множество открытий для сыктывкарцев. Этот год не стал исключением, позволив дебютировать многим талантливым людям, а жителям – снова стать частью масштабного события. Достигла ли акция своей главной цели – привлечь людей к работе музея – можно будет судить только после подведения итогов.
Елизавета Морохина
Фото, видео: Иван Федосеев