Глобальные изменения климата и масштабы сплошных рубок обсуждали участники Международной летней лесной школы в Коми, занятия которой прошли в Сыктывкаре и близлежащих районах с 3 по 16 сентября.
Организаторами лесной школы выступили СЛИ, фонд «Серебряная тайга» (признан иностранным агентом), «Монди СЛПК» и Коми лесопожарный центр. Слушателями ежегодно организуемого курса становятся студенты зарубежных университетов.
«Как сообщили «Комиинформу» в «Серебряной тайге», специалисты Фонда содействия устойчивому развитию участвуют в этом мероприятии в течение нескольких лет – делятся опытом и результатами проекта Модельный лес «Прилузье» и других проектов. На этот раз слушателями курса стали девять студентов из трех разных университетов Германии и один студент из Швеции, обучающихся по специальности «лесное дело».
На второй день курсов директор Фонда «Серебряная тайга», заслуженный эколог Коми Юрий Паутов прочитал лекции об особенностях ведения лесного хозяйства в России и в Коми, а также о закономерностях естественной лесной динамики таежных лесов. В Германии преобладают леса умеренного пояса, преимущественно лиственные, поэтому знакомство с особенностями ведения лесного хозяйства в северной тайге немецким студентам было необходимо.
В рамках полевых занятий «Летней лесной школы» гости посетили три демонстрационных маршрута Модельного леса «Прилузье», а также вахтовый поселок компании «Лузалес» в селе Занулье Прилузского района и свежие вырубки в аренде АО «Монди СЛПК» на территории Ношульского участкового лесничества.
Будущим лесным инженерам было интересно понять, как работает лесной комплекс России, каковы различия между правилами ведения лесного хозяйства в России и в европейских странах, сравнить историю освоения лесов в разных странах. В частности, зарубежных студентов очень впечатлили масштабы сплошных рубок, применяемых в Коми. В Германии максимальная площадь сплошной рубки составляет три гектара, и то в порядке исключения. Как правило, немцы проводят выборочные рубки. Гостей интересовала система сохранения биоразнообразия, применяемая в сертифицированных лесах.

Иностранных студентов удивило и то, что представители местного населения продают дикоросы на дорогах возле населенных пунктов. В Германии такой практики нет. Они также посчитали большой удачей увиденные на песчаной насыпи лесной дороги следы диких зверей: медведицы и медвежат, а также пары волков.
Как выяснилось, в Германии волки находятся под охраной государства, и охота на них разрешена только по особым лицензиям на специально отведенных участках. Рассказ Юрия Паутова о том, что в Коми медведи «пасутся» на автомагистралях, где их подкармливают автолюбители, а волки зимой выходят в сельские населенные пункты, пугая местных жителей, зарубежные гости восприняли как северную экзотику.
Повседневная практика таежного лесничего была представлена на встрече с заместителем руководителя Прилузского лесничества Юрием Сердитовым. Он рассказал студентам о современном лесном законодательстве и особенностях действующей в России системы ведения лесного хозяйства. Немецких студентов удивил тот факт, что в России лесничие являются только государственными инспекторами, тогда как в Германии лесничие полностью ответственны за все мероприятия на территории лесничества, включая заготовку древесины и ведение охотничьего хозяйства.
Также немецкие студенты отметили, что в Германии лесные пожары являются экстраординарными событиями, поскольку в лесах умеренной зоны господствуют лиственные породы деревьев, такие как бук, дуб, ясень. Соответственно у них возникло множество вопросов по динамике и последствиям пожаров. Их также интересовало, какие современные методы борьбы с пожарами применяются в Коми, и какая работа ведется у нас в республике по профилактике возникновения возгораний.

«Такие международные лесные школы являются очень полезными и для студентов, и для преподавателей, поскольку позволяют посмотреть на лес как на глобальный всепланетный ресурс, необходимый для выживания человечества, — отметил Ю. Паутов. — В частности, в дискуссиях с немецкими студентами выявились различия в подходах разных стран к проблемам изменения климата. В России об этом пока мало кто задумывается. На встрече в Прилузском лесничестве студенты спросили, какие нормативы по адаптации к изменениям климата применяются в лесном хозяйстве Коми. Ни я, ни заместитель руководителя лесничества не смогли однозначно ответить на этот вопрос, поскольку таких нормативов в России попросту нет. А изменения климата происходят как на глобальном, так и на локальном уровнях, и проявляются в увеличении частоты экстремальных погодных явлений, таких как ураганные ветра, зимние оттепели, засухи, наводнения. Примером тому является нынешнее лето, когда в северных районах Коми более месяца стояла необычная жара и в лесотундре бушевали лесные пожары, а южные районы заливало непрерывными дождями».
Директор фонда добавил, что такие экстремальные погодные явления, безусловно, приводят к ослаблению лесов и, в свою очередь, вызывают вспышки массового размножения вредителей и болезней леса. Многие зарубежные страны уже разработали меры адаптации лесного хозяйства к грядущим климатическим изменениям, в России же о необходимости такой адаптации пока говорят только ученые и отдельные специалисты.