27 марта отмечается Всемирный день театра. Первые постановки начались еще в античности, но и в наше время игра актеров и красочные декорации поражают зрителей. Тем не менее, не все знают, с каким трудом создаются спектакли. О закулисной жизни художественного цеха Театра оперы и балета Коми, о создании декораций «Твоей Параллели» рассказала начинающий художник-декоратор Александра Порошкина.
— Как давно вы работаете в театре?
— Только полгода. В университете я не задумывалась, куда пойду работать. Когда начала подготовку диплома, мне рассказали, что в художественном цеху театра есть место. Я надеялась, что оно еще свободно. Тогда во мне что-то екнуло, и я подумала, что хотела бы работать в театре.

— Театральная деятельность вас привлекала до этого?
— С детства я приучена к театру. Меня всегда очаровывала опера «Кармен», но тогда я не обращала внимания на декорации. Когда я пришла на работу сюда, было много нового и много непонятного.
— В каких спектаклях вы уже работали как художник?
— В четырех премьерах этого сезона: балете «Барышня-крестьянка», оперетте «Севастопольский вальс», опере «Риголетто» и сейчас работаю над балетом «1000 и одна ночь».

— Что входит в ваши обязанности в качестве художника-декоратора?
— Работа над декорациями – коллективный труд. Мы не только рисуем, но еще шьем и клеим. Бывает, делаем аппликации: вырезаем кусочки, красим. Ставим декорации на сетку. Работа в цехе бывает бурной, бывает медленной. Но всегда интересной. Здесь, как и во всем театре, творческая атмосфера.

— С чего начинается работа над декорациями?
— С эскиза художника-постановщика. Когда он попадает к нам, мы его разлиновываем, переносим на ткань и начинаем вырисовывать. Бывает, над одним квадратом работает вся команда. Ткань для декораций закупается оптом, готовятся разные колера цветовой палитры. По-разному важны детали. К Новому году мы делали для украшения фойе декорацию, там надо было прописать каждую деталь.
— В эскиз вы можете вносить какие-то изменения?
— Можем, но в основном придерживаемся его. Есть такие моменты, когда можно себя проявить, добавить что-то интересное. Но умение точно подобрать эффект приходит с опытом, как мне кажется.

— Случалось ли вносить изменения в уже готовые декорации прямо перед спектаклем?
— При мне такого не было, я только слышала историю. Докрашивали декорации прямо на сцене, и один из сотрудников цеха перемазался красной краской, а потом всех успокаивал: «Не пугайтесь, это не кровь, это краска!» Вот после спектаклей некоторые декорации надо реставрировать: что-то подшить, подклеить, подкрасить.

— Для создания декораций у художника должен быть порыв вдохновения? Или он может делать это механически?
— У художника, создающего сценографию спектакля, наверное, должен быть, потому что он работает над эскизами. Для работников цеха это уже выполнение поставленной задачи.

— В самом начале у вас были ошибки в работе?
— Я за собой не замечала, но, может быть, со стороны было видно. Повезло, что не было ничего серьезного.
— Не обидно, что в свою работу вы вкладываете так много сил, но персональных аплодисментов от зрителей не получаете?
— Нет. Я думаю, что овации обращены ко всем участникам спектакля, в том числе и цехам.

— Почему, на ваш взгляд, декорации так важны для театра?
— Они создают новый мир, где каждый может увидеть что-то свое. Все вместе – грим, костюмы и декорации, бутафория, свет – создают особенную атмосферу. Без декораций спектакль не спектакль.
— Вы фотограф, и недавно у вас прошла совместная выставка «Зал для двоих» с Ингой Поповской. Вы никогда не хотели организовать выставку, посвященную именно театру?
— У меня есть такая мысль, но для этого надо набирать материал. Я хотела бы запечатлеть жизнь цеха. Мне кажется, что многим это было бы интересно. Зрители видят уже готовые декорации на сцене, но то, как они создаются, люди не знают.

— Вы планируете остаться в театре и в перспективе попробовать себя в качестве главного художника?
— Так далеко я, конечно, не замахивалась, но в театре я бы хотела остаться. Мне интересно тут работать, тут везде творчество.
Беседовала Елизавета Морохина
Фото Ивана Федосеева