Художник Александра Порошкина: «Без декораций спектакль не спектакль»

27 марта отмечается Всемирный день театра. Первые постановки начались еще в античности, но и в наше время игра актеров и красочные декорации поражают зрителей. Тем не менее, не все знают, с каким трудом создаются спектакли. О закулисной жизни художественного цеха Театра оперы и балета Коми, о создании декораций «Твоей Параллели» рассказала начинающий художник-декоратор Александра Порошкина.

— Как давно вы работаете в театре?

— Только полгода. В университете я не задумывалась, куда пойду работать. Когда начала подготовку диплома, мне рассказали, что в художественном цеху театра есть место. Я надеялась, что оно еще свободно. Тогда во мне что-то екнуло, и я подумала, что хотела бы работать в театре.

decortr (1) decortr (8)

— Театральная деятельность вас привлекала до этого?

— С детства я приучена к театру. Меня всегда очаровывала опера «Кармен», но тогда я не обращала внимания на декорации. Когда я пришла на работу сюда, было много нового и много непонятного.

— В каких спектаклях вы уже работали как художник?

— В четырех премьерах этого сезона: балете «Барышня-крестьянка», оперетте «Севастопольский вальс», опере «Риголетто» и сейчас работаю над балетом «1000 и одна ночь».

decortr (6)

— Что входит в ваши обязанности в качестве художника-декоратора?

— Работа над декорациями – коллективный труд. Мы не только рисуем, но еще шьем и клеим. Бывает, делаем аппликации: вырезаем кусочки, красим. Ставим декорации на сетку. Работа в цехе бывает бурной, бывает медленной. Но всегда интересной. Здесь, как и во всем театре, творческая атмосфера.

decortr (10) decortr (2)

— С чего начинается работа над декорациями?

— С эскиза художника-постановщика. Когда он попадает к нам, мы его разлиновываем, переносим на ткань и начинаем вырисовывать. Бывает, над одним квадратом работает вся команда. Ткань для декораций закупается оптом, готовятся разные колера цветовой палитры. По-разному важны детали. К Новому году мы делали для украшения фойе декорацию, там надо было прописать каждую деталь.

— В эскиз вы можете вносить какие-то изменения?

— Можем, но в основном придерживаемся его. Есть такие моменты, когда можно себя проявить, добавить что-то интересное. Но умение точно подобрать эффект приходит с опытом, как мне кажется.

decortr (3)

— Случалось ли вносить изменения в уже готовые декорации прямо перед спектаклем?

— При мне такого не было, я только слышала историю. Докрашивали декорации прямо на сцене, и один из сотрудников цеха перемазался красной краской, а потом всех успокаивал: «Не пугайтесь, это не кровь, это краска!» Вот после спектаклей некоторые декорации надо реставрировать: что-то подшить, подклеить, подкрасить.

decortr (5)

— Для создания декораций у художника должен быть порыв вдохновения? Или он может делать это механически?

— У художника, создающего сценографию спектакля, наверное, должен быть, потому что он работает над эскизами. Для работников цеха это уже выполнение поставленной задачи.decortr (17)decortr (11) decortr (13)

— В самом начале у вас были ошибки в работе?

— Я за собой не замечала, но, может быть, со стороны было видно. Повезло, что не было ничего серьезного.

— Не обидно, что в свою работу вы вкладываете так много сил, но персональных аплодисментов от зрителей не получаете?

— Нет. Я думаю, что овации обращены ко всем участникам спектакля, в том числе и цехам.

decortr (18)

— Почему, на ваш взгляд, декорации так важны для театра?

— Они создают новый мир, где каждый может увидеть что-то свое. Все вместе – грим, костюмы и декорации, бутафория, свет – создают особенную атмосферу. Без декораций спектакль не спектакль.

— Вы фотограф, и недавно у вас прошла совместная выставка «Зал для двоих» с Ингой Поповской. Вы никогда не хотели организовать выставку, посвященную именно театру?

— У меня есть такая мысль, но для этого надо набирать материал. Я хотела бы запечатлеть жизнь цеха. Мне кажется, что многим это было бы интересно. Зрители видят уже готовые декорации на сцене, но то, как они создаются, люди не знают.

decortr (9) decortr (12)

— Вы планируете остаться в театре и в перспективе попробовать себя в качестве главного художника?

— Так далеко я, конечно, не замахивалась, но в театре я бы хотела остаться. Мне интересно тут работать, тут везде творчество.

Беседовала Елизавета Морохина

Фото Ивана Федосеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *