Портал «Русская планета» в рамках Года литературы в России радует читателей воображаемыми интервью с великими писателями. Мы решили присоединиться к такой акции и поговорили с основоположником коми литературы Иваном Куратовым о свободе, образовании, происхождении зырян и многом другом.
— Начнём, пожалуй, с актуальной темы. Недавний опрос населения России говорит, что россияне против того, чтобы по городу ходили люди в купальниках и плавках. Что вы думаете по этому поводу?
— Выскажусь как художник. Греки постоянно могли видеть полуодетые фигуры дев и прекрасных юношей. Христиане, которые сделали в средних веках христианство строгой аскетической сектой, заставили молодых людей одеваться скромнее и плотнее. Этим объясняют недосягаемую красоту человеческих фигур у греческих скульпторов и падение скульптуры и живописи у средневековых христианских народов.
— Что для вас свобода?
— Вообще, человек всегда имел идею свободы, всегда он любил и уважал её. Но в древнейшие времена он мог осуществить её не иначе, как только в царе. Первое намерение народов в учреждении трона было такое, чтобы видеть сидящего на нём свою любимую свободу налицо, чтобы видеть на нём истинного человека, идеал его, человека во всей его высокой натуре, во всём достоинстве и со всею самостоятельностью. Таким человеком был царь.
Но идея свободы была обширнее идеала её – царя. И человек уничтожил это препятствие для других высших произведений своей фантазии – богов.
Сегодня ситуация поменялась. Цивилизация и гуманность знают настоящие пределы свободы; здесь идея свободы выражается не в уродливом великане-силаче; здесь хотят знать царём каждого человека.
— Наверняка, в раскрепощении человека и его стремлении к свободе важную роль играет образование. Что вы можете сказать об образовании в России?
— Если вспомнить моё время, то в России в 1865 году расходы министерства народного просвещения простираются до 6 467 452 рублей, а министерства военного до 127 942 664 рублей. Следовательно, почти в 20 раз в России физическая сила почтеннее нравственной.
— А зачем тратить деньги на образование, науку, искусство?
— Всё то, что происходит в мире, есть дело природы и искусства. Рожусь по природе; в жизни буду я результат искусства воспитания и самовоспитания. Создают из мрамора статую – это, говорят, создание искусства; создают из дитяти или дикаря того или другого человека – почему бы и это не отнести к искусству? Кстати, наука – это тоже искусство.
— Вы много времени потратили на изучение вопроса о происхождении зырян и пришли к сенсационным выводам…
— Какие же они сенсационные, если всё доказано? Я считаю, что грамматика зырянского языка близка к грамматике языка китайского; оба языка, если строго судить, не имеют ни склонений, ни спряжений, ни различия родов. На этом основании прежнее местожительство зырян и финнов надобно было бы подвинуть ещё дальше Алтая, ещё восточнее.
— Вы хотите сказать, что современные коми – потомки китайского народа?
— Именно! История упоминает о финнах, живущих в Европе раньше IX столетия; следовательно, они перешли в Европу раньше этого столетия. Но история раньше не знает переселения народов, кроме великого, которое было в IV столетии от северо-востока Европы на юго-запад её. Переселение это народы сделали в таком множестве, что наполнили Европу, но откуда же им взяться, как не из Азии?
— Как вы думаете, почему к зырянам так поздно пришла письменность?
— Письменность приходит тогда, когда у народа есть история. Великие события создают летопись и летописцев, а у зырян история бедна событиями. Что прикажете им помнить? Проезды губернских чинов, полошащих и ставящих на ногу целые общества, загоняющих бедных зырянских кляч и пробующих крепость своих кулаков на рылах и зубах самих зырян…
— Сейчас принято говорить о величии русского человека. Вы разделяете эту точку зрения?
— Людей в России не было. Точнее, было только два человека. Ты слыхал императора Петра I? Он дул между прочим и самого Меньшикова палкой. Меньшиков не был человек, но он был гений и поэтому понимал, что он должен быть благодарен Петру. Прежде чем родиться этому державному дикарю, бог наблюдал за характером его. Мало того, бог иногда находил за лучшее придерживаться системы этого самого дикаря.
— А второй?
— Гоголь. Причём он – не сановная особа. Этот Гоголь был великий человек, когда начертывал «Переписку с друзьями», но он был сумасшедший, когда намарал в «Переписке» строку с той мыслью, что «за смехом его надо видеть невидимые миру слёзы». Вот, брат, дурак-то! «Видеть невидимые». За это Гоголя следовало бы, по-настоящему, к позорному столбу!
— Вы критикуете Гоголя, а как сами относитесь к критике?
— Критика критике — рознь. На плохих критиков лучше не обращать внимания. Они будут жить, в лучшем случае, в потомстве.
— Как думаете, в мире есть правда?
— На этот вопрос я всегда отвечаю одним примером. Смотрите, есть книга «Песнь песней». Несмотря на скандальное содержание её, она считается божественною. Из спальни, ею описываемой, делают храм. С другой стороны, есть брошюра «Памфлет памфлетов». Во что бы то ни стало, ей давали дьявольское происхождение. Выводы делайте сами.
Беседовал Алексей Боровенков
(Использованы материалы из книги «Ты бесконечна, жизнь»)