Мы с детства живём в семье. Для нас существуют такие понятия, как мама и папа. А у кого-то нет представления даже о таких, казалось бы, простых вещах. Это дети из детских домов. Как они воспринимают мир, что видят не так, как дети из семей – это мы и попытались выяснить, побеседовав с выпускницей детдома.
— Во сколько лет вы попали в детский дом?
— В третьем классе меня привезли в детдом, получается с 10 лет. Жила там до 15 лет, до восьмого класса. Выходит, всего 5 лет.
— Когда выпускались, что пугало больше всего?
— Я жила в советском сельском детском доме. Выпустилась, приехала в город. У меня была стипендия – сначала 30 рублей, потом 45. На эти деньги нужно было жить. И что-то кушать себе купить, и в училище учиться, и одеться, и обуться. То есть после выпуска сложилась такая ситуация: есть 45 рублей и как хочешь на них – так и живи, у тебя нет дома, ничего нет.
— Чувствовали ли своё отличие от сверстников?
— Отличие чувствовала, но особо на этом не зацикливалась. Я не чувствовала себя «ущербной». Да, одевалась хуже, но в остальном – такая же, как и все. Один раз на практике я познакомилась с молодым человеком. Он был единственным сыном в семе. Я ходила к ним в гости, он познакомил меня с родителями. Родители, естественно, стали интересоваться, кто мой папа, кто моя мама, где я живу. Я стеснялась того, что из детского дома, поэтому сказала, что папа умер, а мама живёт в деревне, работает поваром. После этого его родители очень хорошо ко мне относились. Но однажды мой молодой человек случайно увидел, что я заполняла ведомость об успеваемости на имя не родителей, а на имя своей воспитательницы. Он спросил, кто это. Я не выдержала и рассказала всю правду. После этого он мне не звонил. Мне показалось, что его родители были против того, что девушка их сына из детского дома.
— Существует ли предвзятое отношение к воспитанникам детского дома?
— Я думаю, что у людей, которые не знакомы с детдомовцами, есть предвзятое отношение. Для них «детдомовские» – значит какие-то недалёкие, неадекватные. А те, кто сталкивался с этим, имеют немного другое представление. Конечно, есть те, кто не смог найти себя в жизни. Но есть и те, кто живёт вполне нормальной жизнью, создают семьи, строят дома, покупают квартиры, рожают детей.
— У вас есть семья? Сложно ли было её создавать?
— Да. И было сложно. Я считаю, что делала очень много ошибок из-за того, что не знала, как строятся отношения в семье. Я жила чисто интуитивно: если кажется, что нужно делать так – делаешь так.
— Есть ли сейчас, по прошествии большого количества времени, то, что напоминает вам о том, что вы не росли в семье?
— Я считаю, что у меня остались определённые комплексы. Остались сомнения в любых вопросах и решениях, которые я принимаю. Не уверена в своих силах, в своём понимании жизни.
— Если оценивать в общем, сказалось ли на вашей жизни проживание в детском доме?
— В зависимости от того, с какой стороны смотреть. Возможно, если бы я жила в своей семье, в деревне, то, может быть, я стала бы просто дояркой. И из этого бы никогда не «вылезла». Есть и другой вариант: если меня бы приняли в другую семью, то, возможно, получила бы другое образование и жила как-то тоже совершенно по-другому. А может быть то, что я жила в детском доме, помогло мне узнать мир, увидеть больше городов, познакомиться с большим количеством людей, закалить характер.
— Остались ли дружеские связи со сверстниками из детского дома?
— Конечно. Мы до сих пор общаемся, ездим друг к другу в гости.
— Как вы думаете, современные детские дома отличаются ли от тех, что были раньше?
— Да, отличаются. Я недавно ездила в свой детский дом. Воспитатели рассказывают, что сейчас у воспитанников есть всё. У нас раньше были одинаковые бурки, рваные колготки и валенки, пальто без пуговиц, портфель без ручки. А сейчас у тех, кто находится на попечении, нет таких проблем. Они идут в магазин, показывают пальцем на то, что им нужно, и получают это. Им даже кладут на телефон деньги. Мы раньше дежурили и на кухне, и в комнатах обязательно. За сегодняшних воспитанников убираются, они не считают это своим долгом, повара готовят, посуду тоже моют. Они живут свободной жизнью. Мне кажется, им устроиться будет ещё тяжелее, чем нам.
— Какой совет можете дать выпускникам детского дома?
— Не бояться жизни. Не чувствовать себя «не таким» как все. Быть открытым к людям. Помнить, что мир не без добрых людей. Хороших людей, возможно, даже больше, чем плохих. Такие люди не будут судить вас по тому, откуда вы, а будут судить по поступкам. Нужно окружить себя людьми, друзьями, которые действительно ваши друзья, теми, с кем вам будет комфортно и кому будет комфортно с вами.
Елена Окулова