Сыктывкарский учитель об особенностях дистанта

Совсем недавно многие школьники учились в онлайн-режиме. «Твоя параллель» решила узнать, с какими трудностями пришлось столкнуться в этот период и как это отразилось на обучении самых младших из ребят. О «домашней» учебе рассказала преподаватель начальных классов Прогимназии №81 Ирина Кетова.

1. Как проходит дистанционное обучение в вашем учебном заведении?

Всё зависит от ситуации, которая сложилась в этот период обучения: это могут быть и карантинные мероприятия, и неблагоприятные погодные условия (например, в дни сильных морозов – актированные дни), и внештатные ситуации (например, аварийные случаи).

Есть много интересных платформ, где учащиеся самостоятельно действуют по плану, предложенному педагогом. Например, Российская электронная школа, Учи.ру, «Online Test Pad», Сервисы Google «Учим из дома». В системе «Электронное образование» учителя ежедневно выкладывают задания для домашней работы и обновляют информацию по расписанию уроков.

Организация образовательной деятельности с применением дистанционных технологий проводится в виде онлайн-уроков в Zoom, видео-уроков на платформах Учи.ру и Сферум.

2. Как это отразилось на вашей работе?

Проанализировав свою работу «на удаленке», я пришла к выводу, что детям важно общение друг с другом, с педагогами. Учебный процесс – это не только открытие новых знаний, но и социализация маленьких гимназистов. Поэтому в период приостановки очного обучения свои уроки проводила посредством онлайн конференций в системе Zoom. Ежедневно большая часть учащихся класса выходила со мной на связь в сеть Интернет. На первом онлайн уроке мы ознакомились с правилами, которые необходимо было соблюдать всем ученикам.

3. Не потеряли ли контакт с детьми?

Переживали и волновались все: и дети, и родители, и я сама. Но, как показала практика, ребята быстро привыкли к онлайн урокам, были активны, шутили и шалили, как на обычных уроках. Помимо обычных занятий мы проводили классные часы, воспитательные мероприятия и поздравляли именинников. Периодически наши онлайн уроки «посещали» пушистые друзья моих учеников. К всеобщему удивлению, домашние животные проявляли особый интерес к учебе, внимательно слушали и даже «отвечали» на некоторые вопросы.
Перед каждым онлайн уроком я разрабатывала презентацию для объяснения материала учащимся. Однажды во время занятия на моей презентации стали появляться разноцветные линии. Оказалось, один мой ученик изучал возможности онлайн конференции, открыл панель инструментов и решил попробовать в деле. Этот факт привлек еще больше внимания у детей, всем захотелось попробовать оставить свой «след» на презентации.

4. Смогли ли привыкнуть к новым условиям занятий и быстро перестроиться на другой лад?

С нетерпением ждали занятий в стенах Прогимназии. Рабочий день педагога, в период организации дистанционного обучения, переходит в режим ненормированного дня. Подготовка уроков для учащихся, размещение планов и самих заданий, проведение онлайн уроков, проверка домашнего задания, общение с учащимися, их родителями, подготовка отчетности по проделанной работе, и снова подготовка уроков… Я, как учитель, несу ответственность за качество образования моих учеников, поэтому со всей серьезностью подходила к организации образовательного процесса.

5. Какие были трудности?

Главная проблема, с которой мы столкнулись – это говорить по очереди. Поэтому мы разработали правила: я предложила ребятам нажимать на значок «поднять руку», если готов ответ. Не все сразу поняли. Часть ребят сидели перед экранами с поднятыми вверх руками, как на уроке). Ученикам, у которых не было возможности подключаться к Zoom — конференциям, я направляла планы уроков для работы по учебнику и держала связь по телефону. Они присылали мне фото своих выполненных работ, а если я видела, что есть затруднения, то снова звонила, и по телефону мы вместе работали над ошибками.

С трудностями, которые возникали, справлялась благодаря поддержке моих коллег, администрации Прогимназии и пониманию родителей моих учеников.

6. Как изменилось качество выполнения домашнего задания детьми и получилось ли у них концентрироваться на его выполнении?

После того, как заканчивался онлайн урок, ребятам нужно было выполнить задание для закрепления. Больше всего учащимся нравилось выполнять тестовые задания в онлайн формате на платформах Яндекс.Учебник, «Online Test Pad». Оказывается, можно выполнять домашнее задание и ничего не писать в тетрадь – это очень радовало моих учеников. Задания ребята выполняли качественно, в срок. Благодарю родителей моих учеников за контроль по выполнению домашних заданий.

7. С выходом на очное обучение легко ли было возвращаться к прежнему режиму?

Конечно, все были рады встрече друг с другом и возвращению в гимназию. На переменках ребята не могли наговориться, много тем накопилось у одноклассников. На уроках все шло своим чередом, как будто и не было нескольких недель расставания. Насторожил только один факт – подготовка устных домашних заданий: заучивание стихотворений, пересказы текстов. Ребята стали испытывать дискомфорт во время публичных выступлениях перед классом. Эта проблема возникла у тех из ребят, которые воспитываются в семьях с одним ребенком. Они длительное время находились дома, им не удавалось ни с кем из друзей пообщаться вживую. Не было такой возможности встречаться со сверстниками еще и по той причине, что в этот период кружки и секции не работали.

8. Что для вас лучше, как для учителя с опытом работы – очный или дистанционный формат обучения?

Конечно «ЗА!» очный формат обучения и в стенах школы! Я понимаю, случаются в жизни определенные обстоятельства, когда необходим переход на обучение с применением дистанционных технологий, особенно, когда стоит вопрос о сохранении жизни и здоровья учащихся. Но пусть таких сложных периодов в нашей жизни будет как можно меньше, а формат обучения останется традиционным.

9. Какие бы советы вы могли дать учителям/родителям/детям, если вновь придется столкнуться с учебой вне школы?

Очень важно, чтобы все участвовали в вопросе обучения и воспитания детей и решали вопросы вместе, сообща. Классному руководителю стоит провести опрос среди учащихся и родителей, чтобы узнать про обеспеченность учащихся компьютерной техникой и возможностью выхода в Интернет. Эту информацию необходимо предоставить всем педагогам, которые работают на классе. Родители и учащиеся должны быть ознакомлены с вариантами организации образовательного процесса вне стен школы, с источниками и платформами, где будет размещаться вся актуальная информация по урокам и мероприятиям, как будет организована обратная связь. Индивидуальный подход к каждому ученику, учет возможностей всех учащихся, своевременное информирование и уважительное отношение друг к другу – залог успешной и продуктивной работы даже на расстоянии.

Галина Поздеева

Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *