«Твоя параллель» начинает публиковать цикл материалов по истории Сыктывкара проекта «От вокзала до вокзала». В первом материале мы рассмотрим историю городской застройки и развития географии города. Материал представлен в виде фотографий советского Сыктывкара, многие из которых уникальны и получены нами из частных собраний, а также комментариями пользователей группы «Дорогие товарищи».
В старом Усть-Сысольске было всего 12 улиц, семь из которых прямыми лучами веером расходились от излучины Сысолы, а пять – пересекали их под прямым углом и шли параллельно реке. Улицы эти еще в XVIII в. получили название: шедшие от реки – Северо-Загородная, Покровская, Сухановская, Трехсвятительская, Предтеченская, Никольская, Юго-Загородная; те, что шли параллельно реке – Набережная, Спасская, Троицкая, Георгиевская, Западно-Загородная. Центральная площадь на пересечении ул. Трехсвятительской и Троицкой была названа Стефановской в память о св. Стефане Пермском, «крестителе и просветителе зырян».
За пределами спланированных центральных кварталов, в многочисленных «пригородах», «пригородных местечках» регулярной застройки не было. Некоторые местечки имели уличную застройку (к примеру, те, что вытянулись вдоль дорог), но улицы эти оставались безымянными. Планировка центральных городских кварталов без изменений сохранилась до настоящего времени. А улицы, конечно же, были переименованы. Ведь большинство из них были названы в честь православных святых и праздников. Новая советская власть такого потерпеть не могла.
Большинство улиц были переименованы уже в первую годовщину Октябрьской революции. Занялась этим Комиссия по устройству празднеств. В ноябре 1918 г. она приняла постановление, согласно которому Спасская улица стала Советской, Трехсвятительская – Коммунистической, Предтеченская – Трудовой, Покровская – Республиканской, Троицкая – улицей Ленина, Георгиевская – Интернациональной, Западно-Загородная – улицей Коми-Грезд, Никольская – Пролетарской, Сухановская – Рабочей, Юго-Западная – Крестьянской. Базарная площадь стала Народной, а Стефановская – Красной (чем Усть-Сысольск хуже Москвы!). Сохранили свои названия только «нейтральные» Набережная и Северо-Западная улицы.
Среди «новых» улиц одна по-прежнему была «именной», только теперь это была не Сухановская, а Ленина. Заметим, что в 1918 г. еще не было принято называть улицы именем вождя мирового пролетариата, который тогда был «живее всех живых». Известно всего несколько улиц в крупных городах, получивших имя Ленина уже к первой годовщине Великого Октября, в т.ч. в Вятке (Кирове), Курске и Симбирске (Ульяновске). Так что сыктывкарская ул. Ленина, несомненно, одна из первых в стране, получившая имя первого руководителя советского государства.
Однако на этом переименования не заканчиваются. Из центральных городских улиц свое название с 1918 г. сохранили только Коммунистическая, Советская, Интернациональная и Ленина. В 1928 г. улица Коми-Грезд была переименована в ул. 1-е мая (вскоре ее стали именовать Первомайской). Но в основном переименования проводились «по поводу» и «в связи». Началось с повода печального. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит первый секретарь Ленинградского Обкома ВКП(б) С.М.Киров. Уже 27 декабря Сыктывкарский горсовет постановил «для увековечения памяти тов. С.М.Кирова» переименовать Набережную улицу в улицу Кирова, а «Парку культуры и отдыха (по Набережной улице) присвоить имя Кирова». Заодно этим же постановлением переименовали Северо-Западную улицу в улицу имени Максима Горького. Так с карты города исчезли последние дореволюционные названия улиц.
В первые годы советской власти в городе проходила массовая муниципализация недвижимости. Частная собственность переходила в руки городских властей и распределялась сообразно нуждам города. В 1923 году в списке муниципализированных домов числилось 33 строения.
Главными культурно-общественными зданиями Усть-Сысольска первых лет советской жизни были Народный дом, располагавшийся в части современного парка имени С.М. Кирова в районе улиц Коммунистическая – Кирова – Куратова, и клуб «Звезда», закрытый летом 1922 года. После закрытия клуба в его помещении была размещена привезенная из Яренска типография. При этом старая Устьсысольская типография (Ситникова) соединилась с новой.
Находящийся в клубе театр должен был перебраться в бывшую женскую гимназию. В этом же году Народный дом закрыли на ремонт, который должны были провести С.М. Рочев, Верден и Е.О. Майхель. На ремонт были выделены хлебные облигации стоимостью 60 пудов золотом. Условия были такими: отремонтировать внутренние помещения и расширить сцену. Оплатой станет передача Народного дома Рочеву, Вердену и Майхелю в аренду на один год. 27 октября 1923 года «Югыд Туй» отрапортовала, что бывший Народный дом переименовывается в Театр и что в ближайшие дни закончится перестройка и ремонт и последует открытие зимнего сезона. После открытия театру присвоили имя народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского. Возможно, первым массовым мероприятием (многим делегатам пришлось стоять в буфете и фойе), которое прошло в здании нового театра, стало общегородское собрание коммунистов 20 февраля 1924 года, на котором секретарь Обкома товарищ Чирков внес пожелание в целях увековечить память Ленина возбудить ходатайство перед Облисполкомом о переименовании Устьсысольска в Владимир-Ленин.
Город планомерно развивался. В «Докладе о кирпичном производстве» 1929 года говорилось, что «наше кирпичное производство, выпускающее до настоящего времени кирпича до 450 тыс. штук, в состоянии обслуживать лишь только до 50% потребности, необходимой для городского строительства 1928-1929 гг.».

Строительство Пединститута на Коммунистической, 1930-е годы.
Леонид Кызьюров приводит такой факт: «Строительство учебного корпуса пединститута затягивалось, что было довольно обычным явлением советского периода. Постоянными были перебои с поставками строительных материалов, обеспечением строительства рабочими. 11 июня 1936 г. бюро Коми обкома ВКП (б) даже было вынуждено принять специальное постановление о снабжении кирпичом строительства учебного здания пединститута: «В виду отсутствия кирпича на строительстве Пединститута, обязать партгруппу облисполкома, впредь до регулярного снабжения кирпича от Дырносского завода, передать кирпич от разбираемых в гор. Сыктывкаре церквей вместо Гостиницы – Пединституту». Таким образом, составной частью «храма науки» стали обломки «храмов божьих». Лишь в 1938 г., почти на 5 лет позже запланированного срока, было закончено строительство современного здания института».

Строительство гостиницы «Север», 1935.
На следующей фотографии мы видим заканчивающееся строительство гостиницы «Север» (ныне снесённую), а в глубине кадра проглядывает ещё одноэтажная больница (в 1950-х реконструирована и надстроена вторым этажом по проекту Феофании Тентюковой). По мнению читателей группы, это снимок 1935 года (недостроенное здание Совнаркома Коми АССР, завершенное в 1936 году, и отсутствие здания будущей школы №14 на углу Советской и Бабушкина, завершенное строительством в 1937 году, дополнительно на это указывают).

Орджоникидзе – Ленина. Снимок с каланчи.
Очень интересная фотография города, сделанная в 1946 году. Фотографии города в большом количестве были заказаны к юбилею республики. Бывшая гостиница Стройтреста построена в 1934 г. (угловое здание), была передана под жилье.

Перед нами строительство деревянных двухэтажных домов в Сыктывкаре в 1950-60-е гг. Читатели группы «Дорогие товарищи» отмечают, что этой бригадой (бригада Цветкова) были построены дома на Октябрьском проспекте, от перекрестка с ул. Оплеснина в сторону Орбиты, и несколько деревянных двухэтажных домов возле старого Детского мира (этих домов сейчас нет, в них квартиры выдавали строителям). Для строителей предназначались двух и трех комнатные квартиры, которые распределялись по жребию. Бывшие жильцы вспоминают, что когда топили печку на первом этаже, жильцы второго этажа изнывали от жары в комнатах, не говоря уж о том, что надо и еду готовить и поэтому даже иногда соседи очередь делали, кто, когда и во сколько будет топить печь. Во дворах домов стояли «козлы», где пилили дрова. Рядом обычно строился дровяник, где хранились дрова. У жильцов поленницы были сложены прямо под открытым небом, накрытые толем. Воспоминания о своей жилплощади до сих пор греют горожан – «В нашем доме все ещё живут. Сердце греет, когда мимо проезжаю. И деревья, мною посаженные под окном, огромные. А как дышалось в этом доме! Зимой тепло, летом прохлада. Детство и юность».

Перед нами строительство мостовой по улице Орджоникидзе. Снимок датируется 1958 годом. Перед войной, в 1939 году, Горкомхоз начал мостить улицы не только булыжным камнем, но и деревянной торцовкой. Булыжником должны были быть замощены Интернациональная и часть улицы Ленина. Круглой торцовой шашкой (по сути это круглые деревянные спилы) должна была быть замощена улица Орджоникидзе. Ветераны-строители вспоминают, что когда делали дорогу на Орджоникидзе, стальную арматуру толщиной с женское запястье в 4 слоя укладывали – а она всё утопала и утопала в болотистой мягкой почве.

Строительство ДК «Строитель», 1950-е.
ДК «Строитель» это здание стали называть значительно позднее. Раньше все его называли клуб «Комистроя». В этом здании чего только не было – показывали фильмы, проводили танцевальные вечера и даже в армию провожали. Надежда Сокерина пишет: «Где-то в году 1964-м в этот кинотеатр меня водила мама на фильм «Морозко», сказочные впечатления на всю жизнь. А перед взрослыми фильмами там играл оркестр и моя старшая сестра с мужем, молодые и красивые, танцевали медленные танцы. Внутри зала напротив входа стояла огромная фигура строителя в фартуке и с кирпичом в руке, что с ковровыми дорожками и оркестром не очень гармонировало, но мне тогда казалось все это великолепным дворцом культуры и настоящего праздника».
Елена Габова вспоминает, что здесь она смотрела фильмы, забредала на танцы.
«Здесь в начале школьных каникул нас поймала руководительница хорового кружка: Девочки, вы не хотите позаниматься пением? – Не хотим. – А давайте попробуем!»
Татьяна Шишова отмечает, что в 1973 году, когда она училась в 10-м классе, в спортзале проводили смотр строя и песни. Они с одноклассниками решили соригинальничать, выбрали в качестве «строевой» песни «Марусю» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм как раз очень свеженький был. Не были уверены, что жюри их поймет, но они заняли первое место.
В конце 1980-х там смотрели первые видеофильмы с пиратским переводом.

Строительство нового корпуса Пединститута, 1964.
Лариса Зайцева вспоминает, что она приехала в Сыктывкар в конце августа 1962 года. Ближе к концу первого учебного года, весной 1963, ее мама – преподаватель КГПИ — проводила занятия по курсу «Измерительные работы на местности» и водила своих студентов как раз на пустырь около ботанического сада, и там были ямы, что очень удобно. На этом месте потом и построили это здание. А осенью 1964 года семья переехала в преподавательский дом, который был во дворе пединститута, двухэтажный деревянный.
«Я была маленькая и помню это здание высокое с большими чёрными окнами. Без стёкол. В 1965 осенью после картошки мама со своими студентами переезжала в новый корпус. Студенты помогали факультету переезжать. В этом здании было жутко холодно», — вспоминает Л.Зайцева.

Сыктывкарский государственный университет по сути создавался на пустом месте. Не было ни материально-технической базы, ни кадров, но была четкая уверенность в том, что вуз нужен, необходим республике. В целях своевременной подготовки университета к открытию было решено передать под учебную базу два четырехэтажных здания, строящихся по Октябрьскому проспекту (здание медучилища на 1 200 мест и педагогического училища на 1 280 мест), которые были объединены галереей и стали считаться одним корпусом (Октябрьский пр., 55). Позднее, при ректоре В.Н. Задорожном, к части здания был пристроен пятый этаж.

Строительство Универсама на кольце.
Строить его начали в 1975 или 1976. Зимой котлован, заполненный водой, замёрз. Котлован стал катком. Возможно, это была огромная яма перед строящимися первыми этажами. Дети катались там на коньках. И старшие, и малышня.

Коммунистическая, 1973.
Перед нами только что построенный дом – Коммунистическая, 62 — и возведённый первый этаж здания напротив – Коммунистическая, 65, на первом этаже которого расположится магазин «Воркута». Обратите внимание, справа на месте будущей «Пармы» – пустырь. Фото поступило от Михаила Скрипова, он сказал, что его дядя, (автор снимка) Коданёв Альберт Михайлович строил и фотографировал Сыктывкар.

Коммунистическая, строительство кинотеатра «Парма».
Студенты Педагогического училища №2 на субботнике, 1974. Мы видим, что коробка здания готова, начинаются внутренние отделочные работы. «Нам, строителям было известно, что строится широкоформатный кинотеатр. Поражали воображение масштабы пространства под экран, особенно в сравнении с залом! Зал пока без сидений был сделан амфитеатром, что тоже было необычно по тем временам. А в подвалах был такой случай: молодой каменщик, парень спортивный, видимо, занимавшийся карате, показал нам «качество» кладки подвальных перегородок: он с разбегу, в прыжке, ударил ногой в стену где-то на уровне лица. Стена, примерно 10 на 3 метра, заколыхалась, как красное знамя на ветру. Может быть, поэтому «Парма» так недолго простояла?» — пишет Евгений Машкин.

Реконструкция стадиона. Строительство трибун.
Городской стадион перестраивали в конце 1970-х — начале 1980-х, готовясь к играм на приз газеты «Известия» по хоккею с мячом. Стадион в 1978-1979 годах реконструировал трест «Сыктывкарстрой». Основную часть работы выполнял пятое строительное управление.

Строительство учебного корпуса химико-биологического факультета СГУ. 1980-е. Людмила Клёус вспоминает, что «эта стройка разворачивалась аккурат напротив моего дома. Да что там дома – напротив балкона. И строили этот корпус зэки. Однажды даже один нетерпеливый сиделец решил сократить себе срок, выбрал момент и побежал. Но вокруг химбила было картофельное поле, на котором как раз работали люди. Зэк побежал, за ним охрана с автоматами. На помощь пришли гражданские, которые копали картошку – они-то и задержали стайера-неудачника». Юрий Пацё уточняет, что на этой стройке они детьми ползали по кирпичам, по отвесной стене до крыши: «Сейчас вспоминаешь аж страшно, а тогда веселье. Никто не упал, не убился, после школы приходили, в дни когда тренировок не было, бегом на любимую стройку».
Проект «От вокзала до вокзала» реализуется с использованием гранта главы Республики Коми, предоставленного Министерством экономического развития и промышленности Республики Коми.
Алексей Рогачёв
Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми