R.I.P., студенческие газеты Коми

В университетах помимо учебы есть множество площадок для развития: это и студенческие советы, и научные общества, и клубы по интересам, и даже СМИ. В Сыктывкаре три крупных ВУЗа: СыктГУ, СЛИ и Академия государственной службы. Каждый имеет свою газету, а иногда даже не одну. Тем не менее, общая тенденция угасания печати перекинулась и на студенческие издания. Существуют ли они до сих пор или готовятся к закрытию, давит ли на них телевидение и интернет – в материале «Твоей Параллели».

 «Слово» и дело

Verbum (2)

 

Verbum (1)

В СыктГУ была одна общеуниверситетская газета – «Verbum» («Слово»), которая издавалась с 1995 года. Издание выходило раз в месяц, начиная с 2009 года: восемь полос формата А3, первая и вторая – в цвете, полноценные рубрики, комикс-страничка. Тираж – 999 экземпляров (была бы 1000, нужно было бы проходить лицензирование в Роскомнадзоре и получать лицензию СМИ), распространение бесплатное. И вот с прошлого года газета прекратила выпуск – без объявлений, без прощального письма. Она просто перестала существовать, хотя на официальном сайте до сих пор об этом нет ни слова.

СКРИН 1

По словам последнего редактора издания (он попросил сохранить его анонимность), университету газета была попросту не нужна: это сложно и трудоемко. Опять же – для университета, не для студентов. Печать почти тысячного тиража выливается для бюджета в копеечку. Но как же развитие творческого начала, о котором говорится в каждой брошюре СыктГУ?

Издание, которое было одной из традиционных сторон жизни студента, закрылось тихо и без споров. «Любые попытки изменить медиа в университете разбиваются об устаревшие рамки», — так выразился редактор-аноним. Так почему же не перенести газету в интернет?

Дело в том, что в сети с 2014 года уже существует одноименное информационное агентство, но, кроме названия, нет ничего общего. В группе обновления регулярны, но это не заметки, не статьи и даже не видеоматериалы. Содержание ленты практически состоит из одних репостов с других групп СыктГУ. С февраля по март было опубликовано всего 17 собственных материалов. Удивительно мало, учитывая, насколько бурная жизнь кипит в университете. Складывается впечатление, что работа в «агентстве» не налажена, и собственных корреспондентов оно не имеет. Штат газеты «Verbum» вполне мог бы восполнить этот недостаток: оживили бы ленту и добавили бы больше толковых текстов. К тому же интернет дает куда больше возможностей для публикаций, не ограничивая их число.

Пути для спасения «Verbum» были, но ими никто не спешил воспользоваться. Если дело не в политике университета, тогда сами студенты теряют интерес к печатным изданиям как таковым?


 

«IGNis» в поисках огонька надежды

IGNis

PBMDT8OjBok

«IGNis» не общеуниверситетское издание, но узнаваемо в студенческой среде. Институт гуманитарных наук, который занимается его выпуском, в скором времени потрясет новость – газета закрывается. И причины вовсе не финансовые, а кадровые: редакторы заканчивают обучение, а замены им нет.

— «IGNis» прекратит выпуск. Но это не окончательное решение, а один из вариантов развития. Скорее всего, опубликуем два последних выпуска за март-апрель и май-июнь, а там или закрытие, или новые силы подтянутся и возродят издание. «IGNis» изначально был газетой, ею и останется. Мы не будем переводить ее в интернет, — комментирует редактор Мария Лемешко.

Мария Лемешко

Куда девались все студенты направления журналистики? Каждый год набирается группа в двадцать человек, и неужели ни один не подходит на столь ответственную роль? Ответ лежит на поверхности: безынициативность вкупе с отсутствием опыта. Доверить газету первокурснику никто не решится, потому что он в силу незнания многих тонкостей может просто загубить издание. Второкурсники и третьекурсники СыктГУ сейчас больше увлечены идеей студенческого TV или практикой в городских СМИ. Четверокурсники заняты дипломами и ГОСами, никто не осудит их за отсутствие интереса к газете.

Студентам сейчас достаточно той короткой новостной информации, что ежедневно выкладывается в институтские группы в социальных сетях. Интерес к более глубокой жизни университета потерян, а заполнять газету одними репортажами бесполезно.

Вопрос о закрытии «IGNis» продолжает висеть в воздухе. Если газета все же прекратит выпуск, восстанавить ее будет тяжело. Это будет не только возрождение традиции, но и попытка сменить ограниченный рамками института формат на более интересный и яркий, чтобы история не повторилась вновь.


 

«For people — from SyktGU»

СтудТВ

По сравнению с газетами СыктГУ, СтудТВ процветает. О причинах успеха рассказывает один из руководителей проекта Иван Нестерец.

— Мы работаем. Может быть, причина успеха в команде. Может быть, в желании что-то делать. Студенты должны заниматься журналистикой в стенах университета не только в теории, но и на практике. Наша задача их максимально раскрутить.

— Успех зависит от руководителя?

— Не только. Это всего лишь часть. Главное, чтобы студенты сами хотели работать. Пока гиперактивных людей мы не наблюдаем, почему-то никто не жаждет себя проявлять, заняты учебой и парами. Но есть единицы, уникальные люди, которые с полной отдачей работают на СтудТВ.

— Студенческие газеты чаще всего закрываются, потому что студенты выпускаются. Если ваши активисты выпустятся?

— Им пока далеко до выпуска: сейчас они на втором-третьем курсе, подтягивается первый курс. Следующие год-два никто не уйдет. Но уйдут эти, придут новые. Нам хочется, чтобы СтудТВ дальше работало и развивалось. Например, как в СПбГУ, у них есть целый телеканал, но их центр телевидения работает с 60-ых годов. То есть там работают не два человека, как у нас. Нам хочется к этому приблизиться. УМЦ теле- и радиожурналистики существует несколько лет, но, по сути, раньше ничего так активно не предпринималось.

— Насколько вы зависите от поддержки университета?

— У нас нет расходных материалов, например, кассет. Нам выделили деньги, мы купили оборудование. Все, что выделено, работает. В принципе, мы раньше снимали на свое – тот же «НаКатаева». Но если мы делаем именно студенческое телевидение, ясное дело, мы должны использовать хорошее оборудование. Поэтому очень хорошо, что университет выделил деньги. Можно работать. Пока дополнительных средств нам не нужно, но своевременная поддержка технического персонала главного корпуса не помешает. Нам нужны горящие глаза студентов. Если оборудование будет, но никто не будет заинтересован… Будем вдвоем с Русланом Бабкиным ходить, кому это интересно? Хочется повлиять на студентов, рассказать и показать, что мы умеем.

За полгода фактического существования Студенческого телевидения СыктГУ было снято и смонтировано более 40 видео. Для некоторых это цифра может показаться незначительной, но для канала, о реализации которого мечтали невероятно долго, это очень существенно. Популярность СтудТВ многие объясняют простой формой восприятия. Визуальный ряд, приятная картинка усваиваются легче, это более доступный способ донесения информации. Вытесненные на второй план газеты исчезают: перетягивается не только внимание аудитории, но и кадры.


 

«МыСЛИ» вслух

Сли

По одной только ситуации в СыктГУ нельзя делать общие выводы. Студенческая газета СЛИ «МыСЛИ» издается с 2001 года, но периодичность издания скачет от года к году. По данным официального сайта института пик публикаций пришелся на 2008-2010: было выпущено 10-11 номеров. Но со следующего года цифра уменьшилась вдвое, в 2011 – пять номеров, это падение продолжилось, в 2014 — два номера.

С содержательной точки зрения, «МыСЛИ» в период расцвета и до него — классический образчик студенческой газеты. На месте и реклама ВУЗа, и основные новости, и репортажи с институтских мероприятий, и интервью. Эта газета полностью соответствует поставленной задаче – создать хороший имидж для ВУЗа. Но по статистике двух последних лет газета переходит в разряд спецвыпуска: для абитуриентов и по Дню первокурсника. Регулярным новостным обеспечением она, по сути, не занимается.


 

Газета Академии государственной службы и управления «Академик’s» просуществовала всего два года – с 2011 по 2012, было выпущено всего 5 номеров. До нее были «Наша газета», «Взгляд», но и они со временем прекращали существование. Первоначальный тираж всех составил 500 экземпляров, но к концу жизни «Академик’s» увеличился до 900.

В КРАГСиУ нет традиции преемственности: это доказывает постоянная смена одной газеты на другую. Уходит редактор – закрывается издание. Неорганизованность системы СМИ говорит о том, что, возможно, в этом ВУЗе она просто не нужна.


 

Живая газета

Оценить популярность и эффективность той или иной студенческой газеты достаточно просто: надо узнать последнюю дату выпуска и обратить внимание на то, как быстро исчезают распространенные копии. Если ни одного номера, даже прошлогоднего, не найдено, все в порядке, издание живо и будет жить еще долго. Если же нет, то стоит задуматься об изменениях.

Алексей Боровенков, в прошлом редактор студенческой газеты «Verbum» и нашего портала, по своему опыту может сказать, что необходимо для эффективной работы студенческой газеты:

— В первую очередь, взаимопонимание с руководством. Если люди из администрации института думают в одном ключе с редакцией газеты, то и процесс будет лёгким, занимательным и плодотворным. И наоборот. Ещё здорово, когда есть хоть какая-то финансовая поддержка. Она не должна быть большой, потому что деньги развращают, но лишняя копеечка студенту не помешает. Я слышал о независимых студенческих газетах, но сам слабо представляю, как это может работать. По мне, газета всегда находится в зависимости, что логично: зачем вузу тратить деньги на СМИ, которое будет его хулить? Если руководство консервативно настроено, будет сплошная социалистическая газета. Если более-менее либерально, то вполне качественное корпоративное СМИ.

И все же СМИ, пусть и студенческое, создается на чистой инициативе: это неоплачиваемая, но трудоемкая работа. Именно это отталкивает многих добровольцев: совмещать учебную нагрузку и, например, верстку газеты или подготовку материалов сложно. Чтобы сохранять на плаву или восстанавливать газеты, требуется не только значительная помощь со стороны руководства ВУЗа. Ни одно издание не просуществует долго, если не будет получать отдачу от аудитории. Обратная связь – один из важнейших компонентов работы, а популярность – лучший стимул. Изменение формы, смена стиля или графического оформления – способы привлечения внимания есть, но не хватает рук. Есть таланты – нет возможности реализоваться. Есть идея – руководство не позволяет ее осуществить.

Как сохранить студенческую газету в условиях незаинтересованности аудитории и ее полной невосприимчивости к печатной информации – вопрос задан и требует ответа.

Елизавета Морохина

  1. «Как сохранить студенческую газету в условиях незаинтересованности аудитории и ее полной невосприимчивости к печатной информации – вопрос задан и требует ответа».
    Ну раз незаинтересованность и невосприимчивость, правильнее задать вопрос ЗАЧЕМ (или СТОИТ ЛИ ПЫТАТЬСЯ) сохранять студенческую газету…

  2. Университетские газеты для студентов-журналистов бывают подчас единственной возможностью получить опыт. С местом практики не всем везет.

    • Тогда можно выпустить пару-тройку номеров во время практики. И все.
      А что касается практики… От бесплатной рабсилы не откажется ни одно издание. Но чаще всего проблема как раз в другом: практикантам нужна подпись редактора в дневнике и печать редакции. Научиться чему-то, написать хотя бы мааааааааленькую заметочку желающих нет.

      • Спецвыпуск не даст должного эффекта. Студенты работают над ним семестр, иногда даже без контроля преподавателей — они не могут научиться ничему толковому. Студенческая газета имеет какое-никакое стабильное время выпуска и за ней закрепляется куратор.
        Да, в редакциях вечно не хватает рук, но иногда предлагаемые университетом «руки» настолько плохи, что даже давать им задания не хочется. А иногда редакции относятся к студентам с пренебрежением — не верят, что они могут написать что-то достойное и не дают ничего, кроме опросов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *