Корреспондент «Твоей параллели» побывал в одной из вымирающих деревень Коквицкой «горы».
На левом берегу Вычегды в Усть-Вымском районе находится деревня Кырс, которая относится к сельскому поселению Кожмудор. До Айкино по прямой от Кырса не больше пяти километров, но дорожное сообщение с «большой землей» в летний период только в объезд составляет все 120 км. Раньше рядом с Кырсом летом ходил паром, но сейчас переправа оказалась невыгодной.

Если ссылаться на Коми топонимический словарь, то первое упоминание деревни Карса было в 1585—86 годах, в 1608 году в источниках уже есть деревня Кирса, а еще через 70 лет — Кырса.

Название населенного пункта происходит от коми «кыр», что означает обрыв, крутой, обрывистый, высокий берег, а также осложненного непродуктивного суффикса -с, ср. дорс от дор — «большой ковш», сарс от cap «нагар на фитиле, сковородке». И действительно, деревня находится недалеко от обрывистого крутого берега Вычегды.

В деревне зарегистрировано 37 строений, включая жилые дома, здание бывшей почты, а также разрушенной часовни Николая Чудотворца.

Объект является памятником культурного наследия и представляет из себя крупную деревянную часовню с двусветным четвериком, перекрытым купольной кровлей с малым восьмериком, а также с трапезной и трехъярусной колокольней.

Точного года постройки Никольской часовни нет, однако в некоторых источниках указывается первая половина XIX века, в других — вторая половина, а также начало XX века. В сети сохранились фотографии 1970 года, на которых видно, что на звоннице был колокол.

Сейчас вход в часовню закрыт, и на здании висит листок с предупреждением, что объект культуры охраняется государством. Правда, признаков самого государства в деревне практически не осталось, на здании почты висит замок, а сам почтовый ящик давно выцвел.

В деревне всего проживает пять человек, все пожилые люди. Встретившаяся на улице женщина рассказала, что она сама из Айкино, ухаживает за пожилой 90-летней мамой. Летом ей приходится ездить в объезд или переплавляться на лодке с местными, автобусы ходят крайне редко. Впрочем, такая ситуация характерна для всех 13 населенных сел и деревень Коквицкой «горы» в летний период. Нормальное транспортное сообщение появляется только зимой, когда открывается зимняя переправа.

Магазина в Кырсе уже нет около десяти лет, два-три раза в неделю в деревню приезжает автолавка с предметами первой необходимости, собеседница рассказала, что обычно местные помогают друг другу и заказывают товары тем, кто выезжает из деревни на личном транспорте.


Часть домов находится в сносном состоянии, очевидно, многие используются в качестве дач. Большинство же могучих бревенчатых домов находятся в запустении и постепенно разваливаются.

Смотря в пустые черные окна ветхих домов, думаешь, что когда-то в них была жизнь, когда-то здесь топили печи, выращивали сельскохозяйственные культуры, дети играли во дворах и на полях.
Где это все? Куда пропало? Какое будущее ждет все эти деревни, которые раньше кормили себя и всю страну?
Андрей Фетисов, фото автора
и из паспорта ОКН