Эта история о настоящем, самобытном древнем Кавказе, который влюбляет в себя своей красотой: гор, традиций и человеческих сердец. Попасть туда можно просто, купив билет на самолет, но сыктывкарке Василисе Романовой повезло больше.
Два года назад она прошла уникальную Школу межэтнической журналистики от Гильдии межэтнической журналистики. Студенты осваивали важнейшие навыки журналиста в России: понимание особенности взаимодействий в многонациональной стране, толерантности, умение освещать острые темы на межэтнической и религиозной почве. В итоге каждый получил сертификат, ценные знания и большой интерес к этнической тематике.
Это лето стало непростым для многих, в том числе и для Василисы. Она мечтать не смела о путешествии. И вот, несмотря на известные ограничения, ей внезапно удалось попасть к людям, чья жизнь заставляет задуматься о привычных вещах. Гильдия пригласила Василису в этноэкспедицию на Кавказ, в солнечный Дагестан. Об этом она и расскажет читателям «Твоей Параллели».
В Дагестане много прекрасного: горы, море, фрукты, история, но главное – это люди. О них я сегодня и расскажу. Во всех городах жители чем-то похожи, одни заботы, рабочая неделя, суета, пробки. В деревнях люди другие. В деревнях, спрятанных в горах под облаками, – совсем другие.
Ремесло с видом на горы
Мы приехали в древнейшее село Кубачи. Его искусные мастера славятся на весь мир своими изделиями из серебра, подобных которым нет. Да, именно здесь уже сотни лет производят те самые изделия с серебряным кружевом и орнаментом из черни.

Нашим проводником стал Имин – сын директора местной турбазы Уркарах. По приезде он сразу повёл нас к одному из лучших мастеров ювелирного дела Алибегу Куртаеву. Он, как и все в Кубачах, давно работает в мастерской в собственном доме. В доме есть все необходимое для вдохновения: вид на горы, инструменты, приборы для плавки серебра и любимая жена – надёжная опора и помощь в любых делах.

«Прибыли это особо не приносит, чтобы заработать, нужно сильно постараться. Спрос сейчас не такой как раньше», — поделился Алибег.
Мастер рассказал, что Советский Союз почти искоренил настоящих профессионалов своего дела. В то время было целое производство, поэтому сейчас существуют умельцы, которые штампуют изделия. Они научились делать одно кольцо, его и делают, «пока не выжмут из модели все соки». Именно такие изделия зачастую доходят до потребителей по всей России, их привозят на ярмарки и фестивали.
«Теперь время не то, мастеров становится все меньше. Как и тогда, ремесло передается от отца к сыну, только все чаще и чаще становится оно не хлебом, а хобби», — делится Алибег Куртаев.
Мне было интересно, носят ли молодые девушки кубачинское серебро. «Носят, не скажу, что изделия популярны как прежде. Традиционно надевают на свадьбы», — ответил мастер.
Естественный спрос на изделия падает, на помощь мастерам приходит Инстаграм, ведут его своими силами, как могут, это и приносит заказы.
В Кубачах стараются сохранить уникальное наследие всеми силами. В школах на уроках технологии не просто фартуки шьют, а изучают национальный орнамент и основы ювелирного дела.
Ах, свадьба, свадьба
По дороге в Кубачи наш проводник рассказал, что сегодня в селе свадьба и на ней нам будут рады. Конечно, мы все не раз слышали о кавказском гостеприимстве, но испытать его таким образом на себе даже не мечтали.
В Дагестане живут более трех десятков кавказских народов, тут даже государственных языков – четырнадцать. Нам довелось побывать на кубачинской свадьбе. Кубачинцы – субэтнос, говорящий на диалекте даргинского языка. Правда он настолько отличается от самого даргинского, что его часто выделяют как самостоятельный язык – кубачинский.
Замуж выдавали двоюродную сестру друга Имина. У нас бы сказали: «седьмая вода на киселе», а в Кубачах даже друг дальнего родственника – «желанный гость».
Так мы попали на свадьбу Райганат и Ильяса, но их самих не застали – молодые уехали в ЗАГС. У входа нас встретила Гаджикиз – мама мужа сестры невесты, да, вот такие родственные отношения на Кавказе. Как мы поняли, дальних родственников там не существует. Во дворе дома у расставленных столов праздновали мужчины, женщины готовились к торжеству в доме.

На втором этаже – четыре комнаты, в каждой накрыт стол, ой, то есть пол, женщины сидят вокруг. В первой комнате все вместе лепили пельмени к застолью, во второй просто чаевничали, в третьей накрыли стол для детей, а четвертая была «запасной», наверное, ждала неожиданных гостей вроде нас.
Чего только не было на этих столах, может быть, поэтому все традиционно и разместилось все на полу – стол бы не выдержал. Там были и пельмени с бараниной, и традиционная долма, чуду (лепешка из перстного теста с разными начинками), пирожки и слойки, свои овощи и фрукты, несколько видов пахлавы и других сладостей. Это при том, что мы попали только на самое начало праздника, и до основных блюд было еще далеко.

Отмечают свадьбу в кавказских селах по 3-4 дня. Первый день в доме невесты, последующие – у жениха. Как нам рассказала Гаджикиз, женщины сидят с мужчинами сначала раздельно потому, что им нужно много приготовить на стол, как только они все сделают, то пойдут к мужчинам. У нашего проводника Имина другое мнение: « Женщины с мужчинами сидят раздельно потому, что во время праздника мужчины любят выпить, невольно вырвутся матерные слова, которые могут обидеть женщин, которых тут очень берегут. Ближе к «финишу» свадьбы, когда остаются только свои, тогда сидят все вместе».
Белое не надевать
Замуж невеста выходит в традиционном кубачинском парчовом платье и платке, когда ее забирают из дома оно должно быть обязательно красного цвета, на второй день перед танцами девушка переодевает наряд. В селе радуются и гордятся тем, что еще ни разу никто не женился в традиционном белом. Девушки, как и раньше, считают красивым и самым подходящим национальный наряд. Это особенно удивительно, если знать, что в Дербенте, находящимся всего в 145 км от Кубачей каждая пятница и суббота украшена белыми свадебным платьями.
Мы попали на свадьбу неожиданно для всех, но просто так уйти у нас не получилось. Нас усадили за стол и принялись угощать. Уйти оттуда стоило большого труда, все просили остаться и разделить с ними радость создания новой семьи. Просто так не отпустили, на дорогу дали горячие сырные лепешки, две бутылки вина и восьмилетний коньяк.

Каза много не бывает
Еще одна особенность, которая делает Кубачи уникальным местом – это платки.
Традиционный кубачинский платок называется каз. Обычно он белого цвета с красивой тесьмой и бахромой, обязательно расшитый цветами из золотой нити. По толщине тесьмы и размеру цветов можно определить статус женщины. Каз с мелкими цветами носит незамужняя девушка, когда выходит замуж, цветы меняются на более крупные. Все платки, как и раньше, делаются вручную, они обязательная часть свадебного приданого. Кубачинки считают, что казов должно быть как можно больше: разные, на каждый день, праздничные, свадебные и даже траурные.
Не без сожаления с нами поделилась местная бабушка: «Сейчас, конечно, не все молодые носят, больно модными стали. Раньше мы с трех лет каз надевали и вот до сих пор носим каждый день». Теперь девушки начинают надевать традиционный платок в старших классах, на линейку или выпускной.

Девушка в казе – такая же визитная карточка Кубачей, как и знаменитое серебро. Легкие, почти невесомые полупрозрачные летящие платки на головах каждой женщины издалека видны везде: на улицах старого села, в домах, в магазинчиках, на свадьбах. Это не просто платки – это всеобщая любовь кубачинок. Любовь к своему народу, традициям, гостям, друг к другу и к семье. Это однозначно желание сохранить национальное достояние своей родины, желание заявить «я – кубачинка».

Я рассказала вам только про одно село огромного и всегда радушного Кавказа. Только представьте, сколько красот, традиций, колорита и прекрасных людей вас ждёт в разных сёлах и аулах Дагестана. Российский юг не заканчивается чёрным морем, он многообразный и точно способен вас удивить. Приезжайте и убедитесь в этом сами.
Василиса Романова