Кубок мира мастеров по лыжным гонкам 2015. Довольно знакомое сочетание. Кто-то ждал эти соревнования, кто-то читал о них в газетах, а кому-то случайно попадалась на глаза реклама на баннерах. Я же готовилась работать на этом «событии года в Коми» волонтёром.
Волонтёры – это люди, которые готовы работать за идею и еду. Организаторы лыжных гонок подавали довольно большую заявку на «рабочие руки». То ли они хотели сэкономить, то ли привлечь активную молодёжь – неизвестно. Тем не менее, волонтёров на кубок набралось достаточно. Временами казалось, что их даже больше, чем участников.
На Кубке было несколько направлений, где волонтёры могли себя реализовать: транспорт, питание, размещение, работа с приезжими командами и медицина. Запись в отряды «работающих за еду» началась задолго до самих соревнований. Для этого нужно было всего лишь заполнить электронную анкету, где доброволец сообщал свои данные, уровень знания иностранных языков и предпочтительное направление работы. Дальше оставалось только ждать. Дату, когда мне позвонили с сообщением о принятии в ряды волонтёров, я не назову. Помню только, что меня переполняла радость – я буду работать с командой иностранцев! Уже позже сообщили, что нужно сделать определённые прививки и сдать тест на знание языка.
Заполнить свою медицинскую карту пометками о вакцинациях оказалось непросто. То в медпункт не завезли необходимое лекарство, то нужно было высиживать в больнице по два часа в ожидании врача, то медсестры и вовсе ошибались и звали на приём не меня, или не в то время, или не в то место. В конечном итоге, все прививки я всё-таки сделала. Вот только их наличие никто так и не проверил, поверили, что называется, на слово.
Что же касается подготовительной работы, то тест отменили. Снова поверили на слово. Мы посетили два организационных занятия и съездили для ознакомления на сам лыжный комплекс.
Официальная часть кубка начиналась с 14 марта. Однако работа волонтёров стартовала гораздо раньше. Кто-то уже с 11 марта ездил в аэропорт встречать участников. Мои «подопечные» — команда из Италии — прилетали 12 марта в 22:35. Они сразу нас удивили. Посудите сами: открываются двери, и из них выходят два иностранца в шапка-ушанках, на которых ещё прикреплён значок СССР. Встреча была очень долгой. Сыктывкарский аэропорт оказался абсолютно не готов оперативно произвести разгрузку багажа и лыж. После двух часов мучений мы почти готовы были ехать в отель, но пришлось ждать ещё участников, прибывших другим рейсом. В конце концов, к двум часам ночи итальянцы были привезены и размещены в отеле. В три часа ночи водитель автобуса довёз меня и напарника до площади – до своего дома добрались самостоятельно.

Следующий день волонтёрства, самый сложный, организационный, признаюсь, пропустила. Но итальянцы не остались в одиночестве. Им помогали ребята из других подразделений.
Все дни кубка для волонтёра в целом похожи, эдакая неделя сурка. Встретить, проводить, объяснить. Отличить дни друг от друга можно лишь наличием непредвиденных ситуаций. Я не могу сказать, что мы были загружены. Был даже день, когда делать было абсолютно нечего. Итальянцы оказались самостоятельными, так что около трёх часов из моей ежедневной работы я была предоставлена себе. Но и это время не проходило даром. Обслуживающий персонал комплекса и некоторые организаторы не владели иностранными языками. И волонтёры выступали в качестве приложения-переводчика к участнику. Бывали и случаи, когда спортсмены говорили исключительно на родном языке. Тут на помощь приходил всеми изученный язык жестов. Например, итальянец Андреа, ассистент капитана команды, жестами рассказал нам историю о викингах и оленях (правда, к чему и зачем она была, мы остались в неведении). А один француз, говоря слово по-английски и два по-французски, очень расстраивался, что мы его не понимаем. В конечном итоге, методом игры «Крокодил», мы догадались, что он хочет купить специальный порошок для подготовки лыж. Языковой барьер не был таким уж непреодолимым. Уже на третий день все иностранцы приветствовали нас картаво русским «доброе утро» и благодарили чисто английским «thank you». Не обошлось и без ксенофобов. Одна итальянка, как только слышала английскую или русскую речь, уходила, громко ругаясь по-итальянски (так сказал нам её спутник).
Волонтёры нашего направления были и посредниками между руководством делегатами. Вот здесь заключалась вся сложность. Зачастую мнение организаторов не сходилось с желанием спортсменов. А наши подопечные воспринимали волонтёров как наделённых безграничной властью людей и требовали немедленного разрешения проблемы. Договориться удавалось не всегда. В этом случае мы деликатно пытались объяснить такую далёкую для их понимания русскую дезорганизацию.

Кормили ли нас один раз в день бесплатно. ½ от целой порции бессменного риса в разных его формах и супа – наше меню. Волонтёрам этого, конечно, не хватало. Но мы не переживали и дружными рядами отправлялись на чайные посиделки.
В последний день лыжных соревнований многие иностранцы признавались, что им было очень приятно, когда волонтёры, закреплённые за группой спортсменов, встречали их возле финиша или болели на трибунах. Более того, многие узнали больше про Россию и Коми крае. С итальянцем Роберто у нас даже развернулась беседа о сталинских временах. Ему было очень интересно узнать, был ли подвержен Сыктывкар коммунистическому режиму.

Не знаю, сколько пользы принесло наше волонтёрство делегатам. По крайне мере, для меня это стало бесценным опытом общения с иностранцами, практики английского языка, нахождения компромиссов с напарником по работе и быстроты разрешения возникших проблем.

Даша Аниканова
Фото автора