Мы поговорили об уровне зимних экстремальных видах спорта в Коми с человеком, который продвигает их в районе. В рубрике «Портрет» сегодня — руководитель горнолыжной базы в Печоре, райдер с 20-летним стажем Эдуард Башков.
В детстве, лет с девяти, я занимался горнолыжным спортом. Потом решил продолжить и сейчас руковожу «Адреналином».
Сноуборд — очень индивидуальный вид спорта. Пробуют им заниматься многие, но процент оставшихся низок.
Когда ты катишься с большой высоты или совершаешь прыжок на трамплине, то просто наслаждаешься моментом.
Все падают. Есть специальная техника падения, и если её соблюдать, то всё обойдётся благополучно. Но случаются и серьёзные травмы. У нас один мужчина ломал коленный сустав на горных лыжах. Он на большой скорости неправильно вошёл в поворот, отстегнулась лыжа на одной ноге, и именно эта нога пострадала при падении. На сноуборде самое страшное происшествие — сломанный большой палец на руке. Парень изучал трюк и неправильно приземлился. Это самые тяжёлые травмы, которые случились у нас за пять лет работы.
Спуск в Печоре существует уже давно, лет 40, наверное. Он длиной порядка 250 метров и находится на левом берегу реки Печора. Раньше тут располагалась секция, в которой занимались ребята лет до 18. Сейчас же мы открыты для всех желающих, независимо от возраста.
Уровень республиканского катания неплохой. До российского не хватает совсем чуточку. До европейского, мирового, конечно, не дотягиваем, но это ситуация характерна вообще для страны. Ведь у нас и горные лыжи, и сноубординг — это очень молодые дисциплины. Но уровень растёт, причём как в стране, так и в Коми. А в Печоре с 2009 года, как мы открыли «Адреналин», заметно, что и спортсменов всё больше, и катают они всё лучше.
В последние годы мы вышли на определённый стандарт по количеству райдеров. Дальше расти невозможно по объективным причинам: город у нас небольшой и новым людям просто взяться неоткуда.
Моё мнение: нужно создавать секции. Сейчас модным стал фристайл, но при этом, по моим данным, в республике нет ни одной школы сноубординга. Что делают ребята: они сами покупают доски, сами идут на склон и сами катают. Но чтобы поднять уровень, необходим тренер, желательно, чемпион с регалиями. А это проблематично, потому что кто поедет в глубинку из центральной полосы?
Уровень наших спортсменов вырастет, когда кто-нибудь из местных ребят, уехавших в молодости, вернётся обратно в Коми. Такой человек должен будет организовать школу, и тогда мы сможем конкурировать с лучшими райдерами страны.
В ближайшие годы зимние экстремальные виды спорта в Коми должны набрать большую популярность. Всё-таки мы живём на Севере, у нас большую часть года лежит снег, и где, как не здесь, им развиваться? Тем более, что сейчас экстрим вошёл в моду.
Алексей Боровенков
Фото из личного архива Эдуарда Башкова