Вадим Самойлов — музыкант, фронтмен одной из самых значимых групп в русской рок-музыке «Агата Кристи», на данный момент сольный исполнитель и саунд-продюссер. Мы поговорили с Вадимом о главных альбомах «Агаты Кристи», ситуации на музыкальном рынке, а также о славе в Интернете.
— Чем обосновано временное воссоединение «Агаты Кристи»?
— Когда мы разбегались в 2010 году, мы сделали это, что называется, «по-живому». Ситуация была нервозная, у нас были очень сложные взаимоотношения с братом, и мы решили больше не портить друг другу нервы. Сейчас мы подостыли: Глеб запустил свой проект (группа The Matrixx — прим. авт.), я начал делать свою музыку и, в принципе, мы подошли к тому, что можем вновь сыграть вместе. Тем более что предложения по концертам группе «Агата Кристи» всё сыпались и сыпались, и становились всё крупнее и крупнее, ну а когда они уже перевалили за приличные рамки, мы согласились (улыбается). И сейчас востребованность в артистах «рок-н-рольного» толка снова подросла: люди охотно ходят на концерты рок-групп, оттого нас и зовут всё время в тур. Но пока мы сподобились только на два выступления.
Я, в принципе, никогда не зарекался, что «Агаты Кристи» не будет совсем. С моей точки зрения, группа существует, когда она производит на свет что-то новое, и в этом смысле «Агата Кристи» не возрождается — ничего нового на свет она не производит. Поэтому мы подчёркиваем, что эти концерты называются «ностальгическими». Они для тех людей, которые до сих пор любят и слушают наши песни и хотели бы услышать их вживую. А раз люди хотят, почему бы этого не сделать?

— Какой альбом «Агаты Кристи» вы считаете знаковым в истории группы?
— Для нас все альбомы родные, но могу сказать как музыкант и саунд-продюссер, по тому, как всё получилось в итоге, мой любимый альбом, наверное, «Ураган». По слову, по звуку, по концепту это наиболее близкая мне работа. Хотя я его едва выделяю — при подготовке к концертам я собирал трек-лист, переслушивал очень много наших записей и могу сказать, что группа «Агата Кристи» была очень достойным коллективом. Если покопаться, можно ещё много интересного найти. А вообще, классика это «Позорная звезда», «Опиум» и «Ураган» — эти три альбома, собственно, создали ту самую «Агату Кристи», которая и была так бешено популярна в своё время.

— Вы слушаете сольные работы Глеба?
— Иногда слушаю, но, скажем так, специально не изучаю. Когда его песни появляются в средствах массовой информации, рассылке, мне становится любопытно. Глеб по-прежнему талантливый автор и у него есть талантливые песни. Даже если идеологически они мне не близки, то как художник он мне нравится. У него полно остроумных и очень прикольных решений, то есть как композитор и поэт он продолжает быть значимым, результативным человеком. Но вот содержание песен вызывает у меня вопросы. Ну, собственно, по этой причине мы сейчас и существуем раздельно в творческом плане.
У Глеба есть такой боевик «Без головы». Эта песня очень живая, там использована почти тарантиновская тема, и образный ход мне понравился. Она более осознанная, нервная. Есть песни, которые для меня совсем абстрактно звучат, а эту вещь я воспринимаю как глубоко личную от Глеба. Она очень депрессивная, но притом в ней есть та самая лёгкость, которой всегда славилась «Агата Кристи». Побольше бы ему таких песен! (улыбается)

— Как можно попасть к вам на мастер-класс?
— Я бы назвал это скорее творческой консультацией. Всё просто: группы присылают мне свои фонограммы либо концертные съёмки, я их слушаю, а потом мы по скайпу или иначе беседуем с группой: обсуждаем их творчество, я делюсь впечатлениями, выделяю сильные и слабые стороны.
Меня часто приглашают в жюри региональных рок-фестивалей: был в Смоленске, Сергиевом-Посаде, сейчас вернулся из Севастополя и Симферополя, но мы уже там сами инициировали два небольших фестиваля. Везде и всем желающим общаться я просто оставляю свой ящик, куда люди присылают работы. Если говорить о московских группах, то параллельно мы можем даже предложить недорогую запись.
Моя мечта заключается в том, чтобы была такая студия звукозаписи, а-ля рок-клуб, где запись для музыкантов была либо бесплатной, либо совсем дешёвой, и чтобы здесь образовалась тусовка, которая всё это создаёт. Мы хотим, чтобы это была не просто студия, а настоящий молодёжный центр, в котором можно было бы делать абсолютно всё: и музыку, и видео, и тому подобные вещи.
— Какой материал сейчас актуален на российской музыкальном рынке?
— Состояние российского музыкального рынка сейчас такое, что на нём ничего не актуально. На нём присутствует всё одновременно, даже если говорить про субкультурную музыку. В одном рок-направление есть и рок-н-ролл, и панк, и смешивание с хип-хопом, и так далее. То есть, тренд заключается во «фьюжене» (смешении — прим. ред.) как таковом. Но, наверное, есть некая резкость в связи с ускорением мира, потому сама энергетика музыки сейчас более активная, более продвинутая, дерзкая, как и у всей молодёжи. Дерзость в творчестве приветствуется, так как из неё в процессе могут появиться новые музыкальные идеи.
Просто сейчас, как мне кажется, есть некий «бульон», в котором всё варится и из которого на поверхность спустя три-четыре-пять лет начнут всплывать действительно значимые достижения.

— Как вы относитесь к срывам концертов православными активистами?
— Я не приветствую никакие радикальные выходки любых групп людей. Тем более, если говорить о православных активистах, то не надо так буквально понимать «дьявольщину». На самом деле, Мэрлин Мэнсон (пусть с их точки зрения он выглядит чудовищно) по сути своего творчества, по текстам, по затрагиваемым вопросам — в большей степени религиозный артист! (улыбается) Он поёт о тех вещах, которые беспокоят человека: о грехе и добродетели внутри, о добре и зле. Да, к сожалению, многих его внешний вид отталкивает, но ничего страшного в этом нет.
Такие вещи в обществе просто так не проходят, ведь нельзя дать команду и все проснутся. Капля за каплей, год за годом мышление людей меняется, толерантность развивается. Пройдёт какое-то время, и всё это потихонечку устаканится. Сейчас, как вы видите, большой накал в обществе. Куда двигаться? Где эта национальная идея? И все отстаивают то, что им дорого, и отстаивают агрессивно, жёстко. Но это лишь исторический период, который мы должны пережить. Хотя, конечно, плохо, что концерты отменяются.
— Реально ли артисту прославиться через Интернет?
— Один вопрос прославиться, другой — стать любимым исполнителем. Прославиться можно, показав голую ж***у. А стать любимым артистом можно, только если делать талантливую музыку и нести словом что-то задевающее всех. Если этого нет, то голая ж***а не поможет.
Важно всегда понимать, что есть сам процесс: пиар-ходы и прочее, и это на короткое время, действительно, может дать вспышку. Но если нет внутреннего содержания, то слава моментально рушится.
Поэтому можно раскрутиться через Интернет, но при условии, что ваши экстравагантные пиар-ходы будут подкреплены настоящим, правильным содержанием творчества.

Александр Мигурский
Фото взято с ресурсов Вадима Самойлова