Предложение о создании единого республиканского центра медиации, который бы аккумулировал положительный опыт разрешения сложных ситуаций и служил поддержкой для специалистов-практиков, прозвучало на первом республиканском форуме «Мир без конфликтов: развитие школьной медиации».
Первый республиканский форум собрал в сыктывкарской школе №36 более 100 педагогов, психологов и старшеклассников со многих школ и районов Коми. Программа форума была ориентирована на совместную работу детей и взрослых. Открыла мероприятие министр образования и науки Республики Коми Наталья Якимова, которая в диалоге со школьниками рассказала о важности развитой системы школьной медиации. Старшеклассники признались, что в случае конфликта они могут обратиться к другу, к учителю, к родителям, к классным руководителям.
«Но бывает, что все вышеперечисленное останавливает. К тому тогда обратиться? В Коми работают 232 службы медиации. Поднимите руку, кто обращался туда? Один человек из всего зала… Вот и задача нашего сегодняшнего форума – понять, где мы находимся в части службы медиации, проанализировать и, самое главное, выстроить план работы, чтобы эти службы работали», — отметила Н. Якимова.
Она добавила, что было бы замечательно собрать ребят на профильную смену в «Гренаде» или «Академии юных талантов», где можно было бы плотно поработать над темой развития школьной медиации.
В своем выступлении Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми Татьяна Козлова отметила, что еще в 2022 году совместно с Ассоциацией детских общественных объединений Коми прошел республиканский семинар «Добрый диалог» по запуску и работе в регионе детских служб примирения.
«По желанию детей в Сыктывкар приехала школьная служба примирения «ОБИДКА» из Самарской области — и в первый раз на базе Коми республиканского института развития образования прошло обучение детей, педагогов и родителей азам примирительных технологий. Конечно, мы все медиаторами не стали, но поняли, что знания помогают разрешать конфликты, не допускать их развития и быть полезными окружению, которое нуждается в нашей помощи», — отметила Т. Козлова.
Детский омбудсмен обратила внимание что в Коми необходим республиканский центр по медиации, который в том числе, откроет возможность для диалога и обогащения опытом всех участников системы.
Руководитель отделения Центра медиации при Российском союзе промышленников и предпринимателей Наталья Изъюрова озвучила проблемы, которые мешают развитию школьной службы медлиации. Среди них – отсутствие единообразия подхода в организации школьных служб примирений, что сдерживает специалистов, потому что неправильный шаг в медиации может привести к более серьезным последствиям.
Еще одна большая проблема – обучение медиации не практиками, а теоретиками, которые в своей жизни не разрешили ни одну сложную ситуацию. Препятствует разивитию службы примирения и то, что медиацией занимаются специалисты, которые не имеют должной квалификации, а руководство школы закрывает на это глаза. Ну и была и остается проблема формального подхода, когла процедура примирения проводится для «галочки».
«Иногда процедура примирения в школах проводится только для отчетов – и этот формальный подход вселят отрицательные моменты в сознание детей. Никогда не забуду реакцию одного мальчика, который мне сказал, что медиация — это пустая трата времени. Его вызывали к директору и для отчета провели процедуру медиации с учителем-предметником», — поделилась она.
Спикер попросила педагогов и психологов не закрывать глаза на детей, которые прошли обучение подходам медиации и хотят помогать. К сожалению, случаи, когда взрослые не хотят поддерживать юношеские инициативы есть, и это страшно, обратила внимание спикер.
«Поддерживаю идею Татьяны Анатольевны Козловой о создании единого центра в Коми, который бы периодически поддерживал всех специалистов региона. Если смотреть в масштабах республики, то нужно поставить вопрос о создании рабочей группы , потому что вопросы возникают в том числе и о единообразии подходов, чтобы исключить правовые последствия», — обратила внимание она.
Н. Изъюрова напомнила, что школьная служба примирения – это команда взрослых и детей, которые работают вместе, не перекладывая ответственности друг на друга. В таком подходе система действительно будет развиваться.
В рамках первого форума по развитию школьной медиации в Коми прошли форсайт-сессии на тему перспектив и возможностей развития школьных служб примирения, мастер-классы для психологов и педагогов, работающих в этом направлении, квесты и игры для школьников и другие мероприятия.