Должны ли мальчики и девочки учиться раздельно?

Нужно ли раздельное обучение в школах? Ухтинец Евгений Карпаев, который занимается военно-патриотическим и спортивным воспитанием детей, уверен, что мальчики и девочки должны быть в разных классах и на уроках не пересекаться. «Твоя Параллель» публикует его доводы. Свое мнение вы можете высказать в комментариях.

Наше общество чрезмерно «обабилось» в последние десятилетия. С этим не согласится разве что дурак да либерал (последний, кстати, тоже утратил половую идентификацию, поскольку люди, поддерживающие представителей ЛГБТ, уже одной ногой в этой чудной компании). Вздохами и кривым юмором на тему «настоящих мужиков не осталось» переполнены не только кухонные беседы, но и глобальная сеть. И ведь подобным тезисам уже не год, не пять, и даже не десять лет.

В чем же причина этой проблемы? Быть может, в том, что в 90-е резко выросло количество матерей-одиночек, растящих сыновей без отцов? Или виновата пресловутая западная эмансипация, из-за широкой пропаганды которой женщины разных возрастов вдруг принялись бравировать своей самодостаточностью и независимостью, унижая тем самым представителей сильного пола?

Увы, это всего лишь следствие. Первопричина, десятилетиями подтачивавшая истинное равновесие полов, кроется во вполне, казалось бы, безобидном повсеместном явлении, а именно – в смешанном обучении. Представляю количество критики, которое обрушится на человека, посмевшего выразить подобное предположение. Но все же продолжу.

Знакома ли вам ситуация, когда «тихий троечник», с горем пополам освоивший девять классов школы, поступив в техникум вдруг «расправляет крылья» и начинает, без преувеличения, хватать звезды с неба, поражая преподавателей глубиной и живостью мышления? С ходу могу насчитать с пяток таких мужчин среди знакомых. Все они склонны винить школьных преподавателей, не сумевших раскрыть их потенциал. А, между тем, покинув школьные стены, молодой человек оказался в сугубо мужском коллективе (имею в виду технические специальности), где уже ничто не отвлекает его от учебного процесса.

По этой же причине живет еще в народе поговорка: «Армия сделала из него мужчину». Не в армии ведь дело, а в мужской среде, где нет места пытливому женскому взгляду и колким насмешкам. Зато есть дух истинного соперничества. Конечно, стыдно завершать марш-бросок в числе последних, но это стимул для роста. А финишировать после хотя бы одной девочки (что не редкость на уроках физкультуры в школе) это не просто стыдно, для мальчика, это – унизительно. И противоречит его природе. И развивает в юном мужчине комплекс собственной неполноценности (ведь мальчикам с детства внушают, что сильный пол именно они).

DSC_2630

Так задумано Создателем, что мужская и женская природа отличаются. Это и не хорошо, и не плохо. Это просто есть. Вот как в задаче существует некое условие, и для верного ее решения необходимо отталкиваться от того, что «Дано». В нашем случае условие прозвучало бы так: «Дано несколько мальчиков и несколько девочек. Задача состоит в том, чтобы имеющиеся в наличии мальчики за школьные годы не растеряли мужественность, а упомянутые девочки по истечении определенного количества лет не ныли о том, что «мужиков не осталось». Решение лежит на поверхности: разделить тех и других на время учебного процесса.

Наши предки в этом вопросе были гораздо умнее нас: в России обучение было раздельным до 1918 года. «Исправил» это комиссар просвещения Луначарский (кстати, тот самый товарищ, который выкинул из русского алфавита несколько «ненужных» букв, что отразилось на качестве образного мышления новых поколений). Однако в 30-е годы негативные последствия «бесполого» обучения уже стали заметны, и потому правительство во главе со Сталиным вернуло в школы разделение. Гендерный принцип образования существовал, пока был жив вождь, а в 1954 году классы снова смешали. Результатами этого чудовищного эксперимента мы сейчас «наслаждаемся» в полной мере.

Об идее раздельного обучения вновь заговорили где-то с четверть века назад педагоги-новаторы, такие как Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Михаил Щетинин, Владимир Базарный. Последователи методики Базарного в одной из школ Красноярского Края реализовали гендерный принцип обучения и получили беспрецедентные результаты: количество отличников в раздельных классах выросло до 60%!

Личность формирует среда. В смешанных классах мужские природные задатки (такие как тяга к риску, состязательность, испытания на силу и волю духа) за ненадобностью попросту нивелируются. Если новорожденного орленка отдать на воспитание в курятник, птенец вырастет, считая себя курицей. А от орла в лучшем случае ему останется только агрессия (за которую эти же куры его и заклюют).

DSC_2625

К счастью, общество наше не совсем безнадежно, именно поэтому в последнее время огромной популярностью пользуются кадетские классы. А некоторые российские школы пошли еще дальше: раздельное обучение они сделали основным своим принципом. Подобных учебных заведений в нашей стране уже более семисот. Они встречаются не только в столице, но и на периферии. В их защиту говорит также и то, что Русская Православная Церковь приветствует и всячески поддерживает принцип гендерного обучения.

Речь ведь не идет о полной изоляции мальчиков от девочек. Ничто не препятствует общению школьников во время перемен и внеклассных мероприятий. Однако гендерный принцип образования, безусловно, пойдет на пользу учебному процессу (особенно в случае с подростками). Согласитесь, во время урока в глазах школьника должен вспыхивать интерес к предмету, а не огонек нереализованных гормонов. Какому родителю хочется, чтобы его дочь, отвечая у доски, была объектом вожделения подрастающих мужчин класса? Также стоит отметить, что мальчики и девочки, обучающиеся раздельно, по отношению друг к другу ведут себя гораздо скромнее, чем их сверстники из смешанных классов.

Дети – это наше будущее. Какое будущее нам уготовано зависит во многом от нас. Принцип раздельного обучения годами демонстрировал свою высокую эффективность и не только в предположениях педагогов-новаторов, но и на практике. Может, пришло время вернуться к истокам? Тем более что распределение детей в гендерные классы абсолютно не затратно. В конце концов, мальчики и девочки рождаются для разных жизненных задач, и учиться решать эти задачи им будет легче в родственной своей природе среде.

DSC_8195

Также Евгений Карпаев приводит мнение психолога Арины Абабиной:

Первое впечатление, как и у большинства обывателей – НЕТ! Ни в коем случае! Мы учились все вместе, все у нас было хорошо. Каменный век — разделять детей по половому признаку. Это, наверно, страх нового, неизвестного, необычного, новаторского…

Пытаюсь найти аргументы, почему «нет». И нахожу только один (довольно весомый) – дети в школе учатся ролевому взаимодействию, полоролевому поведению. Разделить детей по гендерному признаку в школе, значит лишить их возможности активного общения с противоположным полом, базового опыта, что, в свою очередь, может затруднить дальнейшие коммуникации в подростковом и юношеском возрасте.

Этого мало для окончательного решения. Ищу научные исследования по данной теме. И вот что интересно, много положительного, оказывается, приносит раздельное обучение:
— оптимизация самооценки детей;
— снижение уровня тревожности;
— повышение мотивации достижения успеха;
— снижение агрессивности (за счет отсутствия противоположного пола и необходимости «держать лицо», страха насмешек или оценивания);
— возможность учета неравномерности развития мальчиков и девочек;
— ориентация на «мужской» или «женский» тип восприятия информации и особенности мышления.

Однако стоит отметить, что все эти плюсы нивелируются к восьмому году обучения, и нарастает психосексуальная напряженность, видимо, связанная с отсутствием возможности достаточного общения с противоположным полом, что в значительной степени снижает успешность обучения.

DSC_2620

Итак, соединим все плюсы и минусы:
1) Девочки и мальчики различны по способам восприятия информации, скорости ее переработки, пластичности мышления. Следовательно, при раздельном обучении педагог-новатор сможет подобрать наиболее эффективные способы подачи информации по гендерному признаку (если, конечно, захочет).
2) Даже при раздельном обучении дети должны иметь возможность общения и взаимодействия с противоположным полом, поэтому в таких классах необходимы совместные уроки, способствующие отработке навыков полоролевого поведения.
3) К восьмому году обучения, после спада остроты пубертатного кризиса, необходимо воссоединение классов для снижения психосексуальной напряженности и возможности активного общения подростков с противоположным полом (запретный плод сладок).

В качестве примера также приведу выдержку из статьи, описывающей исследования практики раздельных классов:

Класс мальчиков

Класс девочек
Высокий темп подачи материала Размеренный темп урока
Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации Достаточное количество повторений для усвоения
Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых задач Дозирование объема и разнообразия новой информации
Большое количество нестандартных, логических заданий Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями
Минимизированное количество повторений пройденного материала Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению
Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике
Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь
Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память
Подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом  Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы

Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий раздельное обучение будет весьма и весьма полезно для современных детей, а главное эффективно.

Для объективности «Твоя Параллель» решила взять комментарий у другого специалиста. Вот что нам ответила психолог Юлия Першукова:

В любом подходе к обучению есть свои сильные стороны и слабые. Если говорить о раздельном обучении мальчиков и девочек, то как сильную сторону можно обозначить использование только женской или только мужской психологии. Преподавателю надо будет учитывать особенности только одного пола, а это облегчает построение и ведение процесса обучения, но больше для учителя, чем для детей. Следующей сильной стороной можно обозначить включение дополнительных предметов для класса девочек, например, светский этикет, кулинария, и для класса мальчиков, например, фехтование.

DSC_2624

С другой стороны, этим мы как будто ограничиваем детей в том, чтобы заниматься тем, что нравится, но является занятием не его пола. Мягко переходя к слабым сторонам раздельного обучения следует отметить, что при раздельном обучении дети не учатся грамотному взаимодействию с противоположным полом, нет возможности отрабатывать навыки общения под присмотром взрослого человека, а соответственно, это будет происходить стихийно.

Другой минус в том, что у детей нет возможности наблюдать разные модели поведения – как ведут себя разные мальчики по отношению к себе, к девочкам и другим людям. Взрослому всегда стоит помнить, что школа – это проигрывание, репетиция взрослой жизни. Если мы предполагаем, что во взрослой жизни ребёнок будет функционировать в обществе как мужчин, так и женщин, то стоит учить его этому, начиная уже с детского сада и продолжая в школе.

Подготовил Илья Баканов

Фото Ирины Кнутас

  1. «При раздельном обучении дети не учатся грамотному взаимодействию с противоположным полом» — заключила девушка- психолог. Интересно, грамматно ли поступали праотцы, позволяя воспитывать мальчиков на женской половине дома до пяти лет? Затем будущий воин проходил обряд » посажения на коня» и уходил на мужскую половину, где он редко встречался даже с матерью. Или были неграмотные кадеты царской армии в своем поведении с девушками? Когда на уровне инстинкта закладывалось то, что нужно вставать при появлении женщины! Девушка сама чьё ухаживание предпочла бы, царского кадета, или современного тинейджера? Наши министерства всё ищут какие- то инновации в образовании, перенимают западный опыт, мониторинги, егэ и прочая чушь. Спорить можно долго о методах, только судить нужно по результату. А выдумывать ничего не надо, нужно вспомнить просто опыт предков, мудрее их всё равно сейчас никого нет.

  2. ага, только все эти бурсы, семинарии да гимназии с однополым воспитанием были что ни на есть рассадником гомосексуализма. читайте классиков.

  3. Я прям вижу средневековую Русь, погрязшую в педерастии! Девушка, не бросайтесь в крайности! Ни кто не предлагает детей по разным островам развозить! Почитайте лучше повнимательней статью!

  4. Жень..может проблеммами посёлка все таки заняться??!!. Жкх , дороги — никто не отменял эт заботы.

  5. Ну допустим, в школе дети отдельно, вышли и пришли на секции, а там оп и все вместе,и мальчики, и девочки…лучше в школе как раньше уроки труда, девочкам- рукоделие, приготовление пищи, мальчикам- умение держать инструменты и уметь их в хозяйстве применить,если уж половина мальчиков только мамами воспитывается), и возвращаясь к раздельному обучению, почитайте о нем внимательней, девочки гуляли по одной стороне улицы, мальчики по другой и все это контролировалось жандармами),а про современное раздельное обучение за границей, в основном такие школы элитные и там в принципе невозможно плохо учиться, а так отдельное спасибо за » пересвет»)

  6. «Проблеммами посёлка» занимаемся (хоть это и не наша забота, а профильных ведомств). То что годами было запущено, за пару месяцев не разгрести. Но,тем не менее, яму на дороге можно залатать, мусор заставить вывезти, а вот потерянные поколения, в плане воспитания, вот это проблемма, жаль многие этого не понимают..

  7. «У Пересвета» немного другие задачи мне кажется, воспитание некого патриотизма, мужествености, силы духа и т.д.что очень хорошо,а систему образование вам не поменять)и не нужно, возвращат ься к истокам нужно в плане морали)

  8. Господа, читайте внимательней. Никто не говорит о том, что мальчиков и девочек нужно друг от друга изолировать: перемены, внеклассные мероприятия — все совместно. Про жандармов — я вообще паццталом. А вот разделить на время УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — это дело. Кстати, гендерные школы в Германии — редкие (пальцев одной руки хватит пересчитать), элитные и очень недешевые. То есть даже в «просвещенной гейропе» растить из детей полноценных женщин и мужчин — привилегия богатых. Что мешает сделать это нам? Затрат — никаких. А показатели успеваемости в таких классах — в разы превышают смешанные. В Москве есть такие гимназии, и именно по причине чрезвычайной эффективности в них конкурсы — как в МГУ. Загуглите. Все в открытом доступе.

  9. Да и, кстати, недоразвитая во многих планах молодежь — это тоже проблема поселка. В статье почему-то не сказано, но и женщин настоящих сейчас днем с огнем не сыщешь: некоторым вон под тридцатку, а они готовить не умеют, но принца ждут. Нахрена они нужны?! Как показывает практика, принцы регулярно кушать хотят.
    А как выражаются наши дамы, вы слышали? Что сейчас способно вогнать женщину в краску, когда она на трехэтажный мат отвечает пятиэтажным? Это тоже результат совместной среды: чувство стыда нынче в жутчайшем дефиците.

    А школа с раздельным образованием, что называется, снимет сливки. В такую школу будут возить детей с города. Это вопрос не только высокой успеваемости, но и престижа учебного заведения. При этом, повторюсь, затрат никаких.

  10. Раз Евгений Карпаев из Ухты, а если загуглить, то с пгт. ВОДНЫЙ,ему и карты в руки! Там же вопрос со стационаром так и завис, чем не здание для размещения подобного рода заведения??? От города не далеко, здание привести в соответствие с нормами и вот вам пожалуйста — и здание спасете и объект, как мне кажется, имеющий огромное социальное значение не только для поселка, города, но для всей республики, заимеете. И «Пересвет» там, что называется «в елочку»! Надо выходить на руководство республики и предлагать этот проект! Воспитанная, знающая свою историю, любящая свою Родину молодежь — вот что спасет нашу страну, республику, поселок!

    • А, может, не стоит все в одну кучу лепить? Пусть больница будет больницей, а школа школой. И в том, и в другом у поселка есть потребность. Вопрос только в финансировании. Но бюджетные деньги не Карпаев пилит.

      • А с чего вы взяли что больница будет больницей? На содержание этого здания денег нет, на ремонт денег нет, на то чтобы перевести поликлинику в это здание денег нет. Все! Забудьте про то, что это больница, единственный шанс спасти здание и не превратить его в здание начальной школы — это проект, который будет интересен и актуален в республике! И речь не идет о том, чтобы в здание перенести школу или забрать ее функционал! Я имею ввиду иную форму образования детей, форма которая учит не запоминать даты исторических событий, но развивающая ребенка духовно и физически, воспитывать понятия чести, совести, достоинства, любви к Родине. На выходе должна получится личность, которая считает своим долгом участие в судьбе страны, как минимум для мальчиков это служба в армии, для девочек — создание семьи и рождение детей.

  11. предположим поток 20 мальчиков и 3 девочки, как быть??? потом — нет девушек женственных, а так женственность прямо попрет, учтите, что улицу никто не отменял — тот же трехэтажный, а в совместном классе мальчики учатся ухаживать за девочками, те же стулья поднять, мусор помочь вынести. Не забывайте, что основное воспитание идет из семьи, если родители выражаются, то и ребенок (мальчик/девочка) воспринимает это как норму, если отец — образец мужества, то и сын на него похож, если мать — хозяйка, то и дочь возьмет с нее пример…

  12. Кто не согласен с вашим мнением тот ДУРАК??? лихо хватили, вот я не согласен, видел Ваш опрос в КОМИИНФОРМ, так там 80% дураки, а остальные умные и рассудительные, как ВЫ!!!

  13. Согласитесь, во время урока в глазах школьника должен вспыхивать интерес к предмету, а не огонек нереализованных гормонов. Какому родителю хочется, чтобы его дочь, отвечая у доски, была объектом вожделения подрастающих мужчин класса? Выноска из статьи…. Ну не бред ли?, если влюбится ребенок, то все равно будет витать в облаках, а ваша дочь не может стать объектом вожлеления не одноклассника, а вообще посторонего человека, которы й будет на нее смотреть, например на той же секции? Опять повторюсь, раздельно только уроки труда)

  14. Друзья, а может стоит сначала сменить руководство школы, а потом рассуждать о реформах…я очень извиняюсь, но кто нибудь из присутствующих знает директора СОШ №14 — это же цербер в юбке, ей для полного образа только ошейника и намордника не хватает. ни чувства такта, ни грамотности, одни амбиции, чуть что не по ней ответ один — не нравится, можете ехать в ухту!!! по вашему это нормально, это чтож за руководитель, который родных учеников поганой метлой со школы гонит…? может она в ухте поработает, раз к ней столько претензий? по мне так у нее нет ни сердца, ни стыда, ни совести… а свита ее? на линейках выступает учитель русского языка — очень интересно, как она с такой речью детей литературе обучает??? (к Ж.А. Лелеке претензий нет) а вообще, вы наверно не в курсе, что с этого года открывается экспериментальный класс — вот где детям жизнь то поломают, поузнавайте… родителям, которые против данного эксперимента была брошена все та же фраза про ухту, хотя в самой системе сказано, что обязательным условием для начала работы данной системы является согласие родителей!!! прошу прощения если не по теме — НАКИПЕЛО!!!

  15. РОДИТЕЛЬ,А что вы здесь то об этом кричите?, давайте щас всех пообсуждаем, мне вот ваще не нравятся веганы, мужики с длиными по пояс волосами, и я атеист)

    • Я всего лишь высказываю свое мнение, как все тут присутствующие. причем, извиняюсь, что не по теме. но руководство школы в такой теме все равно не обойти, вот и предлагаю решать проблемы по мере поступления.

  16. Родитель, про экспериментальный класс соглашусь, опыт печальный, с детьми психологи работали, против этого и нужно дружно проголосовать и не допустить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *