Нужно ли раздельное обучение в школах? Ухтинец Евгений Карпаев, который занимается военно-патриотическим и спортивным воспитанием детей, уверен, что мальчики и девочки должны быть в разных классах и на уроках не пересекаться. «Твоя Параллель» публикует его доводы. Свое мнение вы можете высказать в комментариях.
Наше общество чрезмерно «обабилось» в последние десятилетия. С этим не согласится разве что дурак да либерал (последний, кстати, тоже утратил половую идентификацию, поскольку люди, поддерживающие представителей ЛГБТ, уже одной ногой в этой чудной компании). Вздохами и кривым юмором на тему «настоящих мужиков не осталось» переполнены не только кухонные беседы, но и глобальная сеть. И ведь подобным тезисам уже не год, не пять, и даже не десять лет.
В чем же причина этой проблемы? Быть может, в том, что в 90-е резко выросло количество матерей-одиночек, растящих сыновей без отцов? Или виновата пресловутая западная эмансипация, из-за широкой пропаганды которой женщины разных возрастов вдруг принялись бравировать своей самодостаточностью и независимостью, унижая тем самым представителей сильного пола?
Увы, это всего лишь следствие. Первопричина, десятилетиями подтачивавшая истинное равновесие полов, кроется во вполне, казалось бы, безобидном повсеместном явлении, а именно – в смешанном обучении. Представляю количество критики, которое обрушится на человека, посмевшего выразить подобное предположение. Но все же продолжу.
Знакома ли вам ситуация, когда «тихий троечник», с горем пополам освоивший девять классов школы, поступив в техникум вдруг «расправляет крылья» и начинает, без преувеличения, хватать звезды с неба, поражая преподавателей глубиной и живостью мышления? С ходу могу насчитать с пяток таких мужчин среди знакомых. Все они склонны винить школьных преподавателей, не сумевших раскрыть их потенциал. А, между тем, покинув школьные стены, молодой человек оказался в сугубо мужском коллективе (имею в виду технические специальности), где уже ничто не отвлекает его от учебного процесса.
По этой же причине живет еще в народе поговорка: «Армия сделала из него мужчину». Не в армии ведь дело, а в мужской среде, где нет места пытливому женскому взгляду и колким насмешкам. Зато есть дух истинного соперничества. Конечно, стыдно завершать марш-бросок в числе последних, но это стимул для роста. А финишировать после хотя бы одной девочки (что не редкость на уроках физкультуры в школе) это не просто стыдно, для мальчика, это – унизительно. И противоречит его природе. И развивает в юном мужчине комплекс собственной неполноценности (ведь мальчикам с детства внушают, что сильный пол именно они).

Так задумано Создателем, что мужская и женская природа отличаются. Это и не хорошо, и не плохо. Это просто есть. Вот как в задаче существует некое условие, и для верного ее решения необходимо отталкиваться от того, что «Дано». В нашем случае условие прозвучало бы так: «Дано несколько мальчиков и несколько девочек. Задача состоит в том, чтобы имеющиеся в наличии мальчики за школьные годы не растеряли мужественность, а упомянутые девочки по истечении определенного количества лет не ныли о том, что «мужиков не осталось». Решение лежит на поверхности: разделить тех и других на время учебного процесса.
Наши предки в этом вопросе были гораздо умнее нас: в России обучение было раздельным до 1918 года. «Исправил» это комиссар просвещения Луначарский (кстати, тот самый товарищ, который выкинул из русского алфавита несколько «ненужных» букв, что отразилось на качестве образного мышления новых поколений). Однако в 30-е годы негативные последствия «бесполого» обучения уже стали заметны, и потому правительство во главе со Сталиным вернуло в школы разделение. Гендерный принцип образования существовал, пока был жив вождь, а в 1954 году классы снова смешали. Результатами этого чудовищного эксперимента мы сейчас «наслаждаемся» в полной мере.
Об идее раздельного обучения вновь заговорили где-то с четверть века назад педагоги-новаторы, такие как Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Михаил Щетинин, Владимир Базарный. Последователи методики Базарного в одной из школ Красноярского Края реализовали гендерный принцип обучения и получили беспрецедентные результаты: количество отличников в раздельных классах выросло до 60%!
Личность формирует среда. В смешанных классах мужские природные задатки (такие как тяга к риску, состязательность, испытания на силу и волю духа) за ненадобностью попросту нивелируются. Если новорожденного орленка отдать на воспитание в курятник, птенец вырастет, считая себя курицей. А от орла в лучшем случае ему останется только агрессия (за которую эти же куры его и заклюют).

К счастью, общество наше не совсем безнадежно, именно поэтому в последнее время огромной популярностью пользуются кадетские классы. А некоторые российские школы пошли еще дальше: раздельное обучение они сделали основным своим принципом. Подобных учебных заведений в нашей стране уже более семисот. Они встречаются не только в столице, но и на периферии. В их защиту говорит также и то, что Русская Православная Церковь приветствует и всячески поддерживает принцип гендерного обучения.
Речь ведь не идет о полной изоляции мальчиков от девочек. Ничто не препятствует общению школьников во время перемен и внеклассных мероприятий. Однако гендерный принцип образования, безусловно, пойдет на пользу учебному процессу (особенно в случае с подростками). Согласитесь, во время урока в глазах школьника должен вспыхивать интерес к предмету, а не огонек нереализованных гормонов. Какому родителю хочется, чтобы его дочь, отвечая у доски, была объектом вожделения подрастающих мужчин класса? Также стоит отметить, что мальчики и девочки, обучающиеся раздельно, по отношению друг к другу ведут себя гораздо скромнее, чем их сверстники из смешанных классов.
Дети – это наше будущее. Какое будущее нам уготовано зависит во многом от нас. Принцип раздельного обучения годами демонстрировал свою высокую эффективность и не только в предположениях педагогов-новаторов, но и на практике. Может, пришло время вернуться к истокам? Тем более что распределение детей в гендерные классы абсолютно не затратно. В конце концов, мальчики и девочки рождаются для разных жизненных задач, и учиться решать эти задачи им будет легче в родственной своей природе среде.

Также Евгений Карпаев приводит мнение психолога Арины Абабиной:
Первое впечатление, как и у большинства обывателей – НЕТ! Ни в коем случае! Мы учились все вместе, все у нас было хорошо. Каменный век — разделять детей по половому признаку. Это, наверно, страх нового, неизвестного, необычного, новаторского…
Пытаюсь найти аргументы, почему «нет». И нахожу только один (довольно весомый) – дети в школе учатся ролевому взаимодействию, полоролевому поведению. Разделить детей по гендерному признаку в школе, значит лишить их возможности активного общения с противоположным полом, базового опыта, что, в свою очередь, может затруднить дальнейшие коммуникации в подростковом и юношеском возрасте.
Этого мало для окончательного решения. Ищу научные исследования по данной теме. И вот что интересно, много положительного, оказывается, приносит раздельное обучение:
— оптимизация самооценки детей;
— снижение уровня тревожности;
— повышение мотивации достижения успеха;
— снижение агрессивности (за счет отсутствия противоположного пола и необходимости «держать лицо», страха насмешек или оценивания);
— возможность учета неравномерности развития мальчиков и девочек;
— ориентация на «мужской» или «женский» тип восприятия информации и особенности мышления.
Однако стоит отметить, что все эти плюсы нивелируются к восьмому году обучения, и нарастает психосексуальная напряженность, видимо, связанная с отсутствием возможности достаточного общения с противоположным полом, что в значительной степени снижает успешность обучения.

Итак, соединим все плюсы и минусы:
1) Девочки и мальчики различны по способам восприятия информации, скорости ее переработки, пластичности мышления. Следовательно, при раздельном обучении педагог-новатор сможет подобрать наиболее эффективные способы подачи информации по гендерному признаку (если, конечно, захочет).
2) Даже при раздельном обучении дети должны иметь возможность общения и взаимодействия с противоположным полом, поэтому в таких классах необходимы совместные уроки, способствующие отработке навыков полоролевого поведения.
3) К восьмому году обучения, после спада остроты пубертатного кризиса, необходимо воссоединение классов для снижения психосексуальной напряженности и возможности активного общения подростков с противоположным полом (запретный плод сладок).
В качестве примера также приведу выдержку из статьи, описывающей исследования практики раздельных классов:
Класс мальчиков
|
Класс девочек |
Высокий темп подачи материала |
Размеренный темп урока |
Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации |
Достаточное количество повторений для усвоения |
Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых задач |
Дозирование объема и разнообразия новой информации |
Большое количество нестандартных, логических заданий |
Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями |
Минимизированное количество повторений пройденного материала |
Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению |
Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений |
Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике |
Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера |
Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь |
Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику |
Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память |
Подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом |
Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы |
Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий раздельное обучение будет весьма и весьма полезно для современных детей, а главное эффективно.
Для объективности «Твоя Параллель» решила взять комментарий у другого специалиста. Вот что нам ответила психолог Юлия Першукова:
В любом подходе к обучению есть свои сильные стороны и слабые. Если говорить о раздельном обучении мальчиков и девочек, то как сильную сторону можно обозначить использование только женской или только мужской психологии. Преподавателю надо будет учитывать особенности только одного пола, а это облегчает построение и ведение процесса обучения, но больше для учителя, чем для детей. Следующей сильной стороной можно обозначить включение дополнительных предметов для класса девочек, например, светский этикет, кулинария, и для класса мальчиков, например, фехтование.

С другой стороны, этим мы как будто ограничиваем детей в том, чтобы заниматься тем, что нравится, но является занятием не его пола. Мягко переходя к слабым сторонам раздельного обучения следует отметить, что при раздельном обучении дети не учатся грамотному взаимодействию с противоположным полом, нет возможности отрабатывать навыки общения под присмотром взрослого человека, а соответственно, это будет происходить стихийно.
Другой минус в том, что у детей нет возможности наблюдать разные модели поведения – как ведут себя разные мальчики по отношению к себе, к девочкам и другим людям. Взрослому всегда стоит помнить, что школа – это проигрывание, репетиция взрослой жизни. Если мы предполагаем, что во взрослой жизни ребёнок будет функционировать в обществе как мужчин, так и женщин, то стоит учить его этому, начиная уже с детского сада и продолжая в школе.
Подготовил Илья Баканов
Фото Ирины Кнутас