5 мая в России началось становление женского образования. В этот день в 1764 году Екатерина II подписала указ о создании Смольного Императорского воспитательного общества благородных девиц.
В мире
Мировое женское образование развивалось крайне медленно во многом по вине стереотипного мышления: статусом и правами «слабый пол» был обделен. Даже представительницы знатных родов и семей имели лишь фрагментарные знания. Дело сдвинулось с мертвой точки в Эпоху Возрождения, когда массы начали активно обсуждать этот вопрос. Но существенные реформы были приняты только в середине 19 века в Англии – открылись колледжи Джиртон, Королевский. Сразу же после этого началась волна литературных пародийных произведений на тему феминизма и равноправия полов. Эти существенные уколы и настороженность со стороны мужчин затормозили процесс приобщения женщин к знаниям – у них был доступ только к педагогической деятельности. Потребовалось существенное время, чтобы женщины смогли осваивать и полностью мужские дисциплины.
В России XVIII века
В указе Екатерины Великой ясно говорилось, что цель Смольного Императорского воспитательного общества благородных девиц — «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Императрица на своем опыте прекрасно понимала, как важно для девушек быть не только приложением к мужу, а цельной личностью.
Девочки с 6 лет находились на пансионном обеспечении в Смольном. Родители давали расписку, что до восемнадцати лет не будут вмешиваться в их обучение. Закрытость была необходима, чтобы отгородить воспитанниц от пагубной среды светского общества и множества соблазнов. Первоначально институт был рассчитан только на знать, но в последствии было открыто и отделение для мещан.
В расписание были включены не только гуманитарные предметы, но и естественнонаучные – арифметика и география. Большое внимание уделялось иностранным языкам. Светские манеры, рисование и танцы должны были помочь девушкам заново включиться в жизнь после окончания института. Уроки домоводства готовили их к замужеству. Екатерина предусмотрела все, чтобы воспитать женственных, грамотных и достойных барышней. Многие из них становились позже дворцовыми фрейлинами.

Смольный институт благородных девиц просуществовал до 1919 года.
В России XXI века
Сейчас словосочетание Институт благородных девиц несет в себе насмешку и издевку. Во многом это объясняется укоренившимися стереотипами о «женской логике», независимой женщине и прочей откровенной чепухой, распространяющейся в интернете.
Один из многочисленных пабликов в Вконтакте носит название «Институт благородных девиц». Больше 3 млн. подписчиков, причем не только девушек, но и молодых людей. Паблик активно пропагандирует образ, далекий от мечтаний Екатерины II.



«Твоя Параллель» провела опрос: чему стоит учить современных девушек, да и нужно ли вообще?



Как видим, современным девушкам некоторые дисциплины, преподаваемые в пансионах восемнадцатого века, точно не помешают.
Сейчас женщины по всему миру на равных условиях с мужчинами осваивают множество профессий. Именно благодаря прогрессивным идеям Екатерины II это стало возможным и в России.
Елизавета Морохина