Сегодня в рубрике «Музыкальный понедельник» анализируем творчество питерской команды Krec. И впервые группа не понравилась нашим комментаторам!
Шеф-редактор портала «Твоя Параллель» Алексей Боровенков:
Есть у Krec песня под названием «Рецепты доброй грусти». Именно «доброй грустью» и можно назвать жанр, который, на мой взгляд, привнесла эта группа в российскую музыку. Удивительный синтез мелодики и семантики, где первое гармонично перерастает во второе и наоборот, радует уши и вслед за ними мозг.
Из альбома в альбом оттачивается мастерство. Ассаи, Фьюз, Маэстро A-Sid, Смоки Мо — каждый, кто соприкасался с группой, всё лучше и лучше сочиняет, читает, подаёт стихи. Особенно здорово воспринимаются неточные и сложные рифмы, сопоставляются далёкие друг от друга понятия и используется аллитерация. Среди такой путаницы несложно потеряться, но слушатель именно этого и хочет. Каждый в дебрях речевого потока находит что-то своё, индивидуальное. За такую подачу я бы назвал стиль Krec современным «плетением словес», возможно, даже лучшим в российском рэпе.
Но группа хороша тем, что она умеет меняться. Каждый альбом — это не только «добрая грусть», «волшебство» или «вторжение», это новая грань личности авторов.
За сплав семантики и мелодики, умелое использование русского языка, за разнообразие и одновременно с этим узнаваемость стиля я и люблю Krec. Причём и лирику дворов, и внутреннюю исповедь.
Через весь город
Я лечу к тебе через весь город,
У нас есть повод с тобой,
Ровно год прошёл с того момента,
Когда я повстречал тебя, детка.
В пакете вино и твой любимый торт,
В другой руке букет шикарных роз,
До той премьеры ещё далеко,
Но я уже пробил нам два билета в кино.
Не бегу, а лечу, а может, всё это сон,
Ущипните меня… Ах! Спасибо.
Тупая улыбка не покидает лицо,
Ведь в кармане футляр, а в футляре кольцо.
Как солнце, моя мечта дарит мне свет свой,
Даже ночью сердце шепчет, что я буду с тобой.
Как солнце, моя мечта дарит мне свет свой,
Даже ночью сердце шепчет, что это любовь.
Несусь к тебе, обгоняя трамваи,
Только дождись, прошу, родная.
Звоню на домашний, но он занят.
— Возьми трубку, — кричу, — Зая!
Несусь, острые углы срезая,
Я знаю точно, не опоздаю.
Весь лоб мокрый, как будто в спортзале.
Беги! Иначе совесть тебя растерзает.
Ты не злая. Нет! Конечно, нет,
Ты святая, и всё дело во мне.
Опять я каюсь во всех грехах
На свете, детка, я виноват.
Психолог Отделения экстренной психологической помощи населению Виктория Кирьянова:
Тексты, в целом, не имеют какой-то одной ярко обозначенной темы. Присутствует скорее то, что в психологии называется «поток сознания» — когда человек озвучивает абсолютно все мысли и идеи, приходящие в голову. Один образ рождает следующие по ассоциативным связям. Поэтому выделить какую-то одну тему затруднительно.
Конечно, в большинстве песен воспевается существующая реальность жизни – так, как её видит автор – не всегда справедливая, люди не всегда честны и благородны, конец не всегда счастливый. Безусловно, образы навеяны реальными фактами из жизни автора, описание реально-существующих мест, событий, тут же присутствуют переживания автора в ответ на те или иные ситуации.
Лес
Забываем, откуда мы, окутаны ругани путами в урбане,
Спешим за покупками, бежим, как будто минуты нет.
Весь будний день в кругу безумных дел и суете,
Пулей через толпу людей лететь в поту по льду идей.
Сдать бы патент, разбогатеть, а не гнить в богадельне,
Там, где закончил свою жизнь не один академик.
Дефицит денежных знаков плюс слабость под сраку лет,
Сам виноват, вместо креветок глотай геркулес.
Блеск золотых монет на дне к себе тянет, как камень.
Он манит братьев в капканы с финалом из камер.
Вискарик плюс граммы дряни в кармане на старте,
Погнали! Их через час отскребают с асфальта.
Постфактум: расплата за грехи ждёт нас всех,
В конце город с небес примет вид микросхем,
К доске вызовут каждого, с каждого спросят,
Неважно, золотой гроб или ящик и гвозди.
Скажет ли сквозь слезы добрых два слова хоть кто-то? —
Посмотрим, когда останутся череп и кости.
Как долго в чёрном альбоме продержится фото?
Комфортно хочется жить? — Значит жить беззаботно.
Свобода за забором, где сорок соток и псов,
Лай, почти не слышно, как делят кусок
Стаи, вдалеке чьи-то крики: «На помощь!»,
Психи в погонах, запасайся куревом и пойлом!
В борьбе за место с поводка отпускают свой гнев,
По ночам здесь начальствуют дикие своры гиен,
Перекрыв тропы к реке, и лишь плотный брикет спасает,
Оскалив клыки, в засаде ждут чуда часами.
Чующий запах зверь бежит, исчезая из вида,
Не скрыться, если твой след взял голодный убийца.
Волчица, чьи дети плачут, рычит, ощетинясь,
Где хищник ищет добычу, слова беззащитны.
Лабиринт каменных джунглей, где парни шутят со смертью,
С рассветом многих из них обведут в силуэты,
Браслеты, клетки подъездов, заплеванных лестниц,
Облезлых домов череда, без интереса.
Лишь бедность и масса вредных привычек в наследство.
Освенцим для стариков, чей паёк только пенсия.
О бегстве не думал в детстве и щас не мечтаю,
Мой лес — моя крепость, множество сводов и правил.
Лес весь окутан туманом… пелена…
Здесь мест нет для слабых, и стая, сын, есть должна.
Лес весь окутан туманом… пелена…
Здесь мест нет для слабых, и стая, сын, есть должна.
Литературовед Алексей Бешкарев:
Судя по представленным для комментирования образцам, группа в основном разрабатывает две темы: любовь и взаимоотношения личности и социума. Обе эти темы, мягко говоря, не новы, хотя это и не обязательно является недостатком: некоторые темы существуют в лирике тысячелетиями, и всегда важен индивидуальный подход поэта, своеобразие его стиля, оригинальность образов.
В любовной лирике Krec персонаж стихов надеется на ответные чувства своей избранницы. В социальной характеризует общество как репрессирующее (постоянно повторяются образы преследования, травли). В обоих случаях лирический герой выглядит страдающим, полным жалости к себе и инфантильным.
Что касается художественной стороны творчества, то нельзя не отметить целый ряд очень верных и самобытных поэтических наблюдений:
«Город с небес примет вид микросхем».
Но основная часть текстов всё же находится за пределами настоящей литературы. Они перегружены банальностями:
«В руке букет шикарных роз»
или «Незаживающая рана в сердце».
Рифмы слишком часто отличаются неточностью и, видимо, рассчитаны на то, что при быстром произнесении этого никто не заметит: «пойми меня – фамилия», «окна – иного». А некоторые рифмы, хоть и точны, но давно уже себя дискредитировали в силу слишком частого употребления: «ночь – дочь», «дверь – поверь». Во избежание таких банальностей употребляются английские слова: иногда уместно, иногда не совсем.
Главное, от чего страдают тексты Krec – это многословие. По идее, в хорошем стихотворении каждый образ должен нести такую нагрузку, что без него вся система стиха рушится. В случае же с этими рэперами можно ради эксперимента отбросить, например, последние две трети текста «Нет волшебства», и песня от этого не только не проиграет, а даже совсем наоборот. Это признак отсутствия «лирического сюжета», развития основной мысли.
Искры
Искры костра. Дым. Ночь.
Не уходи, побудь со мной ещё чуть-чуть.
Я не хочу быть один всю мою жизнь,
Подари мне сына или дочь…
Пускай идёт дождь, пускай льются ливни,
Обещаю, мы будем счастливы, believe me.
Под этим небом, на этой земле
Я буду любить тебя ещё сильней.
Зимами снежными тебя укроют вьюги,
Мы рождены друг для друга…
Поверь, никакого риска нет,
Что ты теперь так близко ко мне.
Под луной и солнцем беды пройдут мимо,
Наш с тобой дом обойдя стороной.
Мы будем смотреть на искры камина,
Ты станешь мамой, а я стану отцом…
Вдохновляй меня, не изменяя себе,
Вдохновляй дитя в утробе — будь сильной.
Сердца трёх берегут алмаз,
Да будет так, если видит Бог себя в нас.
Пара глаз и нам она — бликами на воду,
Словами — не буди…
Пой во мне, принимай под планом,
Под сплином, каракули любви.
Да, мне нужен снег, когда я умру.
И только тогда лишь это — мой друг,
Мой ответ, мой грех, мой свет.
В имени нет титров, нет мира…
Ты, тая, там была,
Не помыкая Шамбале.
Обещай мне хранить облако рая.
Там, по-моему, любовь её и я.
О, моя любимая, пойми меня,
Хотел бы, что б была у нас одна фамилия.
Маятник часов застыл,
Как я хотел бы, чтобы мне хватило сил быть с тобою, милая!
Разрывая клубы дыма, проезжаю мимо твоего дома,
Где всё мне знакомо.
Я листаю альбом, который мне напомнит обо всём,
Что связано с нами обоими, baby.
Во имя нашей любви
Пишу я строки эти.
Ты для меня одна на планете,
Звезда, которая светит,
Моя прекрасная леди.
И наши дети будут счастливее нас, поверь!
Подарят внуков нам
И в будущее им откроют дверь.
Останься со мной сейчас,
И этот прекрасный мир будет только для нас,
Я так устал быть одиноким странником,
Хочу стать твоим избранником.
Милая моя, я просто люблю тебя!
Коми поэт Елена Афанасьева:
«Жаль, не дорос до серьёзных талантов —
Ахматова Анна, Серёга Довлатов».
Так начинается одна из песен группы. И правда, нет гармонии в текстах, присутствует только хаос. Они воспринимаются как «поток мыслей», но не как мыслительный процесс, а как набор невыразительных картин, которые схватывают глаза лирического героя в городской суматохе.
Я искала строчку, которая бы мне понравилась, но не нашла. Говорят, что можно спеть любую стихотворную строчку, но я думаю, что прежде всего она должна соответствовать Песне. Ведь в Песне живёт душа народа. И если душа народа такая, какой её видит Krec, то остаётся только сожалеть — народ не читает и не вчитывается в тексты наших великих поэтов. Для кого они писали и для чего раскрывали свою душу, если сегодня мы слушаем такие песни?..
Пролетарская
Раненный зверь опасен вдвойне.
Вырваться бы из капкана.
Власти на людях ставят свой эксперимент.
О нет, о нет, в тайне останется правда.
Вавилон, поглотивший целиком умы,
Увы, плывём, как в тумане,
Одиноким волком на луну не выть,
Увы, под аккорды гитары.
С каждой минутой я слышу всё лучше
Сквозь джунгли бегущих за нами по следу.
Тех, кто отстали от стаи и сдались,
Ждёт сталь на запястье с годами в застенках.
Вавилон, поглотивший целиком умы,
Увы, остался последний,
Одиноким волком на луну не выть,
Увы, у виска с пистолетом.
Уже чётко слышен лай псов, выстрелы тут и там,
Крики людей, кто-то падает наземь.
Своих попусту не трать слёз, girl,
Ведь пёс сделает всё равно то, что скажет хозяин.
Где-то есть за океанами Zion,
Его контуры я ясно представил.
Когда шансов нет, глаза закрываю
И пою, как ни в чём не бывало.
Мы не рабы системы,
Что учит: молча работай на дядю,
Но если денег нет
И связей, брат, тебя точно посадят.