10 самых страшных фильмов ужасов

Уже более ста лет зритель добровольно идёт в кинотеатр, чтобы заставлять застывать в жилах кровь. В честь Дня Зла смотрим десятку самых страшных и значимых хорроров, которые когда-либо снимались на плёнку.

1920-е

«Носферату. Симфония ужаса» (1921, Германия)

Фильмы ужасов снимались ещё до 1920-х, но они либо плохо сохранились, либо выглядят ещё более нестрашными, чем первые Хэллоуинские серии «Симпсонов». А вот «Носферату» — это уже что-то.

Главной поп-звездой хорроров начала века был Дракула. Неудивительно, что Фридрих Мурнау выбрал именно вампира в качестве заглавного героя. С авторскими правами не сошлось, поэтому режиссёр попросту переименовал персонажей (в скобках отметим, что вдова Брэма Стокера таки выиграла судебную тяжбу).

Кино немое, поэтому сегодня его смотреть тяжело. Кадры кажутся затянутыми, не хватает цвета и много-много другого, из-за чего современному зрителю становится скучно. Но посмотреть фильм и затем почитать о нём (или наоборот) всё равно стоит: это один из родоначальников фильмов ужасов и немецкого экспрессионизма. То, с чего всё начиналось.

1930-е

«Дракула» (1931, США)

Дракула

Кино, положившее начало классический серии фильмов ужасов Universal, куда входят также «Франкенштейн», «Мумия», «Человек-неведимка», «Человек-волк» и «Тварь из Чёрной лагуны».

Поскольку картина была снята в годы Великой депрессии, денег на экранизацию легендарного романа Брэма Стокера у студии не было. Пришлось выкупать права на переделку. Однако это не сказалось на качестве «Дракулы»: кино выдалось атмосферным.

Особую роль в этом сыграл актёр, исполнявший роль заглавного героя, — Бела Лугоши. Венгр стал эталоном Дракулы и вампиров вообще (до Паттинсона, разумеется). Его взгляд в камеру стал каноническими и может пугать даже спустя 80 лет.

1940-е

Нет

В 1940-е в Голливуде снимали ужастики, но намного меньше, чем до и после них. Время было такое: реальная война пугала намного больше, чем выдуманные монстры.

1950-е

«Нечто из иного мира» (1951)

Нечто из иного мира

50-е — время страха в США. Здесь боятся угрозы извне: с одной стороны, ужасный Советский Союз, с другой — инцидент в Розуэлле. Эти два обстоятельства, вкупе с врызвом атомной бомбы и вообще прошедшей войной, привели к синтезу жанров научной фантастики и хоррора.

Первым и одним из самых значительных фильмов направления стало «Нечто из иного мира». Это экранизация рассказа Джона Кэмпбелла «Кто идёт?», в которой повествуется о прибытии пришельца-убийцы на Землю. Сегодня смотрится несколько наивно, особенно в сравнении с нашими следующими номинантами, но отрицать гигантского влияния на кино нельзя. «Нечто», без сомнения, является классикой жанра.

1960-е

«Психо» (1960, США)

Психо

Хичкок перевернул представление о фильме ужасов. Вместо ужасных монстров, к которым публика за полвека успела привыкнуть, великий режиссёр стал показывать чудовищ ещё более страшных — людей.

«Психо» с начальных кадров заставляет вас волноваться. Громкая скрипка, разрывающая барабанные перепонки зрителя, наводит тревогу. Дальше — неторопливое повестовование, прерывающееся… убийством главной героини в середине фильма.

Это современный ценитель кинематографа привык к любым поворотам сюжета, а в эпоху линейности такое было невидано! Затем действие фильма продолжается уже с новыми персонажами.

«Психо», возможно, не самая пугающая картина того времени, но уж точно самая цитируемая и новаторская.

1970-е

«Изгоняющий дьявола» (1973, США)

70-е — пора расцвета хорроров. В это время были созданы классические «Хэллоуин», «Техасская резня бензопилой», «У холмов есть глаза» и ещё многие и многие фильмы. Почему же тогда «Экзорцист»?

Есть у шедевра Уильяма Фридкина одно достоинство, которое позволяет поставить его над всемы вышеперечисленными шедеврами, — Линда Блэр, сыгравшая девочку, в которую вселился дьявол. Чтобы 12-летняя девочка настолько убедительно справиласьс ролью — это надо постараться.

Кино рассказывает о древнем Зле, которое каким-то образом попало в ребёнка. Священник-психолог отец Каррас должен спасти девочку, но он сам не верит в то, что экзорцизм возможен. Версия Карраса — у ребёнка глубокое психическое расстройство.

Остальное зритель должен увидеть сам. Особенно сцену с бегом по лестнице в позе «мостика».

1980-е

«Кошмар» на улице Вязов» (1984, США)

Наверное, самый яркий и наиболее отразившийся в масскультуре слэшер. История о кровожадном детоубийце была не нова (вспоминаем всё те же «Хэллоуин» и «Техасскую резню бензопилой»), однако режиссёру Уэсу Крэйвену удалось превратить Фредди Крюгера в настоящую поп-звезду, известную далеко за пределами места создания. Джейсон и Майк Майерс, при всём к ним уважении, всё-таки продукты внутрннего потребления США.

О серии фильмов мы уже очень подробно писали ранее, так что не будем задерживаться на этом пункте.

1990-е

«Звонок» (1998, Япония)

Звонок

Мы берём в рассчёт только японскую версию, поскольку голливудская вариация сделала фильм достаточно плоским. Пока в США снимались многочисленные сиквелы, триквелы и прочие приквелы на поднадоевшие слэшеры, изредка балуя космической тематикой («Чужой», «Хищник»), Хидэо Наката экранизировал роман Кодзо Судзуки «Звонок».

Фильм является одним из символов японского самосознания. Если обращать внимание на детали, то становится понятным, что картина рассказывает об утрате национальной колоритности восточного общества. Смерть к персонажам приходит от продуктов западной цивилизации (телефон, телевизор, видеокассета), а распространяется она и вовсе из рук журналистов.

А вы говорите, девочка из колодца вылазит… Всё гораздо глубже.

2000-е

«Пила» (2004, США)

Пила

Нулевые подарили нам поворот в сторону псевдо документальных фильмов ужасов. Человечество вернулось ещё к Хичковоской идее, что самое страшное лежит внутри нас самих, а не за пределами души. Недаром веками внушавшие страх вампиры становятся романтическим объектом («Сумерки»), а зомби — комедийным («Добро пожаловать в Zомбилэнд»).

Самым ярким являением в мире кинематографа, на наш взгляд, является картина Джеймса Вана «Пила». Как пишется во всех рецензиях, что может быть проще двух человек в одной комнате и их борьбы за жизнь?

К сожалению, последующие части (в меньшей степени, вторая и третья, но все остальные точно) утратили идею. Перед персонажами перестала вставать проблема морального выбора, и всё, что интересует теперь зрителя, — это набор садистских игрушек. Уныло и плоско.

Россия

«Вий» (1967, СССР)

Вий

Отдельным пунктом вынесем российские фильмы ужасов. И тут, на наш взгляд, всем «Юленькам» даст сто очков вперёд советский «Вий».

Экранизация одного из первых отечественных ужастиков — одноимённого рассказа Гоголя — страшна во многом благодаря легендам. Самая распространнёная и лживая из них — смерть Натальи Варлей, игравшей панночку, на съёмках.

Однако и само кино способно пугать: летающие гробы, черти, сама панночка и, конечно же, вий передают всю атмосферу ужаса, в которую должен быть погружён зритель. А уж для советского кино 60-х это и вовсе был прорыв.

Скамейка запасных

Конечно, за более чем столетнюю историю хорроров, было снято огромное количество шедевров, не вошедших в обзор. Поэтому мы просто оставим список здесь, чтобы вы могли лишний раз попугать себя.

«Шоссе в никуда»

«Техасская резня бензопилой»

«Пятница, 13-е»

«Ведьма из Блэр»

«Сайлент Хилл»

«Франкенштейн, или Современный Прометей»

«Доктор Джекил и мистер Хайд»

«Человек-волк»

«У холмов есть глаза»

«Хэллоуин»

«Крик»

«Кабинет доктора Калигари»

«Уродцы»

«Паранормальное являение»

Подготовил Алексей Бр-р-ровенков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *