Испытано на себе: школьное итоговое сочинение

20 ноября все одиннадцатиклассники Коми писали сочинение. Это была общереспубликанская тренировка перед итоговым сочинением, которое пройдёт 3 декабря по всей России и станет для школьников допуском к сдаче ЕГЭ. В апробации одного из новшеств ГИА в 2015 году принял участие корреспондент «Твоей Параллели».

Влезть в шкуру школьников журналистам предложил министр образования Коми Владимир Шарков на пресс-конференции, посвящённой изменениям в процедуре проведения государственной итоговой аттестации. Что называется, взял «на слабо». Вот мы и согласились писать пробное сочинение вместе со старшеклассниками.

За несколько дней до часа Х нам прислали приглашение, в котором было время и место написания, а также примерный список тем. Всего было 5 направлений. Хоть я и решил заранее не готовиться, но от соблазна прокрутить в голове, о чём бы я мог написать на тему «Вопросы, заданные человечеству войной», не удержался. Вроде и понимал, что это ни в какой зачёт не идёт, но немного волновался. А что будут чувствовать школьники накануне 3 декабря?

На крыльце Коми национальной гимназии, в которую определили журналистов, толпились около 30 старшеклассников, ждали, когда им разрешат пройти внутрь. В общем гуле не удалось разобрать, обсуждают они предстоящее сочинение или новый сезон «Дневников вампира». В узком предбаннике (или предшкольнике?) между дверями теснились ещё 20 ребят. Всех по одному, строго по списку, просили показать паспорт и приглашали пройти в фойе. Та же процедура предстояла и мне. В общей сложности я доставал из широких штанин свой орласто-коронастый документ три или четыре раза. Такого даже при посадке на международный авиарейс нет. Тогда я понял, что эти масштабные учения организованы не только… Точнее, не столько для школьников, сколько для преподавателей и организаторов экзамена.

По дурацкой журналистской привычке поиронизировав с коллегами над происходящим, мы отправились в специально выделенную для сотрудников СМИ аудиторию вслед за тётенькой с табличкой с номером нашего кабинета. Она сразу предупредила, что работает учительницей младших классов и подсказывать не будет. За нами присматривала ещё одна женщина, учитель математики. Конечно, если бы это было разрешено, она многое могла бы рассказать о гиперболе, но в её геометрическом понятии, а не в литературном. Профильным учителям, русского языка и литературы, во время сочинения в классах находиться запрещено.

Оставляем сумки и телефоны у входной двери и рассаживаемся каждый за отдельную парту. Даже при желании списать у соседа нереально. С собой можно (и нужно) взять только паспорт и чёрную гелевую ручку. Всё остальное, необходимое и разрешённое для написания сочинения, уже ждало нас на столе. Это, собственно, официальные бланки, опросник на тему «Всё ли Вас устраивает?», орфографический словарь и бумага с печатями под черновики, которые, как выяснилось, выносить из класса нельзя. Всё было максимально чётко, строго, но в то же время корректно и доброжелательно.

Когда настало время оглашения тем сочинения, я был уверен, что они будут как минимум созвучны с теми вариантами, о которых нас предупредили. И вот тут приключился нежданчик. Во-первых, вариантов оказалось три, а не пять. Во-вторых, только один Лермонтов фигурировал и в списке предполагаемых тем, и тех, что мы получили в итоге. Я, конечно, Михаила Юрьевича уважаю, но писать про него изначально не собирался. Выбранная мною тема звучала примерно так: «Можно ли в жизни обойтись без книг?» Напрочь забыв о том, сколько у Брэдбери градусов по Фаренгейту и как зовут главного героя романа Татьяны Толстой «Кысь», я начал делать то, что делают журналисты, когда им нужно о чём-то написать, но фактуры не хватает, – профессионально лить воду. Надеюсь, на «зачёт» хватит. На написание сочинения у меня ушло два с половиной часа.

Илья Баканов

Фото автора

  1. Очередные эксперименты над школьниками, педагогами, родителями. Как точно сказал С.М.Миронов, что готовится очередная фальсификация. Под видом традиционного сочинения проводится работа на проверку грамотности. Всех ввели в заблуждение.

    • Министр образования Коми Владимир Шарков сказал, что грамотность есть среди критериев оценки, но среди второстепенных. Даже если и вводят всех в заблуждение (хотя не понимаю, зачем им это делать), то не вижу ничего плохого в проверке грамотности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *