«Наши люди в булочную на такси не ездят!» — говорит управдом из кинокомедии «Бриллиантовая рука». Времена, когда такси считалось роскошью, давно прошли. Теперь добраться быстро и с комфортом до работы, в гости, к друзьям или на вокзал считается обычным делом. И фирм, предоставляющих транспорт, развелось немало. Но все ли службы такси удовлетворяет запросам пользователей?
Из 100 опрошенных жителей Сыктывкара в возрасте от 18 до 40 лет, около 80% пользователей такси ценят скорость предоставления машины, безопасное вождение, опрятный салон транспорта и наличие сдачи у водителя. Ещё 10% не любят, когда в машине играет музыка. 7% граждан хотели бы видеть на таксистах форму, а оставшиеся 3% пугаются, когда видят за рулём машины водителя не славянской внешности.
Однако это лишь желание потребителей. Согласно законодательству (Федеральный закон «О такси» от 21.04.2011 № 69-ФЗ с 1 сентября 2011 года) от такси требуется наличие разрешение на осуществление деятельности по перевозки пассажиров и багажа легковым транспортом, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Более того, в целях обеспечения безопасности пассажиров и идентификации легковых такси необходимо, чтобы проводился технический осмотр такси каждые шесть месяцев, на машине (кузов, боковые поверхности кузова) находилась схема, представляющая композицию из квадратов разных цветов, расположенных в шахматном порядке (так называемые «шашечки») и опознавательный фонарь на крыше. Что касается водителя, то он должен иметь стаж водителя не менее трёх лет и медицинскую книжку. Перед выходом на работу управляющий обязан осведомиться о техническом состоянии машины и здоровье водителя на данный момент.
А каково же состояние такси в нашем городе? Соответствуют ли фирмы по перевозке граждан законодательным и потребительским требованиям, мы решили узнать на собственном опыте.
Как оказалось, служб такси в Сыктывкаре довольно много. Но всех их не объездишь — разориться можно. Поэтому мы выбрали три категории такси, опираясь на их стоимость за одинаковое расстояние.
Первый наш маршрут будет проходить от Дальней, 36 до Свободы, 27 (3 км). Набираем номер самого дешёвого такси (поездка обойдётся в 65 рублей). Не успеваем нажать кнопку «Вызов», как тут же отвечает диспетчер. «Заказ принят. Ожидайте». В надежде, что скоро подъедет машина, мы выходим на улицу. Однако уже через 10 минут одолевает лёгкое раздражение — машины нет! Вновь звоним диспетчеру. «Машин нет. Ожидать будете?». Ради чистоты эксперимента соглашаемся подождать. Проходит ещё минут 10. Наконец-то пришло смс-оповещение: через 6 минут к нам подъедет такси. Ожидаем. Настроение уже заметно подпорчено. Ещё бы! Около получаса прождали заказ. Если вы спешили, с таким такси явно никуда бы не успели.
Подъезжает машина, из которой громко доносится музыка. «Неугомонная молодёжь», — проносится в голове. И тут с ужасом понимаем, что это наше такси. Подходим к машине. Она изрядно пыльная (но машины не могут быть всё время чистыми). Внешний вид, вроде, нормальный. Открываем дверцу последнего сидения — оно полностью забито какими-то вещами. На недоумевающий взгляд водитель, убавив громкость, с улыбкой отвечает, что можно присесть на переднее сидение. Что ж, садимся. Пристёгиваем ремень безопасности с третьего раза, так как «сломалось, а починить времени нет». «Музыка не мешает?» — осведомился таксист. «Нет», — отвечаю я. И после ответа радостный водитель добавляет громкости до максимума. А на просьбу «сделать тише», «извозчик» недовольно начинает что-то бурчать и тише не делает. Доезжаем до места. Выйдя из машины и вытряхнув песок из обуви, который успели собрать с коврика в машине, вызываем новое такси.
На этот раз мы поедем от Свободы, 27 до Октябрьского проспекта, 5 (3 км). Стоимость этой поездки составит 95 рублей. Эта фирма прислала нам машину уже через 15 минут. Подъезжает машина, цвет которой разобрать нельзя из-за слоя грязи. Садимся на заднее сидение. На этот раз оно оказалось посвободнее: рядом стояло детское кресло. «Извините, что машина грязная. Помыть вчера не успел», — вместо приветствия выдаёт водитель. Здесь уже ненавязчиво играет детская музыка. В салоне чисто, что после нашего первого опыта приятно. Правда, витает запах табака.
— На детское кресло клиенты не жалуются? Не мешает оно им? — интересуюсь я.
— Да, вроде нет. Если что, то я его всегда в багажник убираю. Один раз даже помогло мне: мамочка с малышкой ехали.
— Детская музыка почему играет?
— Так всем вкусам клиентов не угодишь. А детские мелодии всем знакомы. Да и настроение они поднимают.
Доезжаем до места. Достаем 500 рублей, чтобы расплатиться. «Сдачи нет», — коротко выдает водитель. Денег других нет. Разрешить проблему таксист предлагает тем, что довезёт нас до магазина, где можно разменять купюру. «Предупреждать надо, что у Вас суммы большие», — сконфузившись, поясняет он. Отказавшись «бегать» по магазинам, водитель звонит диспетчеру. Разговор их не слышно. Однако у водителя тут же нашлась сдача.
И последним нашим «подопытным» стало такси, которое повезёт нас от Октябрьского проспекта, 5 до Железнодорожного вокзала (3 км). За эту поездку мы должны будем заплатить 118 рублей. Ожидание смс-оповещения после заказа составило менее трёх минут. Сама же машина прибыла через 6 минут. Это такси оказалось самым быстрым. То ли нам так повезло, то ли действительно есть взаимосвязь между ценой и качеством. Садимся в автомобиль. В салоне нет лишних вещей, что радует. Водитель осведомился, не будет ли мне мешать музыка. На отрицательный ответ он спросил и о громкости. Достигнув компромисса в этом вопросе, мы поехали.
— Чисто у Вас в салоне и пахнет приятно, — замечаю я.
— Как иначе. Это же моя машина. И я забочусь о её чистоте. Да и клиентам хорошо, — смущаясь, отвечает водитель.
— А фирма требует, чтобы водители следили за машиной?
— Да, нет. Я по крайне мере за два года работы не припомню такого. Чистота и опрятность находятся на совести владельца машины.
— С пассажирами Вас учат общаться? Требуют какого-то профессионального этикета?
— Что Вы! Тут уж кого как воспитали, так и общается. Иногда клиенты звонят, конечно, жалуются, мол, мне нахамили и прочее. У нас таких выслушивают, говорят, что примут меры, и всё. Водителей мало, так что никого не увольняют. Временами, правда, отчитывают таких.
За этим разговором мы уже подъезжаем к месту. Поблагодарив таксиста за оказанную услугу, выхожу из машины. И тут же мне приходит смс, что в благодарность за пользование услугами этой фирмы такси я могу бесплатно посетить один из кинотеатров Сыктывкара. Так что такси оказалось не таким уж и дорогим, учитывая полученный билет в кино.
Итак, как бы нам ни хотелось, но связь между качеством оказываемых услуг такси и ценой всё-таки существует. Позвонив диспетчеру первой фирмы такси, чтобы пожаловаться на грязный салон, нас даже выслушивать не стали. Нам заявили, что «это не в их компетенциях», и разбираться они не будут. Так что обеспечить себя комфортом пассажир никак не может. Однако если Вас не устраивает подъехавший автомобиль (например, грязный салон), то Вы имеете право потребовать другую машину, не уплачивая за это неустойку. Кроме того, заказывая такси, не забывайте указывать дополнительные условия (наличие чемоданов, крупных купюр на оплату и тому подобное), поскольку таксист вправе отказать Вам в предоставлении услуг, если он был не осведомлён заранее. А за небезопасное вождение Вы можете пожаловаться в ГИБДД, сообщив им номер машины и совершённое правонарушение.
Катайтесь с удовольствием!
Даша Аниканова