«Научный слэм – 3»: куклы против ртути

В Сыктывкаре в третий раз прошел Science Slam. И снова скрип мозгов вперемешку со смехом и овациями. Пятеро молодых ученых в течение 12 минут должны были рассказать о своем исследовании так, чтобы было понятно даже пятилетнему ребенку. И уж тем более зрителям, собравшимся в Центре досуга и кино «Октябрь», которые и выбирали победителя.

Пока собирался зал, пришедшие, помимо чая с плюшками из кафе, могли угоститься мороженым, приготовленным на их глазах с помощью жидкого азота. Таким образом организаторы настраивали аудиторию на науку.

Первым выступил Роман Василевич, по словам ведущего, пожертвовавший своими волосами ради изучения ртути. О том, что ртуть опасна, Роман узнал в первом классе, «когда кое-кто из находящихся в зале разбил термометры, и школу закрыли на несколько дней». Эколог вспомнил Сумасшедшего Шляпника, персонажа Льюиса Кэролла. Оказывается, в то время в Англии при изготовлении фетра использовали ртуть, и половина шляпников действительно страдали психическими расстройствами. Чан с ртутью стоял под кроватью Ивана Грозного, и это многое объясняет. Помимо разбитых термометров и люминесцентных ламп, металлургии и выхлопных газов автомобилей, свою лепту в загрязнение планеты тяжелым металлом вносят и вулканы. Но все же главной причиной избыточного распространения ртути является человеческая деятельность.

5K3A1263

Ртуть незаметна, и она повсюду. Сдерживать опасное вещество могут гумусовые вещества. Они в большом количестве содержатся в удобрениях. Как раз изучением взаимодействия гумуса и ртути и занимается Р.Василевич. Удалось выяснить, что со временем жидкий металл перебирается из земли в воздух. Тому способствует и глобальное потепление. Гумусовые вещества не способны связать всю ртуть и при высокой температуре выпихивают ее в атмосферу.

По правилам, после доклада участники должны были ответить на вопросы из зала. Что делать, если дома разбить градусник? Ученый посоветовал вызывать специалистов МЧС. Или выбросить линолеум. Но ни в коем случае не пылесосить. Правда ли, что морскую рыбу лучше не есть? Этот, казалось бы, не к месту вопрос оказался в тему. Действительно, в морской рыбе скапливается большое количество ртути. Но, как показывает пример долгожителей в Японии, вряд ли ее можно считать смертельно опасной.

5K3A1290

— Сколько нужно разбить градусников, чтобы школу закрыли, но никто не пострадал, — спросила девушка-педагог.

— Я не буду отвечать. Не хочу, чтобы меня тут на выходе забрали, — отказался делиться информацией Р.Василевич.

— Я тоже не хочу, чтоб меня не забрали, поэтому и спрашиваю, — парировала школьная учительница.

Ему близки не только подводные рифы, но и гитарные риффы. Евгений Пономаренко стал первым геологом в истории сыктывкарского «Научного слэма», который умеет играть на гитаре.

5K3A1360

— Я изучаю рифы, но не надо мне завидовать. Я не был ни на Багамах, ни в Австралии. Я кормлю комаров в экспедициях по Коми, — начал свое Евгений. Ученый рассказал, что романтики в выгребании образцов из земли и воды из прохудившейся лодки нет. Рифы он сравнил с государствами, которые наполнены разными социальными слоями населения. Одни микроорганизмы приносят пользу, вторые следят за первыми, чтобы те приносили пользу. Есть и оппозиция, которая строит свое государство, но тут приплывают вторые и съедают возмутителей подводного порядка. В общем, рифы переполнены красиво умершими организмами. За это их и любят нефтяники. Ведь именно тела погибших организмов – это и есть нефть. А также газ и бокситы.

Пономаренко

«Если есть рифы-нефтяники, существуют ли рифы-банкиры, в которых содержится золото?» — прозвучал вопрос из зала. Е.Пономаренко процитировал профессора Вернадского, который сказал, что всё есть везде, но в разных количествах.

— Вам не кажется, что интерес к кораллам у вас потому, что в прежней жизни вы были одним из них? – спросил другой зритель.

— Не исключено, — задумавшись, ответил ученый.

— Возможно, в следующей экспедиции ты найдешь самого себя, — пошутил ведущий.

Что мы знаем о планктоне, помимо того, что его едят киты? На этот вопрос ответила биолог Елена Кочанова. Именно он, а не леса Амазонии, выделяет наибольшее количество кислорода на планете. Оказывается, разные виды этих маленьких подводных жителей обладают суперспособностями. Для своего крошечного размера они высоко прыгают, быстро плавают, способны выдерживать экстремальные температуры и радиацию. Особенно живучи тихоходки. И что с ними только не делали. Погружали и в спирт, и в открытый космос. Им все нипочем. На вопрос, меняется ли поведение планктона, когда его погружают в спирт, Елена ответила, что сначала подопытные становятся очень шустрыми, а затем, напротив, заторможенными.

5K3A1429

— У нас есть, чему поучиться у организмов, которым более 500 миллионов лет. Поэтому не обижайтесь, когда вас называют «офисным планктоном, — закончила свое выступление Е.Кочанова.

Работе искусствоведа Лидии Поповой позавидует любая девочка. Она изучает кукол. Точнее, их историю. Для этого либо ездит по деревням и спрашивает бабушек. Но это долгий процесс. Поэтому чаще она занимается в музее. Но для этого нужно получить разрешение на работу, то есть разрешение на возможность поиграть с экспонатами. И что особенного она нашла в коми кукле? Ничего! По своей структуре такие же есть во всех регионах России. Оказывается, многие игрушки носят ритуальный характер. Например, на старинных куклах нет лица, как и покойнику на похоронах закрывали лицо. Существовали и обряды закапывания кукол. Лидия процитировала статью начала ХХ века, где сказано, что кукла должна быть проще, чтобы развивать у ребенка воображение. В современных игрушках это правило не соблюдается.

5K3A1565

— Делали ли раньше кукол, изображающих мужчин? – последовал вопрос зрителя.

— Когда я спрашивала об этом бабушек, они говорили: «Добавили полешку к кукле-девочке, получилась кукла-мальчик», — ответила искусствовед. Если бы сама девушка запустила свою линию игрушек, то это были бы тряпичные куклы, и мальчики, и девочки, которые могли бы и стоять, и сидеть. Как призналась Л.Попова, любимой игрушкой ее детства был деревянный танк. А кукол не было. Видимо, повзрослевшая Лида сейчас наверстывает упущенное.

Половина запасов титана России находится в Республике Коми. Эта фраза, произнесенная геологом и физиком Алексеем Понарядовым, вызвала бурю оваций. Но ни в нашем регионе, ни где-либо еще в стране металл не добывают. В наш век нанотехнологий, когда, по словам ученого, «мы практически достигли пика нанонизма», титановые нанотрубки, созданием которых и занимается Алексей, применяются во многих сферах: от очистки воды до солнечных батарей. Его институту удалось упростить и удешевить процесс их изготовления. Они добывают их из песка. То, что наночастицы становятся доступнее, Алексей доказал, подарив пару пакетиков с нанотрубками зрительницам. Чудесный нанопорошок можно добавить в обычный крем и превратить его в крем от загара, ведь титановыенанотрубки задерживают солнечное излучение, либо с его помощью очищать воду.

5K3A1616

В итоге самым интересным зрители признали исследование Елены Кочановой. Главный приз ScienceSlam – боксерские перчатки – ей вручил победитель второго сыктывкарского «Научного слэма» Максим Ковалёв.

5K3A1864

Илья Баканов

Фото Вячеслава Изъюрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *