Яна Сажина: «Коми народ меланхоличен, а не пассивен»

Яне Сажиной как никому другому известны проблемы коми народа вообще и коми молодёжи в частности. Корреспондент «Твоей Параллели» побеседовал с Председателем Союза коми молодёжи «МИ» о проблемах республики, перспективах «МИ» и немного о личности самой Яны.

sazhina (5)

РЕСПУБЛИКА

Существует мнение, что коми народ сам по себе пассивен. Ты можешь опровергнуть или подтвердить это?

— В принципе, нельзя говорить о том, что в черте какого-то народа есть пассивность или активность. Всё зависит от людей. Может быть, менталитет коми народа отличается меланхоличностью. Коми привык к северу, привык бороться со сложностями, поэтому он терпеливо живёт и трудится. Из-за этого кажется, что народ в целом пассивен. На самом деле, как говорится, вода камень точит.

— Как удержать молодёжь в республике?

— Если человек уезжает из региона, а власти хотят, чтобы он вернулся, надо принимать меры. Я вижу несколько выходов. Во-первых, можно оплачивать ему учёбу в другом городе. Молодёжь, отучившись, должна будет вернуться на малую Родину и отработать как минимум те вложенные деньги.

Второй вариант — это социальные условия. Нужно понимать, что молодой специалист — это человек 23-25 лет, то есть возраста, когда надо создавать семью. В таких обстоятельствах нужны нормальные условия, а не какое-нибудь койко-место. Понятно, что люди старшего поколения могут возразить: «Вот мы жили в общежитиях и не жаловались». Но времена изменились. Уже давно пал «железный занавес», и все мы прекрасно видим, как живут люди в других странах, и хотим не меньшего.

Второй момент — трудоустройство. Действительно, любой может найти место на низкоквалифицированной работе, в каком-нибудь салоне цифровой электроники можно получать по 30 тысяч в месяц. Но есть расхожее мнение «с высшим образованием за прилавок не хочется идти». Работу по специальности за 12 тысяч (при том что снять жильё обойдётся в 10) брать никто не хочет.

Поэтому пока условия для молодых в регионе не будут созданы, я не думаю, что отток уменьшится.

sazhina (4)

— То есть молодёжь уезжает из-за недостатка денег и нехватки жилья?

— Я бы ещё добавила возможность путешествий. Молодой человек постоянно хочет двигаться. Даже выехать из Сыктывкара на поезде в какой-нибудь крупный город обойдётся, грубо говоря, в 10 тысяч. Это не говоря уже о затратах на саму путёвку.

В условиях Крайнего Севера или приближенных к ним людям необходимы витамины, которые можно получить на море. Соответственно, хотя бы раз в год надо выбираться. Для сравнения, жители Москвы или Питера могут позволить себе выехать куда-то даже на выходные, и это стоит очень дёшево.

— Ты человек в некотором роде уникальный. Всю жизнь прожила в городе, но прекрасно знаешь коми язык. Как жителям республики прививать любовь в коренному языку?

— Только семья. Конечно, можно говорить об окружении, социальных связях, но… Когда я училась в школе, то была окружена стопроцентной русскоговорящей средой. Только дома я слышала коми речь, воспитывалась в этой атмосфере.

Хотя немаловажна и школа. Сейчас я уже взрослая и ничего не боюсь (осекается). Почти. Могу рассказать историю, которая произошла в седьмом классе. Я в то время ходила в национальный ансамбль. Однажды нужно было пропустить русский язык из-за какого-то концерта. Учительница потом наставила кучу двоек и очень грубо сказала: «Ты что, всю жизнь будешь эти свои коми песни петь?!» После начались конфликты на этой почве, одноклассники начали обращать внимание на то, что я коми. Я тогда подумала, что либо сломаюсь сейчас, либо надо что-то менять в жизни.14 лет было, представляешь?!

Летом я пошла сдавать экзамены в гимназию искусств. Встречала директор, Мария Вячеславовна Кузьбожева, которой я безмерно благодарна. Она говорит: «Яна, ты и так учишься в специальной школе, зачем тебе?» Я рассказала свою историю, Мария Вячеславовна тоже была крайне удивлена. Но в гимназию меня взять не могли, так как там учились только иногородние. Три месяца я ходила с мыслью, что не хочу возвращаться в собственную школу.

Буквально накануне 1 сентября звонит Мария Вячеславовна: «Это девочка не выходит у меня из головы, я не могу не взять её». Тогда я поняла, что мой язык, моя культура спасли меня.

Потом были четыре года в гимназии, где язык поддерживается на самом высоком уровне. Там стало ясно, что если учителя будут относиться хорошо к тем или иным вещам, не будут создавать бучу, то и ученики переймут это отношение.

Я, например, не люблю и не понимаю химию. Но я же не кричу на каждом углу, не пишу письма Главе, что этот предмет слишком сложный и можно его не сдавать? Такое отношение к языку у нас есть, и надо его менять, ведь мы живём на коми земле.

— Когда-то ты говорила, что, возможно, переедешь в другую страну, но пока хочешь остаться в республике. Такое отношение сохранилось?

— Я о-о-очень хочу остаться в республике. Мне сложно представить себя в другом городе и с другими задачами. Я чувствую, что у каждого человека есть определённая миссия. Моя — заниматься тем, чем занимаюсь сегодня: вопросами своего народа. Конечно, можно делать это и в другом месте, но когда-то живёшь внутри и каждый день видишь ситуацию, то легче решать проблемы.

Хотя чертовщинка живёт во мне всегда. Если поступит хорошее предложение и я смогу помогать региону издалека, то соглашусь.

sazhina (3)

МИ

— Создаётся впечатление, что всё движение — это просто тусовка: постоянные концерты, праздники. Понятно, что так должна привлекаться молодёжь, но неужели серьёзные вещи не пользуются популярностью?

— Серьёзность тоже есть — это те проекты, которые мы реализуем в области финно-угорского направления совместно с другими народами. Форум FUROR в этом отношении показательный — это единственный форум финно-угорский молодёжи, который проходит на родных языках. На нём обсуждаются очень серьёзные вопросы: соблюдение и защита прав человека, поддержка семейных ценностей, этнопедагогика.

Мы стараемся влиять на внутреннюю политику региона. Например, мы предлагаем оказывать грантовую поддержку объединениям от крупных промышленных компаний или разработать программу для подготовки молодых местных специалистов. Ведь на вопросы региона кто будет больше всего обращать внимания? Конечно же представители коренного народа. Я всегда привожу пример съёмного и своего жилья. На съёмном жилье как-то не хочется делать евроремонт, правильно?

— Раньше в движение входило 800 человек, а сейчас?

— Пока столько же, но я боюсь уменьшения. Как ты сам заметил, из республики молодёжь постоянно уезжает.

Причины разные. Одна из главных — нет работы на селе. Я езжу по деревням и вижу, что колхоз закрыли, совхоз тоже. А коми человек привык к труду на земле, и если этого нет, то он спивается. Минэконом, конечно, говорит, что выделяются гранты, но ведь не все такие грамотные. Более того, не везде даже интернет есть, как можно узнать об этих грантах? Вот если бы специалисты поездили по республике, собрали людей, помогли им написать проект, то это была бы реальная помощь.

— Почему «МИ» не может этим заняться?

— Мы — общественная организация, мы должны говорить властям о проблемах, а не выполнять работу специалистов. Если всю работу будут выполнять общественники, то зачем тогда нужны те люди, которые сидят на зарплате?

— Знаю, что вы переводили сервис «ВКонтакте» на коми язык. Работа доведена до конца? Что-то ещё из глобального переводили?

— «ВКонтакте» перевели, но работа не завершена. Те, кто переводят интерфейс, уже могут пользоваться этим интерфейсом, но другие люди нет. Надо связаться с Павлом Дуровым. Думаю, что сейчас Евгения Удалова, которая ответственна за это, вернётся с гастролей, и работа будет завершена.

Ещё мы уже несколько лет переводим «Википедию», этим занимаются Алексей Рассыхаев и наш финский друг Нико Партаанен.

— Раньше у «Ми» не было собственного сайта.

— Сейчас он есть и работает. Мы сделали его совместно со старшими товарищами — «Коми войтыр». Иногда из других регионов раздаётся: «Вот, нас, молодых, не понимают». У нас ничего подобного нет, мы прекрасно ладим со старшими и часто организуем совместные проекты.

— Почему группа «ВКонтакте» закрытая?

— Правда? Сейчас будет открытая (смеётся).

— Один из самых интересных ваших проектов — «Лицей приМИ». Каково его будущее?

— Главная проблема в том, что, к сожалению, все проекты, которые мы писали на этот год для министерства национальной политики, будут, скорее всего, лишены финансирования. Сейчас нам надо искать новых партнёров.

Конечно, хотелось бы продолжить «Лицей приМИ» в этом году, но задействовать районы, в которых мы ещё не были. Причём мы хотим немного модернизировать программу — пригласить не только наших специалистов, но и друзей из других регионов. Для всего этого нужно финансирование.

sazhina (2)

ЯНА

— Три года ты была председателем «МИ», в декабре была переизбрана ещё на три года. Что считаешь своим главным успехом и чего хочешь добиться на следующем сроке?

— Никого не хочу обидеть, уважаю всех предыдущих руководителей, за всё, что они сделали. По собственному опыту знаю, как тяжело организовать работу, когда за неё не платят. Но почему-то, когда я пришла, не было почти никакой материальной базы. Иногда не хватало элементарных вещей — бумаги и маркеров. Были люди, но не было команды. Мне кажется, что я исправила это. Ведь в общественном движении нельзя быть просто коллегами, надо быть друзьями.

Теперь я хочу, чтобы у «МИ» была системная финансовая поддержка от правительства нашего региона. Моя мечта и мечта коми молодежи — резиденция в ближайшем пригороде Сыктывкара, где будут рождаться свежие и интересные идеи и реализовываться проекты. Ведь на свежем воздухе и работается лучше, тем более что коми народ неразрывно связан с природой!

— Расскажи о том, чем занимаешься в свободное время.

— Петь люблю, хотя в последнее время мало это делаю. Очень люблю лыжи. В последнее время стала много читать, особенно увлеклась Сорокиным.

— А Олимпиаду смотришь?

— Слежу (улыбается). Мы даже ходили с молодёжью в одно заведение, взяли флаг, надели футболки и смотрели открытие.

Сейчас смотрю, но хочется плакать. Обидно за результаты. Так шикарно открывали, а в итоге…

sazhina (1)

 

Справка:

Яна Сажина

25 лет

Родилась и выросла в Сыктывкаре. Училась в Коми национальной гимназии №23, Гимназии искусств при Главе РК, Коми республиканской академии государственной службы и управления.

Вице-президент МАФУН, Председатель Союза коми молодежи «МИ», Член Президиума МОД «Коми войтыр», Председатель молодёжного общественного движения Республики Коми «МИР».

 

Беседовал Алексей Боровенков, фото Ивана Федосеева

  1. в 1972 я был в корткеросе сторожевске кересе сдесь познакомился с девушкой до сих пор помню ее она живет сейчас в сыктывкаре нашел ее сейчас звоню ей мечтаю приехать она естественно замужем ее имя михайлова надежда афанасьевна работает детсад 99 великолепный народ девушки красавицы но боясь навредить наде я наверное не смогу приехать вот такая вобщем то печальная история а вы изумительная женщина

  2. Какая красивая девушка,на казашку похожа.И целеустремленная,болеющая за свой народ.Желаю успехов тебе и твоему народу в деле сохранения национальной идентичности народа коми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *