Минприроды Республики Коми представило дополнительную образовательную общеразвивающую программу «Заповедная школа» педагогам дополнительного образования и преподавателям школ Сыктывдинского района.
Презентация состоялась на минувшей неделе в селе Выльгорт Сыктывдинского района в здании районного управления образования. Интерес, проявленный к программе пришедшими на презентацию учителями, превзошел ожидания разработчиков программы – после демонстрационного показа Управление образования Сыктывдинского района заказало 355 учебно-методических комплектов.
Выпущенный к настоящему времени учебно-методический комплект (УМК) состоит из учебного пособия «Заповедная школа» и прилагаемой к нему иллюстрированной рабочей тетради. Программа направлена на становление у учащихся экологической культуры, экологического стиля мышления, на формирование и принятие ценности любых форм жизни как необходимого условия сохранения биоразнообразия на Земле и условия выживания самого человека. Реализация «Заповедной школы» предусматривает использование различных форм и методов учебной деятельности, позволяющих активизировать всевозможные способы восприятия и усвоения информации на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях.
Программа составлена по заказу Минприроды Республики Коми сотрудником Коми республиканского центра экологического образования Ольгой Социховской. Разработанная ею программа предназначена учащимся 13-16 лет и рассчитана на 72 академических часа. По учебно-методическому плану предусмотрены также индивидуальные занятия с учащимися, проявляющими особый интерес к предметам естественнонаучного профиля.
«Сейчас в школах идут по пути экологизации всех предметов. На мой взгляд, этого недостаточно – необходимо углубленное и системное изучение экологии как отдельного предмета. И мы ставили задачу, чтобы с помощью программы «Заповедная школа» не только повышалась экологическая культура учащихся, но и повышался их уровень знаний по экологии в комплексе», – отметил в своем выступлении на презентации программы «Заповедная школа» директор подведомственного Минприроды Республики Коми «Центра по ООПТ» Александр Ермаков.
Достичь желаемых результатов предполагается посредством вовлечения учащихся в исследовательскую и проектную деятельность по изучению природных экосистем (лесных, водных, болотных) и отдельных природных объектов, в том числе на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Программа неслучайно называется «Заповедная школа» – изучению роли ООПТ в сохранении природных экосистем отведено большое количество учебных часов. По программе предусмотрено научить школьников готовить проектные исследовательские работы и составлять письменные отчеты по изученным темам, а затем публично представлять и защищать результаты своей исследовательской деятельности. (Развитие коммуникативных умений и способностей учащихся – одно из важнейших направлений программы). С готовыми работами каждый из слушателей сможет участвовать в конкурсах республиканского уровня: «Юные исследователи окружающей среды» (ЮнИОС), «Моя малая родина», «Подрост» и многих других.
Слушателей «Заповедной школы» также будут учить формулировать экологические проблемы: глобальные, региональные, локальные и точечные. В качестве точечных проблем в учебном пособии рассматриваются, например, неконтролируемое разрастание борщевика, скопление мусора, увеличение количества бездомных животных. В итоге обучения школьники должны будут уметь анализировать, прогнозировать причины возникновения экологических проблем, а также находить, синтезировать способы их решения.
Составители программы особо выделили заложенный в программу воспитательный эффект. В настоящее время подавляющее большинство людей, включая и школьников, к природе относятся потребительски. Человек строит взаимоотношения с окружающим миром таким образом, чтобы извлекать выгоду исключительно для самого себя. В параграфе «Без вины виноватые» рассказывается о том, что люди ценность природных объектов измеряют их пригодностью или непригодностью для личного использования. Если другая живая особь привлекает человека своими полезными свойствами или просто красотой – он позволяет ей быть рядом с собой, а если нет от нее проку или кажется она некрасивой — то, значит, не имеет права на существование. Дети при таком подходе к природным объектам перестают ценить чужую жизнь, поэтому с легкостью ломают деревья, топчут цветы, уничтожают безобидных насекомых. «Заповедная школа» ориентирует школьников сменить антропоцентрические установки на экоцентрические. При этом детей ориентируют на то, чтобы они не только сами соблюдали правила экологической этики, но и транслировали гуманистические модели поведения на свое ближайшее окружение.
Немало часов в программе отведено разделу «Моя республика». К сожалению, даже взрослые люди с высшим образованием не имеют представления об административно-территориальном делении Республики Коми. Жители нашего края знают, сколько штатов в Америке, но при этом не могут сказать, сколько муниципалитетов насчитывается в родном регионе. Так, 8 из 10 опрошенных взрослых не смогли дать верный ответ на этот простой вопрос. В рабочей тетради, приложенной к учебному пособию «Заповедная школа», есть игровое задание, выполняя которое (путем сложения пазлов) школьники получают представление о расположении муниципальных образований на территории Республики Коми.
В завершение встречи А. Ермаков призывал педагогов подключиться к реализации программы «Заповедная школа» на принципах взаимовыгодного сотрудничества. В природе этот принцип взаимодействия определяется как симбиоз. Руководитель «Центра по ООПТ» подчеркнул, что Минприроды Республики Коми готово помогать учителям в организации учебного процесса, предоставляя необходимый для исследовательской деятельности школьников инструментарий. Кроме того, для проведения полевых экспедиций в ближайшее время можно будет выезжать в село Визинга Сысольского района, где расположена недавно переданная «Центру по ООПТ» Визингским лесничеством опытная база. Как считает А.Ермаков, педагогам совсем не обязательно стремиться проводить экскурсии и практические занятия на ООПТ именно своего района. Зачастую заказники находятся в труднодоступных местах, и доставить туда детей невозможно без нарушения правил безопасности.
По словам А. Ермакова, в республике в настоящее время крайне мало квалифицированных специалистов-экологов. Эту ситуацию удастся переломить, когда в Коми появится Концепция всеобщего экологического образования. На предпоследнем заседании Правительства Республики Коми Минприроды Республики Коми совместно с Минобразом Республики Коми и было поручено разработать этот документ.
По сообщению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК