Спор всегда был, есть и будет самым исчерпывающим источником свежих знаний и оригинальных идей. Схлестнувшись в словесном пинг-понге, ты либо отстаиваешь свою позицию до победного конца, либо уступаешь сопернику. Однако конечный результат — продукт взаимного обмена мыслями.
Выслушивая чужое мнение, мы оцениваем и дополняем собственное. Исключением из этого правила стали дебаты, которые прошли в Лицее №1. Главной целью организаторы и участники поставили не победу отдельной команды, а вовлечение присутствующих в сам процесс рассуждения.
Литературные дебаты стали частью цикла мероприятий, которые проводились в рамках Лермонтовской недели. Эта форма ведения диалога стала приоритетной, потому что она динамична: в споре участвуют, как и выступающие, так и слушатели. Предметом спора была тема: «Одиночество — это вольный выбор каждого?». Одна команда утверждала, что так оно и есть, что человек сам делает осознанный выбор. Их оппоненты настаивали на том, что общество и случайные обстоятельства не оставляют человеку право решать быть ли ему предоставленным самому себе. Литературные аспект состоял в том, что аргументы не должны были ограничиваться собственными рассуждениями, основанными на личном опыте. Высоко оценивалось использование примеров их творчества и личной жизни М.Ю. Лермонтова. Имело значение то, как интерпретируется одно и тоже произведение, потому что разный угол обзора позволял брать его за основу как для одной, так и для другой стороны. Команды по четыре человека, как никогда были внимательны и сосредоточенны: одно неверно сказанное слово могло дать повод соперникам, для того чтобы закидать их самыми каверзными вопросами.
Составы команд были разноуровневые: участвовали ученики девятых, десятых, одиннадцатых классов. Несмотря на разные образовательные профили учеников: физико-математический, гуманитарный, химико-биологический — каждый внес свой собственный вклад в подготовку к дебатам. Рациональный и структурированный подход гармонично сочетался вольным, хаотичным способом мышления. Однако «дебаты» не совсем точное слово, определяющее тип и своеобразие этого события. Они уникальны в своем роде, так как заимствуя лучшие черты из других интеллектуальных состязаний, они формирует новый подход к ведению спора. Особенностями организации и проведения поделилась преподаватель русского языка и литературы, а также главный инициатор литературных дебатов, учитель русского языка и литературы Людмила Анатольевна Леншмидт: «Главное отличие от классического образца дебатов — это цель, с которыми они проводятся. На первый план выходит не отстаивание определенной позиции с последующей победой, а знакомство с альтернативными точками зрения. Они познавательны, так как литературный характер предполагает значительную смысловую нагрузку. Каждая команда заранее готовила вступительную речь, в которой они приводили доводы в свою пользу. Итоговое слово составлялось уже в реальном времени совместными усилиями. После выступления одной стороны, соперники начинали задавать вопросы».

Некоторые из этих вопросов выливались в настоящие мини-войны между участниками. Каждый новый ответ порождал все новые и новые витки вопросов. Дискутирующая пара на время отходила от основной темы и все глубже проникала в сущность отдельных моментов. Расслабляться не позволяли и зрители. Они спрашивали и уточняли то, что осталось им непонятным. Азарт и небольшая фанатичность участников стали лучшим показателем вовлеченности в происходящее. Однако личные противостояния не мешали выполнять общую миссию.
Все это делалось, в первую очередь, для выпускных классов, которым в этом годе предстоит пройти многочисленные испытания, связанными с экзаменами. Были собраны все «лицейские силы», чтобы помочь подготовиться к «пробнику». «Этим людям совсем скоро предстоит писать выпускное сочинение в форме эссе. Одним из заявленных направлений является лермонтовское. В соответствие с этим, когда слушатели активны, их восприятие значительно обостреннее, чем на простом уроке. Живое размышление позволяет почерпнуть для себя намного больше свежих мыслей. У непосредственных участников дебатов развивается умение дискутировать, умение доказывать свою точку зрения, что опять же необходимо при написание итогового сочинения. Эти дебаты стали промежуточным итогом всей учебы», — рассказывает Людмила Анатольевна. Итоги пробника красноречиво говорят о том, полезна ли оказались дебаты: практически все получили заветный зачет.
Сочинение-эссе является очередным нововведением руководителями системы образования. Оно не столько литературное, сколько метапредметное, то есть показывающая степень осведомленности во всех областях знаний. Эта форма аттестации отличается от того, с чем имели дело выпускники последние десять лет. Учителя с большим трудовым стажем отмечают, что тестовая система в совокупности с другими обстоятельствами привели к тому, что дети разучились мыслить, разучились грамотно оформлять свою речь, поэтому они попросту не готовы к такому экзамену.
Умение размышлять и говорить должно быть постоянным. Для этого нужно необходимо ориентироваться не только в русском языке и литературе. Человек, получающий аттестат о среднем образовании, должен иметь представление о всех предметах школьного курса. Развиваясь всесторонне, мы получаем не только конкретные знания по определенным областям, мы учимся переключать свой мозг на разные волны восприятия. Именно ширину своего кругозора необходимо показаться выпускникам, чтобы быть допущенными к экзаменам. Если школа чему-то и должна учить, то не обрывочным группами фактам, а бесценному умению мыслить.
Сергей Колесов, клуб начинающих журналистов «Полярная сова»