Не так давно в Коми пришёл стендап. Мы побеседовали с одним из первых в республике стендап-комиков Александром Устиновым о том, что же это вообще такое.
Очень давно, в первом-втором классе, я ходил в театральный кружок. Это было так давно, что я не верю, что это правда, но родители говорят, что да. Насколько я пользовался популярностью, сейчас судить трудно, потому что когда тебе шесть лет, вообще всё равно на окружающее, лишь бы в костюме волка побегать и почувствовать себя супергероем.
Я интересуюсь стендапом последние три года. Сейчас даже стыдно читать то, что было написано вначале. Года два я собирался с мыслями. Потом меня уволили, появилось много свободного времени, и я записался на открытый микрофон. Было страшно, потому что о стендапе в Сыктывкаре тогда говорили как о каком-то убогом явлении. Но всё равно выступил, понравилось. Людям, наверное, не очень.
В первую очередь, знакомился с западными комиками. В России на тот момент это было не очень популярно. Первым был британский комик Стюарт Ли. С первого раза я это не осилил: человек говорит весь концерт монотонным голосом, а в конце выступления носится по сцене и кричит безумные вещи. Неподготовленному сложно. Может, менталитет не такой, хотя сейчас всё на это списывают. Я далеко не с первой попытки посмотрел даже один концерт, а потом пошло-поехало.
В определённый момент я понял, что выступления стали нравиться с технической точки зрения. Я стал обращать внимание на то, какую подачу используют комики, какая проскальзывает игра слов, какие звучат интонации.
Комика можно и просто слушать, если ты раньше его уже видел. Так можешь в голове создавать живую картинку, представлять, как человек отыграл бы тот или иной момент. Но лучше, конечно, смотреть, чтобы видеть живые эмоции.
На живых выступлениях никогда не был, но с удовольствием съездил бы. Хотел бы попасть на западных комиков: Стюарта Ли, Ричарда Херринга, Бо Бёрнема.
После первого раза я пытался найти народ, который бы мог проводить стендапы вместе со мной. Таковых не оказалось, поэтому выходил в одиночку на всяких творческих вечерах музыкантов, поэтов и так далее. Сейчас уже есть команда из трёх человек.
Юра — семейный человек, недавно стал отцом. Соответственно, и материал у него такого же характера. Особенно радуются девушки, потому что смотреть, как мужчина рассказывает про свою дочь, — это мило. Его преимущество — огромный багаж опыта, как жизненного, так и творческого.
Кирилл, мой друг, в основном любит выставить некоторые вещи, которые вполне естественны, в свете «это ненормально, я ненавижу«. Он не особо мучается над материалом и берёт артистичностью, эмоциями. Выступал он меньше всех, но если у него возникнет желание, Кирилл всего добьётся.
Чтобы встать перед людьми и начать что-то рассказывать, надо быть готовым. Это всё равно, что купаться в холодной воде. Сначала страшно: первый раз прыгнешь, а потом само пойдёт.
Выступал я всего шесть раз. В нашей команде это самый большой опыт, поэтому на меня возложили должности организатора и ведущего. Выходит, если честно, не очень, потому что организатор я так себе. Мне бывает стыдно за то, как проходят вечера. В первый раз вообще была дурацкая ситуация: я пришёл в антикафе пораньше, чтобы посмотреть помещение: где стойки расставить и так далее. Потом решил, чтобы не буду мешаться, немного прогуляюсь. Возвращаюсь, а там зал уже занят, нам дали другую комнату, где звук поставить невозможно, запоздали с началом. Я смотрю на это и думаю: «Катастрофа». Хотя выступил хорошо.
Я работаю на сомнительных работах (тяжело назвать нормальным местом кальянный бар), но на стендапе зарабатывать не собираюсь. Мне нравится сам процесс: писать сценарий, выступать, получать отдачу от людей. Хотя делать на этом деньги можно, но для этого нужно подняться на какой-то уровень.
60-70% материала появляются случайно. Например, по телевизору идёт реклама о глазных каплях, близких по составу к человеческим, а ты думаешь, что это совершенно бесчеловечно. Записываю то, что забавно мне. Не факт, что остальным будет также смешно.
Люди любят тешить своё самомнение, поэтому скажу, что у меня больное чувство юмора.
Пишу о ежедневной жизни, о своих проблемах. В первый раз я рассказывал о том, как меня уволили из ресторана по подозрению, что я курю траву, хотя я не курю, это просто аллергия была. Рассказывал о ненависти родителей, безответной любви и о том, как друзья говорили, что у меня большой член, а гугл сказал, что он маленький. Народ смеялся только на моменте, когда я рассказывал, как мы с другом вместе принимали душ.
Однажды на моё выступление напросилась мама. Там была шутка, как дотеры имеют разного рода отношения с чужими матерями. Мама сидела с огромными глазами, такую шутку было нереально тяжело сказать. Но не буду же я из-за конкретного зрителя перестраивать выступление?
Я очень люблю сравнивать стендап со статистикой: в принципе, это правда, но оперировать этой правдой ты можешь, как хочешь. Где-то преувеличиваешь, где-то проводишь нелепые аналогии. Но говорю я правду.
Я часто отсылаю материал на критику людям, которые либо ненавидят, стендап, либо вообще мне малознакомы. По их отзывам и по моим ощущениям, один раз я всё-таки выступил удачно. Когда грустно, я переслушиваю диктофонную запись очень плохого качества и понимаю, я хорош. Самооценка повышается.
Выступление часто зависит от людей. Мне нравится, когда меня прерывают, пытаются пошутить в ответ. То есть, должен быть диалог, так получается гораздо живее. А когда ты просто рассказываешь, что тебе отец никогда цветы не дарил, а люди сидят с каменными лицами, начинаешь думать, что ты дурак и надо поскорее сваливать.
Я мало читаю, не имею высшего образования. Но с детства была мечта — стать оратором. Сейчас я над этим работаю, и стендап отлично помогает.
Меня раздражает, что как только люди узнают, что я занимаюсь стендапом, сразу просят пошутить. В такие моменты хочется убить себя. Я не против того, чтобы пошутить, но слишком много вещей влияют на то, что шутка зайдёт.
Иногда я хожу в парк, встаю на сцену и мечтаю, как весь город слушает моё выступление.
На Западе люди после работы ходят в камеди-сторы, камеди-бары или просто обычные пабы, чтобы расслабиться. Многие даже не целенаправленно идут на стендап, просто в тот момент выступает комик. Люди параллельно со своим отдыхом слушают человека, проникаются его жизнью. Хочется, чтобы и у нас так было.
Первый вопрос, который я задаю себе, когда пишу текст: «Насколько это близко другим людям?» Пока чаще не угадываю. На моём уровне это очень важно, быть близко к народу.
В субботу буду рассказывать о депрессии, о том, как мне грустно. Если вы хотите послушать, как живут другие люди, приходите.
Беседовал Алексей Боровенков
Фото Ивана Федосеева