В Сыктывкаре работают свыше десятка языковых школ и центров. Количество их продолжает увеличиваться пропорционально росту числа обучающихся. Зачем люди изучают языки, объяснила преподаватель Оксана Колодий.

Оксана Колодий
— Почему люди изучают другие языки?
— Основная категория слушателей – это школьники. Для них изучение языков, в первую очередь, обусловлено учебой. Но если одни обращаются за помощью, так как не справляются со школьной программой, то другие из категории тех, кому скучно на уроках и хочется расширить и углубить свои знания.
Важным будет отметить, что у детей присутствует и огромное желание реализовать себя в заграничных поездках. Многие из подростков задумываются о возможности в будущем работать за границей и ставят перед собой достаточно амбициозные цели.
Кроме того, выезжая в другие страны с родителями, они наглядно убеждаются в том, что полученные знания дают им преимущества. Совсем недавно моя маленькая ученица ездила на новогодние каникулы с семьей в Доминикану. Там она была просто фаворитом всего отеля! В возрасте 10 лет она могла свободно общаться с носителями языка, помогая и русским, и иностранцам понять друг друга, была, своего рода, переводчиком и для тех, и для других.
— А что можно сказать о старшей аудитории?
— У взрослых, скорее всего, это такое своеобразное желание окунуться в «английский» клуб. Это желание отодвинуть на второй план свои бытовые дела и изучать что-нибудь интересное. Есть много людей, которые приходят и говорят о том, что лет 10 хотели изучать иностранный язык, но, в силу разных обстоятельств, не могли реализовать эту возможность. И мне кажется, что взрослым нравятся уроки, проходящие в формате «свободного общения». Они освобождены от сдачи каких-либо экзаменов и получения сертификатов и просто получают удовольствие от самого процесса изучения. Общаются, просматривают фильмы, обсуждают различные темы, выражают свою точку зрения и наслаждаются процессом.
— Кому языки даются легче – детям или взрослым? Женщинам или мужчинам?
— Ответить на этот вопрос мне достаточно сложно, так как среди моих учеников большинство детей. Но если говорить о разнице усвоения языка в группах, где есть мальчики и девочки, то последние преуспевают в этом больше. Потому как они более усидчивые, более терпеливые. Хотя мальчики берут той же своей находчивостью и спонтанностью. К примеру, не зная слов и материала, они смотрят на всё с другой стороны и выдают неожиданный результат.
— Как можно оценить уровень владения иностранным языком?
— В настоящее время приоритетом является «беглость говорения». Конечно, допускается некоторая оплошность в речи и грамматические ошибки. Самое главное — это быстрота реакции человека на какую-то ситуацию: на вопрос, заданный в диалоге; на решение лексических и грамматических задач… Всё это и определяет уровень «говорения» и владения языком.
Для того чтобы выехать за границу и комфортно себя чувствовать, думаю, достаточно уровня «Elementary». Для свободного владения и общения на разные темы нужен уровень «Pre-Intermediate».
— Какие языки, помимо английского, востребованы и популярны?
— Я думаю, что сейчас проявляется большой интерес к арабским языкам. Также людей интересует китайский язык, и очень многие спрашивают итальянский и испанский. Среди учащихся 10-11-х классов наблюдается интерес к финскому языку. Многие из выпускников планируют поступление в ВУЗы Санкт-Петербурга. А близость города с финской границей допускает возможность поиска работы в Финляндии. О немецком языке могу сказать, что спрашивают, но это единичные случаи. Нельзя обойти стороной французский язык, привлекающий своей красотой, звучанием… И что самое интересное, дети, изучающие английский язык, узнав о возможности изучать французский, планируют записаться в группу по его изучению.
— Почему возрос интерес к арабским языкам?
— Не секрет, что в плане путешествий восточные страны являются одним из самых популярных направлений среди наших соотечественников. Люди изучают язык, чтобы чувствовать себя комфортно на отдыхе и иметь возможность без переводчика общаться с местными. Вторым поводом к изучению служит бизнес. Сотрудничество между странами активно развивается. Сейчас сотрудники учат язык, чтобы получить работу или продвинуться в карьерном росте в тех компаниях, которые сотрудничают или имеют филиалы в Тунисе, Египте, Марокко, Объединенных Арабских Эмиратах и т.д. Я думаю, что изучение арабского – это ещё и элемент новизны, некой изюминки, подогревающей интерес аудитории. Не будем забывать и о простом желании общаться и заводить знакомства с носителями другого языка. Всем нам известны ситуации, когда люди мечтают найти за рубежом своего будущего жениха или свою невесту.
— Хотелось бы узнать о нюансах самого процесса преподавания иностранных языков.
— Преподавая азы языка, ты ещё и помогаешь «погрузиться» в другую культуру, другие традиции, другое мировоззрение и другой взгляд на жизнь. Сейчас учащиеся имеют возможность выезжать за границу и, уже в реальном режиме, на собственном опыте, осваивать языковой материал, что делает процесс изучения ярче и увлекательнее.
Также изучение языка происходит более индивидуально, тем самым позволяя раскрыть личные характеристики учащихся. В процессе изучения ребенок раскрывает не только изучаемый материал, но и своё отношение к нему. Он учится говорить и выражать своё мнение.
— Есть расхожее утверждение: чтобы разговаривать на другом языке, нужно не только уметь понимать его, но и мыслить иначе.
— В каждом языке есть свои тонкости и нюансы. Очень важно объяснить, как правильно соотнести смысл и грамматику предложения на иностранном языке со структурой русского языка.
Сразу отмечу, что английский структурнее, нежели русский. В нём существует строгое положение слов в предложении. И самое главное — уловить эту систему и стараться использовать её в построении предложений. Формирование базы построения предложения равнозначно правильному изложению мысли.
— Для кого-то «иностранным» является русский язык. Что можно сказать о практике изучения нашего языка иностранцами?
— К нам обращались люди, которые хотели бы пожить какое-то время в России, и им необходимы услуги в изучении нашего языка. Пока это единичные случаи. Нам звонят из разных стран, интересуются. В перспективе, мы хотим наладить обучение on-line наших учеников иностранными учителями и, в свою очередь, чтобы иностранные студенты могли изучать русский язык.
Для иностранцев изучение русского занимает гораздо больше времени, нежели для нас иностранного. Много трудностей возникает при передаче лексических оборотов и грамматической структуры с русского языка на свой родной. То, что для нас естественно, кажется им огромной сложностью. Для иностранцев русский язык, действительно, «могуч и богат».
— Что можно сказать о литературе по изучению языков?
— Сегодня рынок изобилует огромным количеством пособий. Но, на мой взгляд, лучше придерживаться классических учебников крупных издательств, которые имеют большой штат людей, целенаправленно работающих по изучению и анализу тенденций языка, его грамматике и произношению. Такие издательства ежегодно или в течение 3-4 лет проводят обновление всей серии учебников. Это помогает отражать современные реалии, влияющие на изменения в языке.
Желательно, чтобы учебный материал имел звуковое сопровождение. При изучении языков нужно задействовать сразу несколько аспектов: чтение, письмо и аудирование. Без терпеливого и многократного повторения и переписывания добиться какого-либо результата невозможно. Быстрый результат в изучении языка – это миф! Широко распространенные краткосрочные курсы будут удобны и полезны тем, кто уже имеет определенную базу знаний.
— Каковы компоненты успеха в изучении языков?
— Доброе отношение к людям и позитивный настрой.
Беседовала Александра Ярмолюк