С таким предложением выступили участники коллегии Министерства образования и молодежной политики Республики Коми в ходе рассмотрения вопроса «Организационно-методические подходы к обеспечению образовательного процесса при внедрении ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
С 1 сентября 2016 года в России вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт предусматривает дифференцированный подход к условиям обучения детей и их результатам с учетом их индивидуальных потребностей. Согласно этому документу, любая школа должна быть готова принять ученика с ОВЗ.
Участники коллегии отметили, что такие дети нуждаются в создании специальных образовательных условий. Однако на сегодня существует проблема: когда ребенок приходит в школу с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, где прописаны эти условия, зачастую организации не готовы их обеспечить. Ситуацию сможет изменить реестр детей с особыми образовательными потребностями, который должен быть сформирован в каждом муниципалитете с учетом четкой преемственности между дошкольными и общеобразовательными организациями.
По мнению министра образования и молодежной политики Республики Коми Светланы Моисеевой-Архиповой, сформированный реестр даст возможность образовательному учреждению сработать на опережение и быть готовым к приему ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а дети в свою очередь смогут получать более качественное образование.
Еще одной проблемой является выявление детей, не охваченных образовательными услугами в силу тяжести заболевания. По данным регионального министерства образования, таких в Республике Коми более 100 человек.
«Теперь ФГОС обязывает нас выявить индивидуальные особенности, образовательные потребности таких детей и включить их в образовательный процесс по специальным индивидуальным программам развития, — отметила Светлана Моисеева-Архипова. — Конечно, предстоит большая работа с родителями. Разъяснительную работу нужно вести последовательно, поэтапно, индивидуально с каждой семьей, чтобы никаким образом не навредить ребенку, не ухудшить его состояние здоровья. Ведь кроме обучения есть колоссальная функция социализации. Дети должны учиться в обществе, а не находится в четырех стенах. Это еще и нравственный, воспитательный потенциал для здоровых детей. Необходимо, чтобы общество понимало, что такие дети не лучше или хуже, а просто другие — дети, которые требуют особого педагогического внимания».
Также в рамках коллегии участникам были представлены выступления о ходе реализации государственной политики Республики Коми в сфере подготовки квалифицированных кадров для отрасли «Образование», а также новые формы организации и самоорганизации детей и молодежи, а именно «Российское движение школьников», «Юнармия», «Социально-коммуникативный проект «Цивилизация России».
Также на заседании работникам образования были вручены благодарственные письма от Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования за проведение государственной итоговой аттестации и Правительства Республики Коми за помощь в проведении мероприятий, посвященных 95-летию региона.
По сообщению Министерства образования и молодежной политики РК