10 медицинских открытий, которые спасли миллионы людей

Во времена, когда операции проводятся под наркозом, большинство болезней лечатся таблетками или вовсе предотвращаются профилактикой, сложно себе представить, какие муки испытывали наши далёкие и не очень предки. Им, например, приходилось ложиться под нож без анестезии или пускать кровь вместо того, чтобы пить аспирин. Мы собрали десятку медицинский открытий, которые сделали нашу жизнь длиннее и здоровее.

1. Анатомия человека

1. Да Винчи - Витрувианский человек

Сейчас в это сложно поверить, но когда-то человек не знал точно, где находятся почки и сколько костей в скелете. Вплоть до XVI века операции были редкостью и не было даже мысли, что можно препарировать трупы.

Бельгийский врач Андреас Везалий шокировал многих, когда первым решил это делать. Трупы приходилось искать ночью, потому что легально такой материал достать было невозможно.

Книга Везалия «О строении человеческого тела», опубликованная в 1538-м году считается одним из величайших трудов в области медицины. В ней впервые даётся верное описание строения человеческого тела.

Книга разошлась огромным тиражом. Так сведения об анатомии человека стали гораздо более доступными. Благодаря Везалию, изучение анатомии человека посредством вскрытия, стало неотъемлемой частью подготовки врачей.

2. Кровообращение

2. Репин - Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

До начала XVII века процесс кровообращения представляли неверно. Преобладала теория, согласно которой кровь приливала к сердцу через поры в мягких тканях тела. Среди приверженцев этой мысли был и английский врач Уильям Гарвей, но чем больше он наблюдал биение сердца у животных, тем лучше понимал, что общепринятое мнение неверно.

Проводя вскрытия, Гарвей обнаружил, что у сердца есть однонаправленные клапаны, позволяющие крови течь лишь в одном направлении. Одни клапаны впускали кровь, другие — выпускали. Гарвей понял, что сердце качает кровь в артерии, затем она проходит через вены и, замыкая круг, возвращается к сердцу, чтобы затем начать цикл сначала.

Во всём мире в операционных применяют хирургические зажимы, блокирующие течение крови и сохраняющие систему кровообращения пациента в неприкосновенности во время операции. Так кровопотери были сведены к минимуму, и хирургическое вмешательство стало более безопасным.

3. Анестезия

3. Никола Пуссен - Мученичество святого Эразма

Без анестезии операции были кошмаром наяву. Пациентов привязывали к столу, а хирурги старались работать как можно быстрее. Вот воспоминания прооперированной, относящиеся к 1811-му году: «Когда ужасная сталь вонзилась в меня, рассекая вены, артерии, плоть, нервы, меня уже не нужно было просить не вмешиваться. Я издала вопль и кричала, пока всё не закончилось». Хирургия была последним средством, и многие предпочитали умереть, чем лечь под нож хирурга. Лишь иногда для облегчения боли во время операций использовались подручные средства, некоторые из которых были наркотиками.

К 1840-м годам несколько американцев занимались поиском более эффективного анестетика: два дантиста Вильям Мортон и Хорост Уэлс и доктор Крофорд Лонг. Они экспериментировали с двумя веществами: закисью азота (веселящий газ) и жидкой смесью спирта и серной кислоты. Вопрос о том, кто именно открыл анестезию, остаётся спорным, на это претендовали все трое.

Одна из первых публичных демонстраций анестезии состоялась 16 октября 1846-го года. На суд широкой публики представили устройство собственного изобретения. Пациенту, которому предстояло удалить опухоль на шее, дали эфир. Люди крайне изумились, когда пациент не закричал. После операции он сообщил, что всё это время ничего не чувствовал.

4. Группы крови

4. Джексон Поллок - Номер 8

Европу в начале XX века переполнял энтузиазм по поводу переливания крови. Но радость была недолгой, поскольку совсем скоро пошли сообщения о погибших.

Австрийский врач Карл Ландштейнер решил найти ответ, почему переливание работает не всегда. Он смешал образцы крови от разных доноров и изучил результаты. В некоторых случаях кровь смешалась удачно, зато в других — свернулась и стала вязкой. Ландштейнер обнаружил, что кровь сворачивается, когда особые белки в крови реципиента, так называемые антитела, вступают в реакцию с другими белками в эритроцитах донора – антигенами. Врач осознал, что не вся человеческая кровь одинакова. Оказалось, что её можно разделить на четыре группы, а для переливания необходима кровь той же группы.

4. Не живопись, а музыка

Открытие Ландштейнера тут же отразилось на медицинской практике. Через несколько лет переливанием занимались уже во всём мире, спасая множество жизней. Благодаря точному определению группы крови, к 50-м годам стала возможна пересадка органов.

5. Рентгеновские лучи

5. Ник Визи - Рентген-арт

В конце XIX века люди использовали электричество, толком не понимая, что это такое. В 1895 году немецкий физик Вильгельм Рентген экспериментировал с электронно-лучевой трубкой. Рентгена заинтересовало свечение, создаваемое лучами, исходившими из трубки. Для одного из экспериментов он окружил трубку чёрным картоном и затемнил комнату. Когда он включил трубку, физика поразила одна вещь —  фотографическая пластина в его лаборатории светилась. Рентген понял, что луч, исходящий из трубки, — вовсе не катодный луч. Это было совершенно неизвестное явление, и Рентген назвал его «X-Ray».

Общественность приняла открытие сразу же, не устраивая масштабных дебатов. А это удивительное для науки явление.

6. Микробное происхождение болезней

6. Мишель Бэнкс - Портреты бактерий

1846-й год, Вена. В городской больнице многие из находившихся здесь рожениц умирали. Причина – родильная горячка, инфекция матки. Когда доктор Игнац Земмельвейс начал там работать, он был встревожен масштабом бедствия и озадачен странной несообразностью. В больнице было два отделения, в одном роды принимали врачи, а в другом — акушерки. Земмельвейс обнаружил, что в том отделении, где роды принимали врачи, рожениц умирало больше. Также он заметил, что одним из главных различий в работе врачей и акушерок было то, что врачи проводили вскрытие умерших рожениц. Затем они шли принимать роды или осматривать матерей, даже не вымыв рук. Земмельвейс задумался, не переносят ли врачи на своих руках некие невидимые частички, которые затем передаются пациенткам и влекут за собой смерть? Чтобы выяснить это, он провёл опыт. Он заставил студентов-медиков мыть руки в растворе хлорной извести. Количество летальных исходов тут же упало до 1% Благодаря этому эксперименту Земмельвейс осознал, что инфекционные заболевания имеют лишь одну причину, и если её исключить, болезнь не возникнет.

Но в 1846-м году идеи Земмельвейса не приняли всерьёз. Прошло ещё целых 10 лет, прежде чем на микроорганизмы обратил внимание Луи Пастер. На верный след Пастера вывела его работа для винодельческой и пивоваренной промышленности. Он пытался выяснить, почему лишь малая часть вина, производимого в его стране, не портится. Пастер обнаружил, что в прокисшем вине есть особые микроорганизмы, микробы, и именно они заставляют вино скисать. Но путём простого нагрева микробы можно убить, и вино будет спасено. Так родилась пастеризация.

Когда потребовалось найти причину инфекционных заболеваний, Пастер знал, где её искать. Он выяснил, что микробы вызывают определённые болезни, и доказал это, проведя серию экспериментов, из которых родилась теория микробного развития организмов.

7. Вакцинация

7. Карикатура 1802 на вакцинацию против оспы

В XVIII веке от оспы во всём мире умерло около 40 млн. человек. Врачи не могли найти ни причины возникновения болезни, ни средства от неё. Но в одной английской деревушке разговоры о том, что часть местных жителей не восприимчива к оспе, привлекли внимание местного врача Эдварда Дженнера.

Ходили слухи, что работницы молочных ферм не болеют оспой, потому что уже перенесли ей коровью форму — более лёгкую болезнь, поражавшую скот. У больных коровьей оспой поднималась температура и на руках возникали язвочки. Дженнер изучил этот феномен и задумался, может быть, гной из этих язвочек каким-то образом защищает организм от оспы? Во время очередной вспышки врач взял жидкость из язвочки на руке доярки. Затем он ввёл здоровому восьмилетнему мальчику вирус коровьей оспы. В последующие дни у мальчика был лёгкий жар и появилось несколько оспенных пузырьков. Через шесть недель Дженнер привил мальчику оспу и стал ждать, чем обернётся эксперимент. Мальчик оказался  совершенно здоров и невосприимчив к оспе.

Это была первая попытка вмешаться в течение болезни, предотвратив её заранее. Сейчас люди даже не прививаются от оспы, поскольку за многовековую историю противостояния болезнь оказалась разгромлена.

8. Витамины

8. Портрет сэра Фредерика Гоулэнда Хопкинса

На протяжении всей истории цинга была тяжёлым заболеванием, вызывавшим у моряков поражения кожи и кровотечения. Наконец, в 1747 году корабельный хирург шотландец Джеймс Линд нашёл от неё средство. Он обнаружил, что цингу можно предотвратить, включив в рацион матросов цитрусовые.

Другим частым заболеванием у моряков была бери-бери — болезнь, поражавшая нервы, сердце и пищеварительный тракт. В конце XIX века голландский врач Христиан Эйкман определил, что болезнь обусловлена употреблением в пищу белого шлифованного риса, вместо бурого нешлифованного.

Хотя оба этих открытия указывали на связь заболеваний с питанием и его недостатками, в чём заключалась эта связь смог выяснить лишь английский биохимик Фредерик Хопкинс. Он предположил, что организму необходимы вещества, которые есть только в определённых продуктах. Чтобы доказать свою гипотезу, Хопкинс провёл серию экспериментов. Он давал мышам искусственное питание, состоящее исключительно из чистых белков, жиров, углеводов и солей. Мыши ослабли и перестали расти. Но после небольшого количества молока, мыши снова поправились. Хопкинс открыл, как он выразился, «незаменимый фактор питания», который позже назвали витаминами.

9. Иммунитет

9. Ольга Мечникова - И.И. Мечников

Врачи очень долгое время совершенно не представляли, как функционирует защитная система организма. Хотя сам иммунитет был известен задолго до XX века.

Находясь с семейством на отдыхе в Италии, Илья Ильич Мечников отправил родных на представление заезжей цирковой труппы, а сам остался дома, чтобы поработать. Мечников рассматривал личинку морской звезды под микроскопом. Точнее, изучал, что произойдёт, если ей под кожу всадить занозу. Вокруг занозы собрались ранее не замеченные им клетки (личинка морской звезды совершенно прозрачна) и полностью съели деревяшку. Затем Илья Ильич начал подсаживать в личинки живых бактерий, которых эти клетки также переварили.

Решив, что он открыл механизм защиты организма от инфекций, Мечников сообщил об этом научному сообществу. Но оно поначалу скептически отнеслось к великому открытию, поскольку в это же время Пауль Эрлих доказал, что организм защищается при помощи особых белков, антител, которые связывают токсины бактерий. Спор между Мечниковым и Эрлихом был нешуточный — вслед за учёными к делу подключилась желтая пресса, а затем и Бернард Шоу, выпустивший в свет пьесу «Врач на распутье», в которой на сцене спорят о роли фагоцитов и антител. В Стокгольме же решили разделить Нобелевскую премию 1908-го года на двоих.

Чуть позже была разработана теория иммунитета, согласно которой в борьбе с бактериями действуют и антитела, и фагоциты, и многие другие факторы.

10. Пенициллин

(c) Rosenstiel's; Supplied by The Public Catalogue Foundation

После Первой Мировой войны, унесшей свыше 10 млн. жизней, поиски безопасных методов отражения бактериальной агрессии усилились. Ведь многие умерли не на полях сражений, а от инфицированных ран. В исследованиях участвовал и шотландский врач Александр Флеминг. Изучая бактерии стафилококки, Флеминг заметил, что в центре лабораторной чаши растёт нечто необычное – плесень, а вокруг неё бактерии погибли. Это заставило его предположить, что плесень выделяет вещество, губительное для бактерий. Это вещество Флеминг назвал пенициллином. Следующие несколько лет врач пытался выделить пенициллин и применить его в лечении инфекций, но попытки оказались тщетными.

В 1935 году сотрудники Оксфордского университета Хоуард Флори и Эрнст Чейн наткнулись на отчёт о незаконченных экспериментах Флеминга и решили попытать счастья. Им таки удалось выделить пенициллин в чистом виде и доказать его спасительную миссию.

Так, благодаря Флемингу, Флори и Чейну, мир получил первый антибиотик. Это лекарство стало настоящим чудом. Оно лечило от огромного количества недугов: острого фарингита, ревматизма, скарлатины, сифилиса и гонореи… Кроме того, человечество узнало об антибиотиках.

 

Алексей Боровенков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *