В последнее время набирает популярность коми национальная борьба «Зумыд ош», организуются районные и республиканские соревнования, например, памяти политического и общественного деятеля Коми Зосима Панева. Идея их проведения принадлежит тренеру и ветерану спорта Владимиру Оплеснину, который рассказал «Твоей Параллели» о «медвежьей борьбе».

— Что такое зумыд ош? С каким общеизвестным видом единоборств его можно сравнить?
— Это была народная забава коми. Все в детстве играли в «Царя горы». Это русский вариант. А в коми варианте это зумыд ош. Правила просты: круг, за который надо вытолкнуть противника. Либо сделать чистый бросок, чтобы противник упал на лопатки. По сравнению с дзюдо можно делать захват за голову и за ноги. И так называемый медвежий захват, который в дзюдо и спортивной борьбе запрещён. Достаточно много приёмов, тактики борьбы. В техническом плане зумыд ош значительно отличается от дзюдо и самбо.
Но ближе всего к нашей борьбе – сумо. Наиболее высокие шансы победить имеет тот, кто обладает хорошими техническими навыками. При этом большое значение имеет вес. Пока в зумыд ош нет весовых и возрастных категорий. В Корткеросе будет третий республиканский турнир по зумыд ош, но к нему надо как следует подготовиться в плане классификации борьбы. Ведь в Объячево борются по одним правилам, в Усть-Куломском – по другим, в Сыктывдине – по третьим.
Государственный Совет Коми принял закон, по которому борьба зумыд ош объявлена национальным видом спорта. Если раньше Спортагентство Коми игнорировало зумыд ош, впрочем, мы к ним особо и не обращались, то сейчас мы рассчитываем на их поддержку.
— Сколько человек занимаются зумыд ош в наши дни?
— Где-то в районе 200 на серьёзном уровне. Плюс, когда в районах проводятся показательные турниры, там дополнительно привлекаются участники. Это бывшие спецназовцы, десантники. Лесорубы любят выходить на борьбу. Три года назад первое место взял лесоруб из Богородска, который всех просто-напросто разорвал. Физически очень развитый самородок. В принципе, все, кто занимался любым видом борьбы, могут попробовать себя и в зумыд ош.

— Какие соревнования уже проходили, какие собираетесь провести?
— В течение последних пяти лет прошло около десяти турниров: в Помоздино, в Объячево, в Сыктывкаре, в Выльгорте, в Корткеросе. Широкомасштабные турниры проходили на 99-летие Зосима Панева в Корткеросе и на столетие – в Финно-угорском этнопарке в Ыбе. Сейчас готовимся к турниру, посвящённому 101-летию Панева, который пройдёт в Корткеросе. Мы хотим расширить рамки, провести его в формате фестиваля.
Еще очень хочется обратиться к композиторам, чтобы они написали гимн для зумыд ош. А то есть гимны самбо, дзюдо. Когда на соревнования по самбо выходишь, они такой рэп врубают, что сразу настрой появляется. Нам тоже нужно что-нибудь узнаваемое.
— За пределы республики зумыд ош выезжал?
— Чтобы куда-то выезжать, нужно финансирование. Мы стараемся приглашать людей из других регионов, чтобы они нашу борьбу оценили. В Грузии есть борьба чидаоба, в Татарстане – куреш, которые признаны и за пределами своих регионов. Почему-то татары могут финансировать свои виды спорта, а у нас финансирования нет.

— Что дают занятия «медвежьей борьбой»?
— Для детей это социализация. В принципе, детский спорт способствует социализации. Социализация ребёнка через спорт намного лучше, чем через колонию и тюрьму.
— Теперь дурацкий вопрос, из разряда тех, которые интересуют всех во все времена. Если встретятся «зумыдошист» и дзюдоист, кто кого?
— Мне кажется, в подобной ситуации выиграет борец вольного стиля. Я так думаю, потому что мы часто пересекаемся с вольниками, и на предстоящий в Корткеросе турнир постараемся их привезти. С моей точки зрения, они и в нашей борьбе победят.
Беседовал Илья Баканов
Фото Ивана Федосеева