Концепция молодежной политики в Республике Коми
- Общие положения
Концепция молодежной политики разработана на основе концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Концепция служит основой для организации работы органов государственной власти Республики Коми и местного самоуправления при решении вопросов, связанных с реализацией государственной молодежной политики.
Основанием для выделения молодёжной политики из общего контекста государственной политики является признание роли молодёжи как стратегического ресурса социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Коми.
Концепция разработана с целью выработки системного и интегративного подхода к формированию, развитию и реализации государственной молодежной политики в Республике Коми.
Концепция носит установочный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, но дает содержательные требования к разработке соответствующих рабочих документов – программ и проектов и носит межведомственный характер.
Цель концепции – реализация социальной поддержки молодежи для более полного включения ее в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь региона, а также формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, гарантированное предоставление социальных услуг, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, поддержка молодой семьи, содействие предпринимательской деятельности, поддержка талантливой молодежи, формирования общероссийской гражданской идентичности молодежи, реализации ее инновационного потенциала в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
Поддержка молодежи – это комплекс правовых, экономических, социальных, организационных, консультативных мер, направленный на создание наиболее благоприятных условий для развития потенциала молодой личности, реализация которого входит в обязанности органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления Республики Коми.
Координация мероприятий по реализации Концепции осуществляется Агентством Республики Коми по делам молодёжи, которое выполняет функции по выработке и реализации концепции и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики.
- Особенности положения молодежи и состояние государственной молодежной политики в Республике Коми.
Численность населения по полу и возрасту
по Республике Коми
Численность населения по полу и отдельным возрастным группам (0-34 года)Оценка на начало года; человек |
|
Мужчины и женщины |
Мужчины |
Женщины |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
Все население |
880639 |
872057 |
415923 |
412109 |
464716 |
459948 |
в том числе
в возрасте, лет: |
|
|
|
|
|
|
0-4 |
57411 |
58307 |
29436 |
29976 |
27975 |
28331 |
5-9 |
51209 |
51793 |
26021 |
26317 |
25188 |
25476 |
10-14 |
45819 |
46464 |
23471 |
23770 |
22348 |
22694 |
15-19 |
44791 |
44029 |
22509 |
22162 |
22282 |
21867 |
20-24 |
55653 |
50153 |
29647 |
26855 |
26006 |
23298 |
25-29 |
78654 |
74291 |
41280 |
39286 |
37374 |
35005 |
30-34 |
74992 |
75328 |
38649 |
38769 |
36343 |
36559 |
Численность населения Республики Коми, городов и районов по полу и возрасту на 1 января 2014 года
http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/ru/statistics/population/
Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, к экономически активному населению) на конец октября 2014 г. соответствовал 1,1 % (год назад – 1,2 %). Официальный статус «безработного» имели 5,7 тысяч человек (на 4 % меньше, чем год назад). Потребность организаций в работниках возросла на 15 %, в 2,3 раза превышая число состоящих на учете, не занятых трудовой деятельностью граждан. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 0,4 человека (в конце сентября 2013 г. — 0,5 человека).*
* Пресс-материалы для СМИ Copyright © Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми
Денежные доходы населения в Республике Коми в январе-сентябре 2014г., по предварительным данным, составили 219,5 миллиарда рублей и возросли по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. на 0,7%. Денежные расходы населения сложились в сумме 204 миллиарда рублей, что на 1% больше, чем в аналогичном периоде 2013 года. Объем средств, израсходованных за пределами республики и оставшихся на руках, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизился на 2,4% и составил 15,5 миллиарда рублей.
Реальные денежные доходы населения в январе-сентябре 2014г. по сравнению с аналогичным периодом 2013г. снизились на 6,1%, в сентябре 2014г. — на 7,6%, относительно августа 2014г. — возросли на 3,2%.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-сентябре 2014г. по сравнению с соответствующим периодом 2013г. сократились на 6,7%, в сентябре 2014г. — на 7,9%, относительно августа 2014г. — возросли на 2%.
Среднедушевой денежный доход за девять месяцев 2014г. в среднем за месяц составил 28 тысяч рублей, что на 1,7% больше аналогичного периода 2013г., в сентябре 2014г. — 26,7 тысячи рублей, превысив уровень сентября 2013г. на 0,6%.*
По оценке, численность постоянного населения республики на 1 октября 2014 г. составила 866,7 тысячи человек и с начала года уменьшилась на 5,4 тысячи человек, или на 0,6% (за январь-сентябрь 2013г. — на 0,7%). Причиной являлся миграционный отток населения. Естественный прирост населения частично компенсировал миграционную убыль.
Естественный прирост населения в расчете на 1 000 человек в январе-сентябре 2014 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года уменьшился с 2,3‰ до 1,9‰, в том числе в городской местности — с 2,4‰ до 2,1‰, в сельской — с 1,9‰ до 1,2‰. *
* «Социально-экономическое положение Республики Коми» является официальным ежемесячным изданием Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.
Эти факторы оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие Республики Коми и требуют принятия комплекса дополнительных мер в экономике, в социальной, образовательной сферах, а также в сфере молодежной политики.
Данные социологических исследований показывают, что молодежь в настоящее время не в полной мере удовлетворена своим положением, уровнем защиты своих прав и законных интересов. К числу наиболее актуальных проблем молодые люди относят безработицу, распространение наркомании, алкоголизма, необеспеченность жильем, рост цен. Не удовлетворены своим материальным положением более половины респондентов. Молодежь в силу отсутствия социальных навыков и профессионального опыта оказывается наиболее незащищенной группой населения.
Вовлечение молодежи в социальную практику обеспечивается в значительной мере через ее участие в работе молодежных общественных объединений.
Оценка современной ситуации позволяет сделать вывод о необходимости выработки нового стратегического подхода к реализации государственной молодежной политики, который должен предусматривать создание условий для социализации молодежи.
Как отмечается в Стратегии социально – экономического развития Республики Коми на период до 2020 года:
Приоритетными направлениями в реализации молодежной политики будут:
- создание правовых, организационных и социально-экономических условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения;
- создание условий для развития гражданской активности молодежи, развитие и поддержка позитивных форм самоорганизации, самоуправления и самодеятельности;
- формирование механизма самореализации инновационного потенциала молодых граждан.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих основных задач:
- развитие нормативно-правовой базы Республики Коми государственной молодежной политики;
- вовлечение молодежи в социальную практику;
- развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность;
- внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи;
- содействие интеграции лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;
- развитие созидательной активности молодежи; внедрение и распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью;
- формирование целостной системы поддержки способной, инициативной и талантливой молодежи, продвижения продуктов ее научной, инновационной деятельности и предпринимательского потенциала;
- содействие формированию навыков здорового образа жизни молодежи,
- чувства патриотизма и гражданской ответственности;
- обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан;
- противодействие негативным проявлениям и агрессивно настроенным молодежным движениям, призывающим к национальной вражде, координация правозащитных молодежных движений.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на активное вовлечение молодого поколения в социально-экономическое развитие Республики Коми, позволит:
- усовершенствовать систему информационно-консультационной поддержки реализации молодежной политики в Республике Коми;
- повысить социальную активность и развить потенциал молодежи в различных сферах общественной жизни и экономической деятельности;
- развить систему мер по выявлению и поддержке талантливой молодежи и продвижению продуктов ее научной и инновационной деятельности;
- обеспечить рост численности молодых людей, входящих в общественные объединения;
- улучшить физическое здоровье и социально-психологическое самочувствие молодежи;
- снизить уровень молодежной безработицы;
- увеличить долю численности молодежи в возрасте 14-30 лет, охваченной мероприятиями по формированию здорового образа жизни, в общей численности молодежи Республики Коми;
- увеличить долю молодежи в возрасте 14-30 лет, участвующих в программах по развитию инновационного и предпринимательского потенциала молодежи, в общей численности молодежи Республики Коми.
Особое внимание, как подчеркнуто в Стратегии В.М. Гайзера «От мечты к реальности — 10 лет пути», должно быть уделено трудоустройству молодежи, для этого планируется:
— Обеспечение реализации проекта «Молодежное предпринимательство» с целью вовлечения молодежи в предпринимательскую и инновационную деятельность.
— Разработка и законодательное закрепление мер государственной поддержки выпускников учреждений профессионального образования, получивших профессии (специальности), наиболее востребованные в отраслях экономики, и трудоустроившихся в соответствии с полученной профессией (специальностью) в организациях республики, в том числе, находящихся в сельской местности.
— Создание на республиканском уровне и в муниципальных образованиях республики центров профессиональной ориентации населения, консультированию и содействию трудоустройству студентов (учащихся) и выпускников.
— Реализация проекта «Летопись рабочей славы», направленного на пропаганду рабочих профессий, повышение престижа начального профессионального образования, формирование среди молодежи и населения позитивного образа выпускника учреждения начального профессионального образования.
III. Цель и принципы государственной молодежной политики в Республике Коми
Целью государственной молодежной политики в Республике Коми является создание правовых, экономических и организационных условий для гармоничного развития, эффективной социализации, успешной самореализации, формирования общероссийской гражданской идентичности молодежи, реализации ее инновационного потенциала в интересах устойчивого развития России.
Достижение указанной цели в значительной мере зависит от успешного решения задач социально-экономического развития Республики Коми в целом, включая обеспечение стабильного экономического роста, повышения благосостояния населения, развития человеческого капитала, повышения уровня образования и правового просвещения граждан, формирования социальной инфраструктуры, отвечающей потребностям населения.
Государственная молодежная политика в Республике Коми должна строиться исходя из следующих принципов:
- участие молодежи и институтов гражданского общества в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- адресность и индивидуальный подход, предполагающий учет особенностей каждой возрастной, социальной, профессиональной, этнической групп молодежи;
- приоритет интересов, потребностей молодежи и учет ее мнения при разработке и реализации программ социально-экономического развития;
- межведомственный подход в реализации государственной молодежной политики;
- информационная открытость и независимость оценки результатов реализации государственной молодежной политики.
- Приоритетные задачи государственной молодежной политики в Республике Коми
Для достижения цели государственной молодежной политики необходимо обеспечить реализацию мероприятий по следующим основным направлениям государственной молодежной политики:
- духовно-нравственное развитие и гражданское образование молодежи;
- вовлечение молодежи в социальную практику;
- поддержка инициативной и талантливой молодежи;
- поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Мероприятия по духовно-нравственному развитию и гражданскому образованию молодежи включают в себя:
- воспитание гражданственности и патриотизма, в том числе:
- проведение мероприятий по гражданскому образованию, патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи;
- привлечение авторитетных лидеров общественного мнения к участию в работе по духовно-нравственному воспитанию молодежи и пропаганде семейных ценностей;
- оказание государственной поддержки инициативам общественных объединений, направленным на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
- проведение региональных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по обмену опытом работы с участием патриотических организаций;
- создание, развитие и поддержку клубов и объединений патриотической направленности;
- воспитание культуры межнационального общения, интеграцию молодежи в общероссийское политико-экономическое и социально-культурное пространство, в том числе:
- обеспечение участия молодежи в региональных, межрегиональных и общероссийских мероприятиях, проводимых в других регионах страны, содействие межрегиональному и межкультурному диалогу;
- организацию межрегиональных молодежных обменов для молодежи и стажировок для специалистов органов по делам молодежи, сотрудников государственных и муниципальных учреждений, лидеров молодежных и детских общественных объединений;
- формирование здорового образа жизни и организацию досуга молодежи, в том числе:
— организацию бесплатных спортивных секций, кружков художественного и технического творчества, объединений по интересам по месту жительства на базе учреждений органов по делам молодежи;
— организацию участия молодежи в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;
— формирование и поддержку деятельности молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;
— формирование и поддержку деятельности региональных и местных советов спортивных болельщиков;
- организацию взаимодействия с неформальными молодежными объединениями и вовлечение их участников в социально-значимую деятельность.
Мероприятия по вовлечению молодежи в социальную практику включают в себя содействие занятости молодежи, развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе:
- организацию деятельности специализированных организаций по трудоустройству молодежи (молодежных бирж труда, центров трудоустройства выпускников, штабов студенческих отрядов, бизнес-инкубаторов);
- развитие системы профессиональной ориентации молодежи, включая ознакомление с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях, а также проведение информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
- организацию временной и сезонной занятости молодежи;
- создание условий и стимулов для трудоустройства молодых специалистов;
- создание условий для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность (информирование о программах поддержки и развития малого бизнеса, организация обучения основам предпринимательской деятельности, оказание финансовой и иной поддержки предприятиям, созданным молодыми людьми);
- формирование и поддержку деятельности добровольных молодежных дружин и отрядов правопорядка;
- создание условий для вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность, обучение и подготовку волонтеров, а также использование их труда в целях социально-экономического развития региона;
- содействие обеспечению молодежи доступным жильем, в том числе:
- разработку и развитие новых форм обеспечения молодежи доступным жильем (социальные выплаты на строительство или приобретение жилья, субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту и др.);
- поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений, в том числе:
- вовлечение молодежи в деятельность молодежных и детских общественных объединений, развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления;
- формирование региональных реестров молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;
- оказание государственной поддержки зарегистрированным в установленном порядке общественным объединениям, входящим в федеральный и региональный реестры молодежных и детских объединений, в том числе в форме грантов на реализацию проектов в сфере государственной молодежной политики;
- организацию обучения и повышения квалификации молодых лидеров, руководителей и актива молодежных и детских общественных объединений;
- организацию стажировок лидеров молодежных и детских общественных объединений в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и иных учреждениях и организациях;
- Мероприятия по поддержке инициативной и талантливой молодежи включают в себя:
- разработку и внедрение механизмов выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи;
- создание и поддержку центров научно-технического творчества молодежи, стимулирование инновационной деятельности молодежи;
- Мероприятия по поддержке молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, включают в себя:
- профилактику правонарушений в молодежной среде;
- организацию антинаркотической пропаганды среди молодежи и развитие системы социальной адаптации;
- организацию консультационных услуг для молодежи, в том числе с использованием современных информационных технологий;
- Механизмы реализации Концепции
Для реализации Концепции необходимо осуществить систему мер, направленных на совершенствование правового, кадрового, научно-методического, информационного и финансового обеспечения государственной молодежной политики Республики Коми.
Нормативное правовое обеспечение предусматривает внесение изменений в региональные нормативно — правовые акты, а также учет положений Концепции при принятии региональных нормативно-правовых актов, утверждении региональных программ, комплексных планов и перечней мероприятий.
Кадровое и научно-методическое обеспечение предусматривает реализацию мер по организации профессиональной переподготовки и повышению квалификации руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления государственных и муниципальных учреждений, к компетенции которых относятся вопросы реализации государственной молодежной политики, формирование кадрового резерва.
Информационное обеспечение предусматривает:
- осуществление мониторинга хода реализации государственной молодежной политики и подготовку ежегодного доклада о положении молодежи в субъекте Российской Федерации, включая сбор и анализ информации по основным направлениям молодежной политики;
- организацию издания информационных, методических и исследовательских материалов для молодежи и специалистов, работающих с молодежью;
- организацию производства и трансляции теле- и радиопередач по молодежной тематике;
- организацию поддержки и развития системы информационных ресурсов в сети Интернет, освещающих вопросы молодежной политики;
- организацию размещения социальной рекламы молодежных программ и услуг для молодежи;
- Ожидаемые результаты
Реализация Концепции должна обеспечить совершенствование системы работы с молодежью в Республике Коми и повышение доли бюджетных средств, выделяемых на ее осуществление.
Оценка хода реализации Концепции производится на основании целевых показателей результативности, устанавливаемых региональными нормативными правовыми актами, последовательное и поэтапное достижение которых должно привести к следующим результатам:
- снижение уровня безработицы среди молодежи трудоспособного возраста и сокращение доли не работающей и не учащейся молодежи;
- сокращение количества правонарушений и преступлений, совершаемых молодежью;
- увеличение доли молодежи, вовлеченной в позитивную социально-культурную деятельность и волонтерские программы, в общей численности населения в данной возрастной группе;
- увеличение численности молодежи, систематически занимающейся физической культурой и спортом;
- увеличение численности молодежи, участвующей в деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- увеличение численности молодежи, вовлеченной в предпринимательскую деятельность;
- увеличение количества субъектов малого предпринимательства за счет предприятий, созданных молодыми людьми, получившими финансовую и иную поддержку;
- увеличение численности молодежи в региональных законодательных и исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления и их учреждениях;
VII. Этапы реализации Концепции
Концепция реализуется в 2 этапа.
На первом этапе реализации Концепции (2015год) предусматривается осуществить:
- внесение изменений в нормативно — правовые акты, в целях реализации положений Концепции, а также обеспечения защиты законных прав, интересов и потребностей молодежи;
- разработку и утверждение программ, комплексных планов и перечней мероприятий, направленных на реализацию основных направлений государственной молодежной политики, определенных в Концепции;
- разработку и утверждение региональными нормативными правовыми актами значений целевых показателей результативности по основным направлениям государственной молодежной политики;
- научно-исследовательские работы в сфере молодежной политики, мониторинга положения молодежи;
- разработку стандартов оказания услуг учреждениями органов по делам молодежи;
- организацию обучения кадров в сфере молодежной политики.
На втором этапе реализации Концепции (2015-2020 годы) предусматривается осуществить:
- оценку результатов мероприятий первого этапа реализации Концепции;
- корректировку значений целевых показателей результативности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики;
- мониторинг ситуации в молодежной среде и корректировку реализуемых программ;
- внедрение результатов научно-исследовательских разработок;
- разработку дополнительных программных документов, направленных на нормативно-правовое, организационное и экономическое обеспечение государственной молодежной политики;
- формирование единого информационного пространства для молодежи.