Мы продолжаем рубрику «Персонаж», в которой будем рассказывать о реальных фактах из жизни нереальных персонажей мира кино и компьютерных игр.
«Раз, два, Фредди в гости жди… Три, четыре, двери затвори…» Кто не помнит эту жуткую считалочку? Стук каблучков прыгающих через скакалку девочек — жертв ужасного маньяка — и леденящая душу мелодия. Нет ничего страшнее, чем оказаться в кошмаре, тем более что этим кошмаром управляешь не ты, а Он.
Все знают его как Фредди. Полное же имя персонажа — Фредерик Чарльз Крюгер. Жизнь Фредди не заладилась не то что с самого начала, а за девять месяцев до его рождения. Молодая монашка Мэри Хелена (до монашества Аманда Крюгер) по недосмотру персонала психиатрической лечебницы, где она работала, была случайно заперта в помещении, где нашли свой приют самые опасные психи, маньяки и прочие душевно больные люди. Несколько недель кошмара наву, и через девять месяцев Аманда родила Фредди. После чего благополучно сошла с ума, а будущий Спрингвудский Потрошитель отправился в приёмную семью. Как и большинство маньяков реальных, Фредди пережил очень тяжёлое детство. Отчим (в дальнейшем ставший первой жертвой Крюгера) в пьяном угаре постоянно избивал Фредди, друзей у мальчика не было, а в школе над ним постоянно издевались. Вот и готов лучший рецепт по приготовлению маньяка-убийцы? Нет. После убийства отчима Фред качественно замёл следы, и за недостатком улик был отпущен на все четыре стороны.
Спустя какое-то время Фредерик устроился работать в котельную, женился, и у счастливой четы Крюгер родилась дочь. Никто и не подозревал, что кошмар уже начался. Регулярно на улице Вязов стали пропадать дети. Первой об ужасном увлечении Фреда узнала жена. Догадка, что её муж и есть тот самый маньяк, стала фатальной. Крюгер убил жену прямо на глазах у дочери. Тем временем местная полиция бросила есть пончики и таки вышла на убийцу. Крюгера арестовали и… полиция, опять проголодавшись, поспешила вернуться к пончикам, и допустила юридическую ошибку (по версии первого фильма, кто-то не поставил нужную подпись в документах). Фредди вышел на свободу чистеньким, а жители Спрингвуда, взбешённые полицейской халатностью, уже готовили самосуд. Загнав Крюгера в котельную, родители погибших детей, наплевав на то, что «месть подают холодной», закидали маньяка коктейлем Молотова. И упоённые чувством возмездия разошлись по домам. Но и в тот момент кошмар не закончился.
Перед смертью Фред увидел трёх Демонов Сновидений, которые за ма-а-аленькую плату в размере одной души предложили взамен своеобразную форму бессмертия: Крюгер сможет существовать в чужих снах. Пусть это и не реальный мир, но есть и свои плюсы:
1) Крюгера невозможно будет уничтожить;
2) Крюгер станет всемогущим в рамках своего мира;
3) Души убитых им людей будут делать его сильнее;
4) Месть, месть, месть!!!
Размышлять и взвешивать «за» и «против», пока горишь в пожаре, не особо удобно и, надо полагать, очень больно. Фредди соглашается на сделку без колебаний, и Кошмар на улице Вязов разгорается с новой силой.

Кошмар на улице Вязов (1984 год)
Самый жуткий из кошмаров, по мнению многих. Концепция фильма типична для фильмов ужасов той эпохи: некий маньяк с чувством, толком и расстановкой убивает молодёжь. Справиться с ним может только главный герой (в нашем случае, героиня, которую зовут Ненси). Образ Крюгера ещё не раскрыт, он представляет собой смесь из клишированного в то время образа молчаливого маньяка-убийцы и рвущейся на волю, но сдерживаемой бури задора и креатива от Роберта Инглунда – Фредди Крюгера всех времён и народов.
Инглунду повезло стать иконой киноманьяков благодаря воле случая. Решив методично капать на мозг своей подруге, Роберт намазал лицо театральным гримом и n-ное количество времени так существовал в повседневной жизни. Неизвестно, сошла ли с ума его подружка и не скончалась ли она во сне, но Роберту посчастливилось встретиться со сценаристом и режиссёром первого «Кошмара» Уэсом Крейвеном будучи загримированным. Так же в фильме, как и в кинематографе в целом, дебютировала ещё одна звезда вселенского масштаба. На роль Глена (друг главной героини) пришёл пробоваться Джеки Эрл Хейли и за компанию приволок своего товарища, дабы нескучно было. В итоге Джеки стало нескучно, а пробы прошёл его товарищ. Ничем не приметный парнишка без актёрского образования, но великолепно чувствующий себя перед камерой – Джонни Депп. Правда, спустя много лет Джеки тоже не остался в долгу перед Крюгером, но об этом чуть ниже…
В целом, Крюгер в первом фильме мрачен, страшен, ещё не особо харизматичен, но уже любит поскрипеть лезвиями и жутко хихикать. Особенно интересна находка Крейвена: сочетать события во сне и реальной жизни. Например, во сне Крюгер вешает жертву в тюремной камере, а в реальной жизни это выглядит как самоубийство. Правда, Уэс не «вывез» задумку, да и не особо уделил ей внимание. Фонтан крови из кровати Глена при его убийстве во сне в реальной жизни не оправдывается никак. Получается, спал парень и, внезапно провалившись в кровать-блендер, вылетел из него свежим и сочным фрешем.
Интересно, что Крюгер должен был предстать перед нами в чёрном плаще, но из-за суеты на съёмочной площадке в этом плаще кто-то ушёл домой. По крайней мере, я так думаю. Поэтому пришлось отобрать свитер у одного из осветителей и отдать Крюгеру. Как говорит сам Уэс, он где-то вычитал, что зелёный и красный цвет — самое трудноусваиваемое сочетание. На поверку, в таблице сочетаемости цветов они значатся как не гармонирующие друг с другом. Получается, что Крюгер просто безвкусно одевается, а его свитер ни фига не пугает глаз.
-
-
Инглунд
-
-
Хейли
Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди (1985 год)
По итогам кассовых сборов первый фильм собрал баснословные деньги — 25 504 513$ при затраченных 1 800 000$. Это спасло компанию NewLineCinema от банкротства (за это студию в шутку называют «Дом, который построил Фредди») и дало жизнь продолжению серии.
Победив Крюгера, Ненси торжествует (хотя концовка первого фильма уже «тонко» намекнула, что Фредди и не думает подыхать), а в дом на улице Вязов переезжает новая семья. Молодой парень Джесси начинает видеть кошмары и ещё не понимает, что именно ему суждено дать Крюгеру ещё один шанс побесноваться в реальной жизни.
Концепция фильма изменилась кардинально: у Крюгера на порядок больше экранного времени, образ целиком и полностью отдан на откуп Инглунду, который раскрыл свои маньяческие наклонности и замашки на полную катушку, а по количеству безвременно покинувших наш бренный мир второй фильм опережает всю серию.
Оригинальная идея сочетать сон и реальность использована и тут и даже более развёрнуто. Крюгер периодически вылезает в реальный мир через Джесси (почему-то вспомнился момент в фильме «Эйс Вентура 2: Когда зовёт природа», где Эйс «рождался» из носорога. Хорошо, что в «Кошмарах» не реализовали ничего подобного), кромсает очередного донора души и отчаливает восвояси, оставляя Джесси офигевать от массы навалившихся вопросов, вроде «Что я тут делаю?», «Что это за кусок мяса возле меня?», и «Откуда у меня на руке перчатка Крюгера?!» За время просмотра нам многое предстоит пережить, и даже побывать на Open-аir-вечеринке у Фредди.
В итоге Любовь побеждает Зло, и теперь уже Джесси вылезает из Крюгера. Хэппи Энд?
Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна (1987 год)
Самая любимая автором часть.
Крюгер довёл всю молодёжь Спрингвуда «до ручки», и теперь большая часть молодого поколения улицы Вязов пребывает в психушке. Ребята категорически отказываются спать и делают всё возможное, чтобы этого не произошло. Но от Фредди нет защиты, будь то тюрьма или психушка, стены и решётки его не остановят. Вы сами его приведёте туда, где находитесь.
Серия начинает разгоняться не на шутку! Повеселились так, что потеряли на съёмках оригинальную перчатку Крюгера (стырил её друг и коллега Крейвена Сэм Рэйми. Почему именно он? Перчатка засветилась в кадре его фильма «Зловещие Мертвецы 2»). Фредди становится уже не антагонистом, а главным героем. Кому интересна очередная партия бегающего и кричащего мяса? Тем более Роберт Инглунд вошёл во вкус, и теперь Фредди именно такой, каким зритель его полюбил: чернющий юмор, нездоровый сарказм, «коронная фраза» на каждое действие и маниакально-тонкий подход к жертвам. Ему уже скучно их кромсать, пришло время поиграть на страхах. «Добро пожаловать в Прайм Тайм, самка собаки!»
Хотя надо отдать должное актёрам, за то короткое время «жизни» на экране, которое им выделено сценаристами и Крюгером, характеры персонажей успевают раскрыться, и переживать за них вполне можно. Кстати, помимо примкнувшего к составу сценаристов создателя «Ходячих Мертвецов» Френка Дарабонта в фильме опять мелькают будущие звёзды экрана. На этот раз на экране засветился Ларри (так указан в титрах), он же Лоуренс Фишбёрн, известный по роли Морфиуса в кинотрилогии о каком-то там Избранном.
Концепцию сочетания сон/реальность создатели стараются соблюдать, но порой на реальность хорошенько плюют и погружают нас в атмосферу полнейшего сумасшествия. Девушка прыгает головой в телевизор, «лунатик» проходит через закрытые двери и всё в подобном духе. Отличительной чертой фильма становится «фишка», что спящий может быть во сне кем угодно (но «роль» можно выбрать один раз и поменять способность почему-то больше нельзя), а значит и противостоять Крюгеру вполне реально. Это своеобразная отсылка к теории «осознанных сновидений», когда человек знает, что спит, и может управлять ходом событий. Учитывая это, тем более становится непонятно, почему нельзя адаптироваться к ситуации, отращивая крылья, хобот или что-нибудь подходящее? Так или иначе, благодаря этой находке финал фильма напоминает очередь дуэлей каждого из персонажей с Крюгером. Победить его получается, только перезахоронив останки в реальном мире (надо заметить, довольно агрессивные, вооружённые перчаткой и быть погребёнными явно нежелающие) и окропив их святой водой. Фредди побеждён. Да неужели?

Фредди любит танцевать

и детей
Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна (1988 год)
Прямое продолжение предыдущей части. Несколько детишек выжили после событий в психушке, но те, кто наивно полагал, что теперь смогут спать спокойно, невероятно ошибались. Благодаря самому оригинальному воскрешению за всю историю кинематографа (помните, как собачка Билли Кинкейда справляла нужду струёй напалма на свалке?), Крюгер снова приступает к истреблению молодёжи.
Авторы продолжают оригинальничать. Погибая от рук маньяка, Кристен, последняя из детей улицы Вязов (чьи родители устроили ночь страшного суда с последующим Крюгер-барбекю), передаёт свою способность затягивать в сны других людей подруге Элис. Со способностью передалась и часть души девушки, а это значит, что «последний» ребёнок с улицы Вязов ещё жив и может неплохо посодействовать в собирательстве свежих душ, непреднамеренно затягивая в свои кошмары друзей и знакомых. Как оказывается, Элис научилась получать силу всех погибших и становится очень крутой ближе к финалу. Интересно, а может это был её тайный замысел? Отдать всех неугодных на съедение маньяку, получить их силу и захватить мир? Но мы отвлеклись…
Фильм смотрится не хуже прошлой части, но особенных новшеств (кроме сценарных) уже не прослеживается. Чуть лучше спецэффекты, чуть качественнее грим, но в целом серия достигла золотой середины, и что-то менять кардинально не имело смысла. Крюгер как всегда харизматичен, его юмор и методы истребления молодёжи искрят и фонтанируют. Фредди стал настолько популярным, что Роберт Инглунд впервые поставлен в титрах на первое место. Ну, и в довесок ему ещё увеличили экранное время.
На этот раз Фредди побеждают детским стишком и его собственным отражением в зеркале. Наивные…
Кошмар на Улице Вязов 5: Дитя сна (1989 год)
Элис беременна и готовится стать мамой. Хитрый и находчивый Крюгер готовится возродиться в лице её сына. Для этого он подкармливает плод душами своих очередных жертв, а также посещает малыша во сне.
Становится понятно, что серия начинает выдыхаться, и это отлично видно по кассовым сборам. Фильм окупил затраты, но уже не так баснословно, как предыдущие части. Да и на съёмках хватало загвоздок, что, без сомнения, отразилось на качестве. Сценарий переписывался столько раз чуть ли не всей Гильдией Сценаристов (предлагали написать сценарий даже самому мастеру ужаса Стивену Кингу), что хватило бы ещё на три-четыре продолжения. Единственный, кто вытаскивает фильм за уши, это, конечно же, Фредди. В первоначальной версии сценария его глумление над жертвами было настолько жестоко, что большую часть пришлось вырезать. Например, в сцене где одна из жертв Крюгера ужинает с семьёй, он… Вот видите, даже наш редактор не пропустил описание этих зверств. И слава Богу, целее будут нервы.
Ну, и финал достоин отдельного пинка: притянутое за уши «счастливое» воссоединение семьи Крюгер, где Аманда забирает Фредди в утробу… Сценаристы, помните! Наркотики вредят вашему организму!
Фредди мёртв: Последний кошмар (1991 год)
Кульминация всего происходившего в предыдущих сериях. Сюжет закручивается на том, что Фредди успешно отправил на тот свет ВСЮ молодёжь Спрингвуда. Почему Крюгер так раздухарился и по какой причине не упокоился его дух после убийства последнего ребёнка с улицы Вязов, сценаристы умалчивают. Но нет, один парень всё-таки выжил и пытается сбежать из чёртова городка, за пределами которого у Фредди нет силы… Не совсем понятно, как это? Учитывая, что Крюгер является оседлым призраком, он сам не выбирается за границы города… Ну да ладно, сценаристам виднее. При попытке сбежать парень теряет память и попадает в реабилитационный центр. Выбравшись из центра и прихватив с собой несколько новых друзей, он пытается уехать из города и… катается по нему кругами. По мере продвижения сюжета, открывая новые подробности из жизни Крюгера, ребята регулярно по одному отдают Крюгеру душу на потеху жадному до зрелища зрителю.
Фильм неплохой, но уже далеко «не торт». Крюгер стал откровенно паясничать, периодически ломать «четвёртую стену» (это когда персонаж обращается непосредственно к зрителю или совершает показушное действие, которое кроме зрителя никто видеть не может) и занялся скрытой рекламой перчатки PowerGlow- девайса, предназначенного для игры на NES без помощи джойпада. С другой стороны, фильм интересен тем, что открывает завесу тайны и более подробно освещает события, происходившие до того, как Крюгер стал приходить к людям во сне.
И да, Фредди всё-таки убили… Убили? Да ла-а-адно!
Новый Кошмар Уэса Крейвена (1994 год)
Режиссёр первого фильма вновь вернулся к своему детищу и занял режиссёрское кресло, чтобы снять очередную серию «Кошмаров». Но вот не задача, Крюгер начинает сниться Хэзер Лэнгенкэмп, актрисе, сыгравшей роль Ненси в прошлых частях фильма! Фредди реален и теперь мало того, что его нужно победить, так ещё надо убедить в его существовании съёмочную группу!
По задумке Уэса, в подобном ключе должна была быть снята уже третья часть, но эту идею пришлось отложить до лучших времён. Фильм получился неоднозначным. Свежая идея, но Фредди… Это уже не Роберт Инглунд, а настоящий демон сновидений, который совсем не намерен шутить и кривляться. Крюгеру изменили грим, вернули плащ, сделали более страшным и молчаливым, а также серьёзно прокачали перчатку. Теперь это что-то из мышц и костей с пятью лезвиями вместо привычных четырёх.
В целом, фильм довольно неплохой, хотя и очень необычный. Понравится далеко не каждому, но можно посмотреть, в каком ключе снимались оригинальные части «Кошмаров», заглянуть за кулисы и увидеть многих актёров в роли самих себя. К слову, Фредди Крюгер тоже значится в фильме в роли самого себя. Что же, заключительный фильм выпущен, Крюгер побеждён и сказать по этому поводу больше нечего…
Но на улицу Вязов пришел тот, кто вообще никогда не говорит. Он молчаливое воплощение зла. Он тот, кто побывал на Манхэттене и в космосе. Он тот, кто не любит шутить, а может быть и шутил бы, если бы испытывал хоть какие-то эмоции. И теперь Фредди придётся побороться за место на троне!

Фредди против Джейсона (2003 год)
Кроссовер должен был рано или поздно появиться. У Фредди, харизматичного и поэтому сверхпопулярного в своё время персонажа, должен был появиться достойный соперник. Но кто? «Кожаное лицо» из «Техасской резни бензопилой»? Он же идиот. А может Майкл Майерс из «Хэллоуина»? Слабоват. Гостфэйс из «Крика»? Это даже представить смешно. Нет. Это должен быть танк. Машина для убийства. Брутальнее самого Крюгера и полная его противоположность. И при этом он должен быть не менее популярным. Ответ был очевиден — Джейсон Вурхиз.
Звезда собственной серии фильмов «Пятница 13-е» подходил на роль соперника идеально, и под руководством режиссёра Ронни Ю великая битва свершилась!
В Спрингвуде тишь и благодать, никто не помнит об ужасах, творившихся много лет назад. Крюгер заточён в аду, и у него нет сил освободиться. Но хитрый демон опять находит лазейку, придя во сне к Джейсону Вурхизу (как говорил кто-то из писателей, «Сон – это маленькая смерть». Значит, смерть Вурхиза – это его долгий сон?) в образе его мамы, он натравливает маньяка на улицу Вязов в надежде, что убийства, совершенные Джейсоном, будут списаны на Крюгера. Значит его вспомнят, снова начнут бояться и дадут силы вернуться в кошмары! Хитрый план сработал, но Джейсона уже не остановить! Он крошит в салат всех подряд, а это значит, что Крюгер лишается душ, которые считал своими по праву. В этой битве суждено выжить только одному маньяку. Бедным людишкам остаётся попытаться выжить, находясь между Джейсоном, убивающим в реальной жизни, и Фредди, убивающим во сне.
В целом, фильм отличный. Люди заскучали по любимому персонажу (с момента последних «Кошмаров» прошло девять лет), а тут ещё и извечный вопрос решается: кто сильнее? Динамика картины больше свойственна молодёжным триллерам современности, и фильм не столько пугает, сколько просто держит в напряжении. Два фильма в одном, разные характеры злодеев, разный подход к жертвам, постоянное действие и шикарное противостояние двух величайших киноманьяков с финальной битвой на «Кристальном озере» — это нужно увидеть. Кроме того, фильм напичкан «пасхалками» и отсылками к прошлым частям обоих франшиз, что, без сомнения, будет приятно увидеть поклонникам и той, и другой серий. Кто победил? Каждый сам решит.
У фильма должно было выйти продолжение, но так и не вышло. Картина под названием «Фредди против Джейсона против Эша» (FreddyvsJasonvsAsh) нашла воплощение как серия комиксов и снискала популярность среди фанатов.
Кошмар на улице Вязов (2010)
Ремейк первой картины с тем самым Джеки Эрл Хейли в роли… Крюгера! Ради такого стоило подождать 26 лет, и фиг с ней, ролью Глена.
Картина повторяет события оригинала с поправкой на более раннюю версию сценария Уэса. Крюгер из детоубийцы превратился в педофила (нет, это не паразитирование на популярной сегодня теме в США, так задумывал Крейвен в первом фильме). Правда, работал он по новой версии не в котельной, а садовником в детском саду. В остальном фильм очень уж на любителя. Крюгер стал похож на жареную лягушку и чем-то напоминает Аватара горячего копчения, да простит меня Джеймс Кэмерон. С другой стороны, образ Крюгера вернули к первоначальному варианту: он очень мрачен, немногословен и жесток. Хотя Фредди и лишён коронного юмора, да и с жертвами он расправляется исключительно с помощью перчатки, всё же он узнаваем, за что надо сказать спасибо Джеки, отлично вжившемуся в образ и отыгравшему на твёрдую пятёрку. Особенно хорошо заметна игра актёра в «прижизненных» сценах Крюгера, где Фредди становится даже немного жаль.
-
-
Крюгер Инглунд
-
-
Крюгер Хейли
Кроме разнообразного контента, у Фредди было собственное шоу (которое, к сожалению, закрыли так и не выпустив в эфир) и сериал, где Крюгер выступал в роли ведущего (да-да, прямо как «Байки из Склепа»). Некоторые серии освещали события, не показанные в фильмах.
Также у Фредди были собственные компьютерные игры, самой известной из которых является NES-версия. Сюжет находится где-то на уровне третьего фильма: главный герой должен бегать по Спрингвуду, собирая во сне кости Крюгера и отбиваясь от маньяка с помощью уникальных способностей (на манер тех, что персонажи получали во сне в третьем фильме).
В игре MortalKombat 9 Фредди является DLC-персонажем (можно купить за деньги) и представляет собой киношный образ 2010-го года с некоторой модернизацией — теперь у Крюгера две перчатки. У него есть набор комбинаций, спецударов и добиваний в духе киношного образа.

Версия Mortal Kombat
Что же, Крюгер вновь побеждён, но каждый знает, что он ещё вернётся. Вернётся, чтобы наполнить мир сновидений своими Кошмарами. Один из самых страшных киношных злодеев затаился и ждёт момента, когда человек будет наименее защищён – во сне!
Мерил перчатку и полосатый свитер Сергей Хохлин