В Сыктывкаре проходит Молодёжный медиафорум Северо-Западного федерального округа для молодых пиарщиков и журналистов. Наш корреспондент испытывает все тяжести участника на собственной шкуре.
ОТКРЫТИЕ
К 9 утра народ уже подтягивается. На остановке стоят автобусы, из которых тянутся толпы народу. Ещё десяток человек стоит на крыльце драмтеатра.
Внутри царит поколение Y, безумно стремящееся к самоидентификации и только к ней. Вокруг камеры, смартфоны, планшеты и вспышки, вспышки, вспышки… Фотографируют не только себя, а вообще всё вокруг. Людей, прессволл, стены.
Регистрация проходит в разговорах со знакомыми ребятами. Студентов СыктГУ здесь больше всех, что логично, ведь университет – один из организаторов медиафорума. Приезжие из других районов республики и регионов страны кучкуются собственными тусовками. Некоторые пробуют знакомиться.

Нас разбивают не только по направлениям (печатные СМИ, фотожурналистика, блоггинг и другие), но и по командам. На следующий день эти команды должны будут пройти через деловую игру «Ночь перед дедлайном».
К 10 часам утра нас запускают в актовый зал театра, где через пару минут пройдёт официальное открытие. 300 человек из Калининградской, Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Новгородской, Волгоградской областей, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Удмуртии, Карелии и Коми (не считая журналистов и випов) располагаются в удобных креслах.

На сцене один за одним появляются временно исполняющий обязанности Главы республики Вячеслав Гайзер, спикер Госсовета Коми Игорь Ковзель, ректор СыктГУ Марина Истиховская, заместитель полпреда Президента в СЗФО Любовь Совершаева, начальник управления молодёжных социальных программ и международной деятельности Росмолодёжи Игорь Раевич. Каждый хвалит нас, молодых и амбициозных, говорит, что за нами будущее и без нас никак. Когда идут вдохновляющие речи, начинаешь думать, что ты делаешь что-то действительно важное. Аж дыхание захватывает.


Потом мы все как один встаём под гимны Российской Федерации и Республики Коми. Вокруг каменные лица (особенно у ведущих, на которых направлен свет, и они обязаны держать одну и ту же мину). А пока мы упиваемся торжественностью момента, за кулисами разминаются танцоры. На них не направлены объективы фотокамер и осуждающие взгляды соседей. Да и на сцену выходить через минуту, лучше лишний раз повторить движения.
«Dancefuture» — те самые танцоры из-за кулис – невпопад дансируют. Движения настолько нескоординированные, что даже человеку без особого танцевального образования видно, что это плохо. «Это не движения, а судороги!» — приходит СМС от знакомой.
Танцоров сменяет заместитель руководителя Инфопотока Юля Харькова. Кеды и деловой костюм она объясняет тем, что, во-первых, всё серьёзно, а во-вторых, тут собрались друзья, которые не должны забывать и о веселье.
— Вам передают привет ребята из города Воронеж! – говорит она, а на проекторе идёт видео, где форумчане из Воронежа передавали привет городу Сыктывкар. Не знаю, как у остальных, а у меня в голове мысль: как можно доверять форуму, где организаторы не знают элементарных правил русского языка. В городе ВоронежЕ и в городе СыктывкарЕ. Это так, на всякий случай.
Но заканчивает Юля, и этого нельзя отрицать, отлично. «Самое главное, чтобы форум прошёл интересно для вас. Как говорит Ургант: «Работаем, ребята, работаем»». Едем работать.

КАК ГОРОДСКИЕ СМИ МЕНЯЮТ СРЕДУ
Анна Балагурова, главный редактор питерского филиала «TheVillage», задаёт грамотный первый вопрос: а кто вообще знает об этой интернет-газете? 70% даже не слышали. Отлично подготовились.
Лекция полезна. Новая городская журналистика – действительно крутая штука. При таком подходе журналисты влияют на жизнь города, ведь он – это не общежитие на несколько миллионов человек, а нечто большее.
Что интересно, в Сыктывкаре есть группки инициативных людей, которые стремятся менять облик столицы. Только на каждую такую группку находятся толпы вандалов.
— Мы существуем, чтобы в городе что-то менялось, — говорит Анна. — Аудитория – люди, которые были в Европе и представляют, насколько европейские города интересны, но при этом не собираются эмигрировать. В Сыктывкаре я за один день заметила, что люди свой город не очень любят. Большинство на вопрос «что здесь можно посмотреть?» отвечают, что приезжий будет разочарован даже самыми приличными местами. Таксист привёл мне в пример историю о каком-то вашем парке с фонтанами, — скорее всего это про «Парму», — который мэрия уничтожила и поставила на его месте торговый центр. У меня возникает вопрос: что делали люди, когда демонтировали их фонтаны и уничтожали аллеи? Наверное, смотрели федеральные каналы на плазме, купленной в кредит. Многие изменения в городе возможны без вмешательства властей. Уборка собственного двора решается на уровне комьюнити.
И тут Анна приводит пример, как TheVillage раскачал петербуржцев на тему велосипедов. Три года издание доказывало, что велосипедный транспорт это не просто дёшево и удобно, но ещё и необходимо. В конце концов, власть тоже это поняла.
Среди всей милоты о том, как раскачать людей, придумать тему, провести эксперимент, проскальзывает мысль, что население нашей страны – доброе. Вчера под окном группа мужчин лет 30 в нетрезвом состоянии очень по-доброму выясняла отношения.
Истина, конечно, посередине. Всё не так печально, ведь только в этом зале собрались 300 человек, которые хотят создавать что-то полезное. А ведь, как сказала Анна, если люди будут что-то создавать, нам будет о чём писать. Пишет TheVillage позитивные вещи.
Лекция прошла полезно.

ZYALT
— Я совершенно не знаю, о чём рассказывать. Мне сказали, что могу говорить, о чём угодно. Будут какие-то люди, и им совершенно всё равно, что слушать.
Илья Варламов – полная противоположность Анны Балагуровой. Вместо хрупкой и подготовленной девушки с презентацией мы получаем высокого, крепкого и очень кучерявого блогера с хорошо подвешенным языком, да к тому же занимающего сейчас первое место в топе ЖЖ.
Если на главвреде TheVillage слушатели без проблем заходили в Интернет с гаджетов, то zyalt манерой общения и чувством юмора наконец-то отвлёк аудиторию от контактов и твиттеров.
Блогер беспощадно проходится по Сыктывкару («Меня поселили в гостинице, где нет Интернета. За последние четыре года я объехал не меньше 150 стран, был в самой отдалённой заднице, вроде Сомали. Даже там, в гостинице за 20$, где есть только стены и кровать, работает wi—fi»), журналистике в России («Состояние СМИ – Паралимпиада. Вроде, и праздник какой-то, и люди хорошие, но ты понимаешь, что это праздник со слезами на глазах»), самому форуму («Здесь висит логотип «Росмолодёжи». Уверен, уже завтра начнут писать, что Варламов «путинская подстилка», «селигиреш», хотя ещё вчера, когда освещал Майдан, меня называли предателем и «пятой колонной»).
Кстати, насчёт медиафорума – zyalt прилетел в Сыктывкар абсолютно бесплатно. Как ещё мог поступить человек в носках с британским флагом и причёской афро из семидесятых?
Лекция прошла интересно.
СОЛЯНКА
Всё проходит в бешеном темпе. С лекции об инфопотоке бегу на обед, где дают солянку, оттуда на экскурсию в музей. Здесь людям не слишком интересно: кто-то уже не первый раз, а кому-то просто неохота слушать об истории Сыктывкарского университета. В итоге, из 60-70 человек, которые должны были присутствовать на экскурсии, остаётся человек 20-30.
Затем в ожидании Бабаева, мы слушаем организаторов о том, что нам предстоит делать вечером и оставшиеся два дня. Кейс, дедлайн, диспоненты, юзаная… Конечно, некоторые слова здорово поместились в русский язык. Дедлайн, например, удачно заменил «крайний срок». Но всё остальное… Неужели «кейс» звучит лучше, чем «задание», а «диспонент» лучше, чем «сопровождающий»? Почему-то за повсеместное использование англицизмов предателем ещё не объявляют.

БАБАЕВ
Ведущего «Других новостей», обладателя самого позитивного голоса российского телевидения и приветствуют позитивно – бурными и продолжительными аплодисментами. Он сразу же предлагает провести занятие в виде вопросов-ответов.
— Существует ли цензура на Первом канале? – сразу же звучит провокационный вопрос.
— С цензурой я не сталкивался, просто есть понятие самоцензуры. Каждое СМИ действует в определённой системе координат. Оно принадлежит государству или бизнесу и, естественно, не может порочить имя хозяина, — ловко отвечает Сергей. В этот момент ты ощущаешь себя как будто перед экраном телевизора. Голос делает своё дело.
Занятие протекает неспешно, и вместе с этим неторопливым ритмом надвигается апатия. Она идёт постепенно, с задних рядов, и вдруг накатывает на меня и моих соседей. Они дружно утыкаются в новостные ленты соцсетей.
— На меня Эдвард Чесноков (известный блогер – прим. ред.) в инстраграмме подписался! Сам, я на него не подписана! Это победа! – радостно сообщает соседка. Круто, что сказать.
Сергей продолжает отвечать на вопросы, некоторые из них если не дублируют друг друга, то очень близки. Кому-то действительно интересно, но в основном звучат прописные истины журналистики. Плавно-плавно мы закончили.
Лекция прошла скучновато и несодержательно. По крайней мере, для меня.
НИКУЛИН
Журналист издательского дома «Комсомольская правда» Николай Никулин не впечатлил вывеской – не моя это газета. Но похожий одновременно на Джонни Деппа и Альберта Эйнштейна парень в очках, который просто уселся на парту перед нами и начал рассказывать, почему печатные СМИ скоро умрут, мигом перевернул представление.
Не буду долго тянуть с тем, чтобы сказать: это самая интересная и полезная лекция за день. Сначала мы говорим об обрезании в программе Малышевой, от этого плавно переходим к вымиранию печатных СМИ и почему это плохо, далее полёт мысли уводит к Ницше, Фуко и Барту и так далее.
Сергей театральничает, картинно вскидывая руки, но это не раздражает. Серьёзно, ты хочешь подражать ему, а девушки тают, забыв о том, что ещё пару часов назад думали, какой классный Илья Варламов.
Лекция сводится к одному – сегодня автор становится главным. Когда каждый пользователь соцсетей начинает производить контент, то он превращается в автора. Хорошо это или плохо, решать каждому в отдельности.


ВЕЧЕР
Усталость, усталость и только усталость.
За последние четыре часа мы успеваем поужинать, мило побеседовать о кинематографе, послушать лекции о молодёжных медиагентствах, начать работать в своих группах. В голове каша.
Ах, да. Меня выбрали главным в своём медиаагентстве. Замечательно.
Сегодня домой пришёл после 23:00, боюсь представить, что будет завтра.
Алексей Боровенков
Фото Ольги Дощечниковой